Почему важно выплачивать сотрудникам бонусы и где стартапам взять на это деньги?

Рассказываем историю компании CloudPayments, которая почти сразу после выхода на рынок начала выплачивать сотрудникам бонусы и почему не собирается останавливаться.

Почему важно выплачивать сотрудникам бонусы и где стартапам взять на это деньги?

Лучшая мотивация для большинства (73%) работающих россиян — бонусы и премии. Но только 52% компаний могут себе позволить мотивировать коллектив таким способом. Это следует из результатов опроса Аналитического центра НАФИ. В целом россияне рассчитывают на следующие вознаграждения: 56% ждут тринадцатую зарплату, 41% — наличие социального пакета, а 25% — отгулы и выходные.

Почему важно выплачивать сотрудникам бонусы и где стартапам взять на это деньги?

По уровню заработных плат, а соответственно и по бонусным выплатам лидируют финансово-банковский сектор, топливно-энергетический и промышленный комплексы. В основном это компании с историей и выработанной практикой бонусной системы.

Стартапы часто не могут мотивировать сотрудников дополнительными деньгами. Первые годы в таких компаниях речь может идти только о выживании. Так было и в компании CloudPayments: сооснователи брали кредиты на зарплаты для коллектива, так что о бонусах разговора в начале не шло. Но к выплатам годовых бонусов в итоге все равно пришли. Рассказываем как.

Годовой бонус и чем он отличается от других

Все зависит от правил конкретной компании, но все бонусы основаны на производительности сотрудников. Распределяют в зависимости от того, как коллектив способствует достижению целей компании. Сотрудник может получить крупный или не очень бонус, а то и вообще никакого — все зависит от успешности сотрудника, отдела, компании. Это некое «разделение прибыли».

Также в стартапах и не только распространена практика, когда в конце года деньги выводятся на выплаты акционерам, собственникам, генеральным директорам. Мы не стали идти по такому пути. За все время работы CloudPayments дивиденды не выводились. Все деньги шли на развитие сотрудников.

Поэтому мы пришли к решению, что будем выплачивать годовой бонус всем, кто отработал год и более. При этом должности не важны. Решение приняли в 2017 году, когда компании из 20 человек было 3 года. На тот момент мы были как семья — все «пахали». Показатели компании выросли 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Мы вышли на уровень дохода выше запланированного. Решение о выплатах принял CEO.

Многие компании переживают, что после выплат бонусов работники могут уволиться, но в нашем случае 90% сотрудников 2017 года с нами и по сей день. Они стали чаще интересоваться, что могут сделать дополнительно, а также активно браться за новые проекты, которые были на стадии запуска. Два проекта в компании мы запустили раньше планируемого срока.

Почему мы выплачиваем годовые бонусы

Начисления годового бонуса для всех сотрудников в этом году будут проходить в третий раз. Да, сейчас нас уже не 20, а 140 человек. Но с ростом штата компании растет и прибыль, поэтому практика начисления и выплаты годовой премии не умирает, а даже положительно растет. Так за 2017 год сотрудники получили по окладу, за 2018 — уже 30% сотрудников получили несколько окладов, за 2019 года (спойлер для сотрудников) — рассчитываем, что уже 70% коллектива получат несколько окладов. Сейчас 60% сотрудников компании работают больше года.

Причина этого проста — «Люди — наш главный актив». Мы конкурентоспособны, потому что наши сотрудники делают все возможное для партнеров. Сотрудники добиваются высоких результатов весь год, зная, что могут заработать больше денег.

Каждый квартал мы оцениваем уровень удовлетворенности сотрудников работой в компании (eNPS). В 2017 году показатели eNPS были на уровне средних по рынку ИТ — это 50%. После выплаты годовой премии весь 2018 год показатель eNPS был стабильно выше среднего минимум на 20%. Также в течение 2018 года руководители мотивировали сотрудников на достижение в том числе и возможностью выплаты годовой премии. Сотрудники из ИТ и бэк-офиса осознали свое непосредственное влияние на увеличение прибыли компании, стали более проактивными и мотивированными. К слову о текучке — она менее 5%.

Методики высчитывания бонуса

Чаще всего считают определенный процент от оклада. Например, менеджерам и специалистам среднего звена, как правило, выплачивают оклад, руководителям — 2-3 , топ-менеджменту — до 10 окладов.

Мы выработали свою методику. Во-первых, размер бонуса определяет непосредственно руководитель сотрудника. Свою позицию он аргументирует перед HR-директором и CEO компании. Руководители очень четко видят работу каждого. Поэтому мы можем устанавливать неограниченные коэффициенты к бонусу от +1 до +10 окладов, независимо от должности.

Например, рассмотрим работу менеджера по продажам. В течение 10 месяцев он перевыполнял план продаж на 120%. Помог внедрить индивидуальное решение для своего партнера (так мы называем клиентов). В таком случае менеджер получил 7 окладов.

Если взять бэк-офис, то у таких специалистов всегда четко прописанные задачи, и они получают оклад. Но если выполняют больше или эффективнее, чем прописано в должностной инструкции, то могут рассчитывать на годовой бонус выше оклада. Например, тестировщик. Он выполняет задачи согласно своей должностной инструкции по ручному тестированию. Но в компании появляется потребность в автоматизации этого процесса. Если сотрудник по своей инициативе изучил язык программирования и в рамках года написал автотесты, то он может получить 2 оклада.

Как формируем бонусы и когда выплачиваем

В октябре проводим встречи руководителей с HR и CEO, где обсуждаются суммы годовых премий. В ноябре генеральный директор проводит годовые ревью с каждым сотрудником, где в присутствии HR-директора и непосредственного руководителя объявляет сумму. На этом ревью также рассматривается возможность повышения зарплаты и должности сотрудника.

Что делать, если работник пришел в январе? Рассматривать каждый случай индивидуально. Если показатели выше должностных обязанностей, то он может рассчитывать на бонус.

Но есть и ложка дегтя в бочке меда. Некоторые сотрудники могут получить бонус меньше оклада. Такие ситуации были в нашей практике. Как правило, сотрудник в следующем году заметно улучшает свои показатели. Годовой бонус не гарантирован, его действительно нужно заработать.

Выплачивается бонус в марте-апреле следующего года.

Всегда на максимум

Мы убеждены, что выплата бонусов — правильное и долгосрочное решение для нашей компании. При этом понимаем, что выплата бонусов не единственная тактика привлечения и удержания сотрудников. Бонусы не заменят четкого управления, своевременную обратную связь, предоставления возможностей для обучения, развития и других нематериальных льгот.

Бонусы + нематериальные поощрения = круг преданных своему делу талантов — а это самое большое конкурентное преимущество, которое может иметь любая компания.

1212
4 комментария

Круто! Молодцы! Инвестируя в команду, все вернется в разы)

1
Ответить

А где деньги то брать?))

Ответить

Из заработанного и сохраненных дивидендов ) 

Ответить

Интересный заголовок, но статья — унылая. Непонятно, где связь между бонусами двумя запущенными раньше срока проектами. А что с остальными — запущены позже срока?

Ответить