Роль собственника в найме ключевых сотрудников: как и где искать ТОПов, которые работают на результат
Статья для предпринимателей, которые хотят делегировать и нанимать эффективных сотрудников, но не знают, как.
По моему мнению собственник должен заниматься стратегией, а не наймом.
На стратегию нужно время и чтобы найти его, важно правильно относиться к планированию. В конце статьи я подготовил для вас инструмент “Идеальная неделя”, который поможет вам найти до 40 часов свободного времени в месяц.
Для многих предпринимателей рекрутинг — настоящий дремучий лес, где каждый из них уже набил свои шишки и теперь с опаской смотрит в сторону найма. В этой статье разберемся:
- как собственнику искать классных сотрудников
- кто ему в этом может помочь и
- из-за чего на ваши вакансии может никто не откликаться.
А в конце статьи расскажем, что делать, чтобы новый сотрудник как можно скорее начал приносить результаты в компании.
1. С чего начать, если вам нужен сотрудник?
Как понять, какой сотрудник нужен — ассистент, операционный директор, управляющий или кто-то еще?
На первом этапе важно понять, кто вообще вам нужен и для чего. Чтобы это понять, определите функционал будущего сотрудника в 3 шага.
Шаг 1: Описываем, какие процессы происходят в компании.
Для примера возьмём компанию, занимающуюся продажей товаров на маркетплейсе. В этом случае расписываем по блокам все процессы: закупки, фасовка, бухгалтерия, документация, и т.д.
Шаг 2: Определяем, кто и какими процессами занимается прямо сейчас.
В каждый блок записываем сотрудника, который этим блоком занимается: кто закупает товар, кто его фасует, кто занимается IT-поддержкой и т.д.
Шаг 3: Решаем, что из этого вы, собственник, делать НЕ хотите.
Или, как вариант, возможно, какой-то сотрудник не справляется со своими задачами, потому что их стало слишком много. Это тоже отмечаем в каждом блоке и смотрим, где у нас видны просадки. К примеру, может оказаться, что бухгалтеру нужен помощник, потому что сотрудников и документов стало больше. Или вам требуется ассистент, так как вы больше не хотите обзванивать партнёров и договариваться о сотрудничестве.
Я считаю, что любому предпринимателю, будь вы владелец завода или собственник маленького магазина, нужен ассистент. Хороший ассистент снимет с вас операционные задачи и позволит сэкономить драгоценные рабочие часы, которые собственнику важно тратить на стратегические задачи.
2. А сколько ему платить?
Как понять, сколько нужно платить сотруднику?
Функционал сотрудника мы определили, теперь нужно назначить ему зарплату. Здесь важно понять, какого уровня функционал нового работника: должен ли он быть уже с опытом или вы готовы его обучить, нужно ли ему специальное образование или нет и так далее. От этого и отталкиваемся.
Плюс учитываем рынок, который сейчас находится в просадке: соискателей меньше, чем вакансий. Почему так?
На это есть 2 причины: отток кадров в последние годы и переход на удалёнку, к которой многие компании до сих пор не готовы. Всё это ведёт к повышению оплаты труда у специалистов, особенно, если их ниша достаточно узкая.
3. Как составить вакансию, на которую точно откликнутся?
Какую информацию должен предоставить собственник для составления вакансии?
Вы уже знаете функционал и уровень будущего сотрудника, поняли, сколько готовы ему платить. Теперь нужно всё это тезисно описать в вакансии и разместить её на подходящем агрегаторе: Авито, hh.ru и др.
Чтобы на вашу вакансию было как можно больше релевантных откликов, важно:
- Тезисно рассказать, что именно будет делать сотрудник: его обязанности, условия труда, возможности роста
- Указать, каким образованием и/или опытом он должен обладать: специальное образование, опыт в той или иной сфере
- Говорить простым и понятным языком: минимум официоза и максимум лёгкости
А чтобы самостоятельно не тратить время на отклики и не взять случайно «не того» специалиста, лучше всего нанять HR-а или обратиться в рекрутинговое агентство.
4. Как выбрать рекрутера?
На что обратить внимание при выборе рекрутера?
Если времени и/или желания самостоятельно заниматься поисками сотрудников нет, можно обратиться к рекрутеру. И тут есть 3 варианта:
- Вы просите ассистента (если он есть) разбирать отклики и направлять к вам на собеседование наиболее подходящие кандидатуры.
Плюс: вам не нужно обзванивать каждого кандидата.
Минус: вы тратите много времени на встречи с кандидатами и велик риск, что усталость возьмёт верх и вы наймёте просто «уже кого-нибудь».
- Вы нанимаете HR-а, который сам будет и заявки разбирать, и собеседования проводить.
Плюс: эйчар возьмёт на себя как поиски кандидатов, так и собеседования.
Минус: эйчара тоже нужно сначала найти, а ещё ему нужно будет постоянно платить, даже если у вас потом полгода не будет потребности в новых сотрудниках.
- Вы обращаетесь в рекрутинговое агентство, которое само найдет вам нужного сотрудника.
Плюс: агентство берёт на себя поиски кандидатов и собеседования, помогает понять, кто именно вам нужен, глубоко вникает в ваши потребности и ценности компании.
Минус: это довольно дорого, поэтому подходит только тем собственникам, у которых есть определенный бюджет и жёсткий дефицит времени.
5. Что делать, чтобы сотрудник быстрее начал приносить результаты?
Роль руководителя после найма сотрудника и адаптация в компании.
Когда вы или рекрутер нашли нового сотрудника, очень важно помочь ему адаптироваться в новом коллективе. Чем быстрее пройдет адаптация, тем быстрее сотрудник, грубо говоря, начнет приносить вам деньги :)
План адаптации обычно прописывается на 2-3 месяца по шагам. Например, план адаптации менеджера по продажам будет выглядеть так:
- Ознакомиться с оргструктурой компании, чтобы понимать, к кому и по каким вопросам обращаться.
- Изучить продукт и целевую аудиторию, чтобы знать что и кому он будет продавать, понимать ценность продукта.
- Понять систему мотивации, чтобы за 10 минут сотрудник мог подсчитать, сколько он продал и сколько за это получит денег. Так он будет замотивирован продавать ещё и ещё.
- Ознакомиться с нюансами работы: изучить скрипты, пути выставления счетов, договоров и так далее.
После каждого блока руководитель может тестировать сотрудника, чтобы понять, насколько качественно проходит адаптация. Когда сотрудник полностью адаптировался в компании, руководителю важно выставлять качественные планы и следить за их выполнением на ежедневной основе. Это даст понимание, в правильном ли направлении двигается сотрудник.
Я подготовил для вас материал о том, как предпринимателю получить +40 часов в месяц на стратегические задачи, благодаря инструменту "Идеальная неделя".
Скачать его вы можете в моем телеграм боте по ссылке.
Если хотите больше лайфхаков и полезных материалов для собственников бизнеса, подписывайтесь на мой блог. В нем я делюсь реальными кейсами моих клиентов из моей программы наставничества для предпринимателей Прорыв и своим опытом предпринимательства.