Мое главное заблуждение в бизнесе «до бизнеса»
Много кто готов учить заниматься бизнесом — давать советы, читать лекции по зарубежным книгам, создавать инкубаторы для стартапов. Но множество хитростей и секретов становятся известны только тем, кто попробовал себя в роли предпринимателя.
Команда prhub.moscow узнала у основателей и руководителей стартапов, чего нельзя понять о бизнесе, пока не начнешь им заниматься.
Я думал, что работа не может стать частью личной жизни
Я в бизнесе уже довольно давно. В период до Playkey я был не просто серийным, а запойным предпринимателем: изучал новые продукты и рынок, инвестировал в проекты. Фокусироваться на работе мог без особых усилий — мне было интересно все, что связано с IT и телекомом. Но несмотря на то, что иногда я с головой погружался в дела, новостную повестку, общение с командой и партнерами, чаще всего моя личная жизнь и частные интересы с бизнесом не пересекались.
В Playkey мне удалось совместить работу и хобби — компьютерные игры. Только тогда грань между бизнесом и личной жизнью исчезла до конца. Сейчас мое рабочее место может быть абсолютно в любой точке: в самолете, в метро, в поездке, в кафе (главное, чтобы со мной был макбук). Если я что-то читаю, это, как правило, либо бизнес-литература, либо новости и аналитика, отечественная и зарубежная. Если мы едем с командой на зарубежную конференцию (а их у нас проходит десятки в год), то стараемся совместить это с изучением культуры страны и достопримечательностей. И в таких условиях уже не так просто понять, где здесь заканчивает деловой интерес и начинается личный. Думаю, это происходит, когда тематика бизнеса совпадает с твоими увлечениями, а еще когда ты реально горишь идеей и проектом. Поэтому, начиная путь предпринимателя, помните, что зачастую успехи и поражения в бизнесе вы будете воспринимать как свои личные, а разделение на бизнес и другие интересы — просто исчезнет.
Я думал, что digital-проекту в 2019 году совершенно нечего делать в оффлайне
Изначально мы планировали Arenter как исключительно диджитальную историю. Нам казалось, что в эпоху активного развития шеринга и укрепления его позиций на рынке, пользователям будет интересна только онлайн-модель, когда заказ можно оформить через сайт и спокойно ждать курьера. Мы подробно изучали шеринговые проекты, которые запускались на Западе и видели, что все они успешно существуют только в онлайн-формате. На деле же оказалось не совсем так.
До запуска сервиса мы решили протестировать несколько гипотез, в том числе все-таки проверить, какому проценту пользователей будет интересен оффлайн. Мы сделали лендинг, где предлагали клиенту забрать заказ самостоятельно или дождаться бесплатной доставки курьером. И очень удивились, когда увидели, что больше половины людей хотят все же приехать лично. Позже, детальнее изучая вопрос, мы поняли, что рынок шеринга в стране все еще формируется, и оффлайновая точка — необходимость. Чтобы сделать выбор и оформить заказ, клиенту важно приехать самостоятельно, посмотреть вещь и удостовериться в качестве и надежности услуги. Это вопрос доверия: еще не все пользователи привыкли к шеринговой модели, у многих возникают вопросы по работе сервиса, а приехав персонально они могут развеять все сомнения. Мы рассчитывали открыть точку осенью, но нас буквально завалили вопросами о том, можно ли приехать, посмотреть модели техники, инвентаря и других категорий, а также расспросить консультантов. Поэтому в июле мы арендовали помещение и открыли офлайновую точку, где клиенты могут посмотреть практически весь ассортимент в наличии, задать интересующие вопросы и сравнить разные варианты аренды. Для многих пользователей это оказалось очень удобной опцией, и мы даже тестируем сдачу в аренду на несколько часов: клиенты берут электросамокаты, коляски и другие вещи для прогулок по городу.
Бизнес-план устаревает за два—три месяца
Чтобы привлечь инвесторов, нужно создать бизнес-план — документ, в котором расписано, сколько будет зарабатывать компания и на чём. Вокруг этого плана строится разговор с инвесторами. Когда мы привлекали деньги в проект, инвесторы интересовались, что будет проходить с компанией через два—три года, сколько составит выручка к 2023 году, и так далее. Мы подробно отвечали на эти вопросы, а когда получили деньги и занялись бизнесом, стало ясно, что план становится неактуальным за два—три месяца и расходится с реальностью. После запуска бизнеса план не нужен и самим инвесторам — они смотрят только на текущее состояние дел. Поэтому бизнес-план — важен как инструмент для переговоров с инвестором, но становиться бесполезным в процессе создания компании. Я знаю многих молодых предпринимателей, которые четко следовали плану и переживали, когда находили расхождения в цифрах. Я тоже с этим сталкивался, но вовремя понял, что вместо переживаний нужно уметь быстро реагировать на изменения рынка и подстраиваться под них. Невозможно создать идеально работающую систему — и не нужно. По моим наблюдениям, у продукта, сделанного на коленке больше шансов стать прибыльным.
Продукт нельзя подстраивать под нужды всех клиентов
Предприниматели часто пытаются полировать продукт до блеска, чтобы даже мелкие детали нравились каждому клиенту. Клиент звонит и жалуется на продукт, а владелец бизнеса пытается подстроиться под него и создать что-то идеальное. На это уходит много сил и ресурсов.
На самом деле можно получать негативные отзывы, при этом иметь прирост базы, повышать оборот, расширять зону присутствия. В Shiptor мы не использовали клиентоориентированный подход в тестировании продуктов заранее и всегда тестировали на клиентах — просто с самого начала знали, сколько у нас денег и времени, чего мы хотим достичь и чем готовы пожертвовать. Жертвовать приходится всегда — например, мы не стали тратить ресурсы на адаптирование личного кабинета на платформе под мобильные устройства, хотя некоторым клиентам это нужно.
Стартап должен с самого начала четко определить, какой цели хочет достичь: создать идеальный продукт или запуститься и дойти до определенных финансовых показателей. Нельзя доводить продукт до идеала на первых стадиях развития, иначе не останется времени на продажи.
Открыть интернет-магазин — так же затратно, как офлайн-магазин
E-commerce — это огромная экосистема, которая помимо технологий требует не меньше, чем офлайн-ритейл. Казалось бы, что запустить интернет-магазин одежды — проще и дешевле, чем открывать его физически: не нужно искать помещение, платить за аренду, следить за сотрудниками и состоянием товара. На самом деле для e-commerce нужен очень большой склад одежды: в офлайн-ритейле вещи вывешиваются и находятся в магазине, а в e-commerce лежат на складе и ждут своего часа. Также нужно работать над системой логистики: в магазине клиент покупает что приглянулось, а в интернете — выбирает время и способ доставки, это всё нужно предусмотреть. Поэтому не стоит думать, что заказать сайт и запустить рекламу — достаточно для продаж. E-commerce — это экосистема со своими правилами.
Формируйте команду и не надейтесь на тренды
Раньше я думала, что команда может быть абстрагированной от самой компании, сейчас — что она должна быть максимально вовлечена в процесс. Ее должно удерживать что-то большее, чем комфортные условия труда. Это должна быть миссия бренда: что делает компания помимо зарабатывания денег, что хорошего даёт людям, как себя позиционирует и какую роль играет в обществе. Если общая глобальная идея не связывает сотрудников, бизнес растёт медленно. Сформировать команду и увлечь её своим мировоззрением — одна из обязанностей предпринимателя.
Вторая рекомендация — не надеяться на тренды. Бывает, сделаешь лендинг, статью или сайт и ждешь, что сразу станешь успешным. Кажется, что инструмент, который ты запускаешь, сработает сразу, новые клиенты придут как по щелчку. Так было в нашей школе, когда я добавила обучение по маскам для Instagram — это была трендовая тема, на которую я сделала ставку и возлагала большие надежды. Но чуда не случилось — не было потока новых клиентов, всё осталось на прежнем уровне. Поэтому нельзя идти на поводу у трендов и бросать на них все свои силы — в бизнесе должны быть холодный расчёт, адекватная финансовая модель и забота о клиенте, а не попытки угнаться за тем, что популярно.
1. Вода
2. почему только у троих подписи что основатели/сооснователи. Остальные тоже предприниматели или наемные сотрудники?
Какие-то кэповские комменты
несколько раз видел статьи такого формата на vc - не заходит. несколько человек дали комментарии на заданную тему - к чему это?
Как и сама статья
Про аренду вещей интересно. Какие вещи чаще арендуют в онлайне и офлайне?
👍🏻