Мотивация в отделе продаж. 20 ключевых инструментов, внедряемых «уже сегодня»
Важно: эти инструменты можно использовать прямо сейчас, ничего сверхъестественного. Пишу простым языком, без заумных английских слов для пыли в глаза. Для удобства используйте пункты как чек-лист. Проверьте свою мотивацию на адекватность.
Меня зовут Азамат Бадзоев. Я- экс-инструктор по обучению ГК "Black Star".
13 лет в продажах. Начинал с обычного менеджера, сейчас помогаю компаниям улучшать работу ОП и преумножать прибыль. Поверьте, мне есть чем поделиться)
Описывать буду проблемные места. Далее- способ это исправить. Предупреждаю: местами собственникам будет больно)
Поехали!
1. Жадность.
Многие собственники начинают «жадничать» премию для продажников, которые перевыполняют план.
Пример: когда менеджер продает на 1 млн, его премия составляет 100к. Это абсолютно устраивает собственника. Комфортная цифра для выплат.
Но вот продажник втягивается в продукт, начинает лучше понимать клиента и его продажи вырастают до 3 млн руб. Собственник безусловно рад этой цифре, но тут наступает время платить ЗП, и в ведомости владелец видит: «300к». Что? Сколько? Почему так много? Душит жаба и он начинает «моросить», если уж говорить по-русски, пытаться скостить данную трату, забывая о том, что сотрудник приносит х3 от недавней прибыли.
Это видит наш продажник, это видят и другие сотрудники компании. Как думаете, сильно они мотивированы что-то перевыполнять?
Недопустимо! Самый лучший выбор- дополнительно поощрить сотрудника и показать всем, что у вас можно действительно хорошо зарабатывать. Гордитесь этим!
2. Сложность подсчета ЗП.
Проверьте свою мотивационную часть на простоту подсчетов.
Если менеджер не понимает, что ему принесет каждая продажа-это уменьшает конверсию и вы теряете деньги. В идеале именно так: менеджер поднимает трубку или едет на встречу и уже понимает, что ему даст успешное завершение контакта с клиентом. Не усложняйте там, где это не нужно.
3. Отсутствие окладной части.
Добавлю сюда и эту историю, так как многие до сих пор обещают большие премии продажникам взамен фиксированного оклада.
Скажу из опыта: если сотрудник работает у вас без оклада-он вам абсолютно ничего не должен! Какую бы премию вы ему не обещали. И требовать выполнения планов вы тоже не можете. В единичных случаях срабатывает эта схема. Надеяться на удачу думаю не имеет смысла, когда есть рабочие механики. Пусть это будет минимальный оклад, но он уже позволит вам РУКОВОДИТЬ сотрудником, а не молиться на то что он не будет опаздывать и не уволится через 3 дня.
Я уже молчу про конверсию. Вы за каждый лид платите деньги, как можно доверять работу с оплаченными лидами сотруднику, сидящему на «птичьих правах»?! Такое себе отношение, согласитесь?!
4. Попытки сэнономить на постоянниках.
Много раз сталкивался с тем, что собственник не хочет платить продажнику за клиента, который «и без тебя бы купил».
Такое дело имеет место быть. Так что с этим делать?
Вариант 1. Размазать по всей мотивации данный бонус, усреднить так сказать.
Вариант 2. Изначально при найме сотрудника 2-3 раза проговорить данный аспект, чтобы это не стало сюрпризом в самый неудачный момент!
Вариант 3. Четко обозначить отдельную статью бонусной части, в которой будет специальный процент за продажу постояннику.
Вариант 4. Самому общаться с постоянниками и никому не платить. Самый худший из вариантов. Не рекомендую!
5. Общая мотивация на весь отдел продаж.
Это самое худшее управленческое решение, которое только может быть принято! Но, к сожалению, до сих пор встречается и такое.
Ни в коем случае не объединяйте в один пирог заслуги разных поваров. Лучшие будут меньше стараться, ибо чувствуют несправедливость. Худшие вообще перестанут работать, ибо все делится поровну, зачем стараться?!
6. Маленькая разница между TOP-продажниками и середнячками.
Мотивация должна быть выстроена так, чтобы сильные продажники зарабатывали уверенно больше сотрудников, продающих не так много. Это будет мотивировать последних делать больше, учиться и стремиться к уровню топов, а первые будут видеть справедливость в компании. Это важно!
Для этого, из простого, можно реализовать «умножающий коэффициент. Его и считать просто, и понятно как достигать!
7. Отсутствие соревновательного духа.
Не бойтесь каждый месяц придумывать и запускать разного рода геймификации. Нас так воспитывают с самых ранних этапов. Оценки в школе, всякие универсиады. Люди любят побеждать, это очень мотивирует на подвиги!
На это даже тратиться не обязательно, достаточно придумать момент, который веделит лучшего. Например: Особое кресло, на котором он просидит весь следующий месяц!
8. ЗП ниже рынка.
Если вы платите сотрудникам ниже рынка, у вас должно быть все отлично со всем остальным. Просто идеально!
Но даже при таком условии, готов поспорить, ваши продажники поглядывают на HH.ru. Да и чувствуя несправедливость оплаты труда сложно быть эффективным. Просто зайдите сами на HH и проверьте, в рынке ли вы.
Хотя, еще в момент найма станет понятно, что ЗП занижена. В основном по контингенту, который будет пытаться к вам устроиться. И по отсутствию какого-либо потока.
9. Разговоры с менеджерами с позиции «Ты деньги получаешь? Не выделывайся!»
Такие вещи заставляют продажников включить на полную сопротивление, искать себе другое место работы, ибо это неуважительно.
Если человек и останется в компании, на эффективность такие разговоры положительно точно не скажутся! Не стоит вообще напрямую собственнику общаться с менеджерами. Для этого есть РОП. Не нарушайте иерархию.
Не забывайте, что менеджер по продажам-это ваш конечный контакт с клиентом. Не стоит его попусту обижать.
10. Непонимание сотрудниками, куда можно вырасти.
Продажники, как и любые другие сотрудники, должны понимать, куда они могут расти в компании. Если невозможен вертикальный рост, покажите как он может вырасти горизонтально!
Не нужно думать, что все работают только за деньги. А если это и так, менеджер точно захочет знать, как, когда и при каких условиях он сможет зарабатывать больше.
Менеджер, который всегда всем удовлетворен-немного странный менеджер!
Дальше поговорим о плюшках, которые нужно по-хорошему реализовывать для эффективной работы отдела продаж.
1. Выделяйте лучшего сотрудника месяца.
Во многих компаниях это не используют, хотя сложного и дорогого тут ничего нет. Даже если вы вручите сотруднику грамоту и похвалите при всех, он будет мотивирован работать так же хорошо, а остальные захотят занять его место.
Выше мы уже говорили о почетном кресле) в придачу к красивой, именной грамоте, будет самое то!
2. Внедрите собрание хороших новостей.
1 раз в месяц собственник собирает всех, рассказывает хорошие новости из всех отделов и как раз поощряет лучших сотрудников. Если у вас все хорошо с ценностями и отношениям сотрудников-очень повлияет на настрой всего коллектива! Касается не только отдела продаж.
3. Позвольте продажникам влиять на продукт.
Сотрудники ОП взаимодействуют с клиентами каждый день. Порой им виднее, что нужно поменять в продукте или во взаимодействии с клиентами для повышения продаж.
Дайте им возможность высказываться. Один раз в месяц. К этому моменту важно подойти ответственно. Если предложение менеджера не будет принято-нужно аргументировать причину, по которой то или иное предложение не реализуемо. Тогда у менеджера не будет обиды.
Если же предложение будет стоящее и вы возьмете его на вооружение-менеджер почувствует свою важность и причастность.
4. Разработайте четкую систему адаптации и обучения.
Недостаточно дать продажнику сайт и сказать что там есть вся нужная информация. Фатальная ошибка!
Только идеально знающий продукт продажник может действительно много продавать и делать это в удовольствие. В остальных случаях это нервы и неуверенность, что приводит к снижению конверсии.
Распишите продукт, разделите на атомы, распакуйте и дайте изучить сотрудникам и вы больше не услышите неудачных презентаций вашего продукта.
5.Прописывайте каждый месяц четкий план продаж.
Объясню, что я подразумеваю под "четким". План продаж должен быть не совсем легко выполнимым, но при этом реалистичным. Если в среднем в компании всю историю хороший менеджер продавал на 1 млн, план можно ставить 1,2-1,5 млн рублей.
6. Разбейте план на недели, а не месяцы.
В постсоветском пространстве принято все делать в последний момент. Диплом пишем за неделю до его сдачи, зубы лечим, когда пошла кровь)
С планом продаж, как правило, так же. Все начинают хвататься за голову на последней неделе. Бегать как угорелые по клиентам, пытаясь спасти ситуацию.
Да бы с этим не сталкиваться, итоги нужно подводить понедельно, потом уже итоги месяца. Это позволит на ранних стадиях понимать, что план не достигается и вовремя предпринять меры. Важно, внедрите!
7. Получайте от менеджеров согласие с запланированными цифрами.
Если вы внедрили недельный план, согласуйте с менеджерами цифры. По-хорошему это должен делать РОП. Но понимание у вас должно быть. Менеджеры с планом согласны, можно требовать его выполнения. Если же не согласны-нужны аргументы. Обязательно придти к цифре, которая устроит обе стороны.
8. Разделяйте плановые показатели новичков и опытных.
Согласитесь, не должны менеджеры с опытом работы в 1-2 месяца брать на себя такую же ответственность, как опытные старички.
Должна быть определенная градация, которая может быть привязана к грейдам, о которых я напишу в следующем пункте.
Тут можно исходить из опыта, посмотреть средние цифры новичков прошлых и поставить план +20% к этой цифре, как мы уже и определились.
9. Внедрите грейды.
Если компания не готова каждые полгода давать менеджерам возможности роста, вы можете выиграть 1,5-3 года на росту по грейдам.
Младший менеджер, ведущий менеджер, главный менеджер. Junior, Middle, Senior. Называйте как хотите. Но сотрудники постоянно должны двигаться вперед.
К чему привязать движение по грейдам? Стаж работы в компании, либо достижение плана 4-6 раз. Я больше за второе. Но можно и первое.
10. Используйте программу менторства.
Тут все очень просто, но эффективно. Нанимая новых сотрудников, вы закрепляете их за опытными. Те в свою очередь отвечают за эффективность новичков.
За это опытные, конечно же, получают денежное поощрение, но только в случае достижения и "ментирятами" плановых показателей.
Вам же это дает быстрый выход новичков на достойные цифры.
На самом деле инструментов и аспектов, конечно же, гораздо больше. Поделился основными. Писал "с первого дубля", так что не судите строго.
В будущем планирую писать статьи на тему продаж, обучения, найма и тд. Если вы поддержите данную статью, я пойму, что тема интересна читателям, а значит стоит писать с еще большим энтузиазмом!
Спасибо за то, что уделили время, если остались вопросы-пишите мне лично в телеграм! Хочу быть полезным обществу)