Пять причин почему работать в стартапе — это классно (или нет?)
Бывший коллега уходит из корпорации в стартап и попросил меня рассказать, а как там вообще бывает, плюсы и минусы.
Получилось длинное сообщение в телеге, и я решил превратить его в пост на VC. Вдруг кому тоже будет интересно.
Погнали.
Если на работе вы часто слышите слова «трекшн» «раунд», «инвестор», «опцион», поздравляю, скорее всего, вы работаете в стартапе.
Сейчас расскажу, почему это здорово и как извлечь максимум пользы из такого опыта. Причин порадоваться за себя любимого несколько. Точнее, их пять штук.
Опыт
Много опыта. Нет, его реально дофига. Если стартап в стадии роста, а команда заряженная — экспу можно зачерпывать ложкой, а в резюме указывать один год за два.
Внутри стартапа вы можете освоить новый инструмент за один день, научиться считать экономику, писать код, собирать баннеры, делать презы для инвесторов, запускать рекламу и еще кучу всего.
Не существует варианта «я не умею». Идешь и разбираешься, зовешь коллег на помощь если нужно. Со временем это даже начинает нравится.
Нетворкинг
Стартапы создают крутые люди, у которых есть какая-нибудь экспертиза. Классно делать продажи, управлять командой, писать код или гениально строить маркетинг.
Когда основателей больше одного, популярна классическая связка: «хакер» и «хастлер».
Первый отвечает за то, чтобы у вас всё работало и решало задачи юзеров, а второй, чтобы были продажи, инвесторы, раунды и крутые партнеры.
Опыт таких людей стоит дорого. Вам он при желании доступен бесплатно.
Задавайте вопросы, ходите на неформальные встречи, просите поменторить. Ну и добавляйте всех в Linkedin.
Будущий вы оценит и скажет спасибо, когда потребуется мудрый совет бывших коллег или рекомендация.
Мотивация
Когда коллеги вокруг фигачат, придумывают, обсуждают идеи — это интересно и вдохновляет. Тот самый «дух стартапа», про который пишут эйчары в вакансиях.
Перспективы
Возможность быстро (относительно) поднять большие деньги если стартап подрастет и станет вдруг единорогом.
Чтобы получить кусочек успеха (и денег тоже) нужно держаться поближе к фаундерам, брать на себя больше ответственности и помогать добывать кэш для компании.
Гибкость
Вам не придется идти и неделями согласовывать новый клиентской договор со службой безопасности. Потому что ее нет. Как и остальных департаментов. И вообще, вы никогда не услышите слово департамент.
Если нужно что-то обсудить, вы просто открываете дверь, либо заходите в зум к фаундеру и разговариваете. И скорее всего, решаете вопрос за один диалог. Потому что нужно идти зарабатывать деньги.
Стартап — это процессы, построенные на коленке, MVP за одну ночь, продажи без продукта, бесконечные тесты гипотез и очень интересная кайфовая работа. Только не для всех.
Почему именно — читайте ниже
Теперь обсудим темную сторону стартапов и о чем надо подумать, если собрались поработать в такой команде.
Опыт
Предположим вы устали выращивать единорогов и отправились на рынок труда искать новую компанию мечты. У вас классный бэкграунд, но есть загвоздка.
Стартаперский опыт может восприниматься рекрутерами субъективно.
Одни видят гибкий ум, умение быстро принимать решения и неистово перформить, другие закрывают ваше cv, когда понимают где вы работали.
Богатый опыт постройки ракеты может быть обесценен эйчаром только за счет того, что в строке работодатель у вас условный никому не известный ИП Иванов.
Поэтому, в таком случае нужно уделить больше времени на сборку резюме. Походите по профильным чатам, запросите фидбэк у друзей из индустрии и не ленитесь писать сопроводительные письма при откликах.
В сопроводе можно сработать на опережение и ответить на потенциальные возражения рекрутеров.
Нетворкинг
Иногда несколько основателей это даже хуже, чем один.
Вот вам кейс: жили-были два программиста. Решили уволиться с работы и пилить свой продукт. Полтора года писали код, наняли маркетолога и продакта.
А еще через 3 месяца закрылись, едва раздав зарплаты. Потому что продаж было ноль, а деньги закончились. Делали кстати, на свои.
Увы, это классическая история разработки продукта в отрыве от рынка и пользователей. Поэтому, когда собеседуетесь в маленький стартапчик, не забудьте поинтересоваться, есть ли клиенты, которые уже заплатили денег.
Именно заплатили, а не пообещали купить, когда доделается продукт. Это важно, потому что платить вам будут именно деньгами.
Мотивация
У быстрого стартаперского ритма работы и кучи разных дел есть обратная сторона. Это потенциал выгорания. Риски превратиться в уголек за полгода повышаются, если у вас плохо получается переключаться с работы на отдых и справляться со стрессом.
Задачи в стартапе редко заканчиваются, а если будете постоянно утомлены — мотивация иссякнет, даже если очень верите в успех продукта.
Перспективы
Единорогом станет далеко не каждый стартап. Возьмите за ориентир то, что 90% проектов умирают в первый год.
Причины разные. В интернетах где-то было исследование, которое говорит о самой популярной из них: попытка решать несуществующую проблему.
Даже если у руля сильный основатель, бизнес-модель понятная и устойчивая, все что угодно может пойти не так при масштабировании.
Гуглите недавний кейс Refocus, где все закончилось относительно неплохо для рядовых сотрудников. Но бывает по-другому. Например, когда вам пришлось уволиться и не получить зарплату за пару месяцев.
Гибкость
В стартапе гибкость частично обусловлена хаосом в процессах и небольшими командами. У перфекционистов, кто любит когда все по полочкам, задергается глаз.
Таски в Телеграме, срочные зумы после рабочего дня, когда кто-то накосячил, проблемы с клиентом, когда сэйлз наобещал кучу фич, которых еще нет, горящие релизы в пятницу вечером — это классические истории, с которыми вы можете столкнуться.
Надеюсь, у меня хоть немного получилось подсветить особенности стартаперской жизни, и читателю, который от нее далек стало чуть понятнее. Выводы нужно сделать самим. Теперь вам есть на что попробовать опереться.
Ставьте сердечко, если дочитали мою заметку. Любая ваша обратная связь всегда полезна ❤