Вторичная адаптация - нужна ли она в компании?
Вторичная адаптация – это помощь в формировании коммуникаций и профессиональных и/или управленческих навыков внутреннего сотрудника, который перешел на новое место работы в результате ротации или сделал вертикальную карьеру в своей компании. В первую очередь, новому руководителю необходимо сформировать коммуникации с бывшими коллегами, теперь – подчиненными.
Результатом грамотно внедренной системы вторичной адаптации будет повышение эффективности работы назначенных сотрудников за счет их более быстрого включения в работу.
Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.
• Первичную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступающие к профессиональной деятельности, не имеющие опыта работы.
• Вторичная адаптация – приспособление сотрудников с определенным опытом профессиональной деятельности, в силу различных обстоятельств меняющих место деятельности или должность.
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.
Технология адаптации сотрудника к новой должности
В период адаптации сотрудника в новой должности используется такой инструмент управления персоналом, как индивидуальный план развития.
Индивидуальный план развития включает:
- компетенции, которые являются ключевыми для данной должности;
- описание требуемых знаний и навыков в рамках выделенной компетенции;
- перечисление мероприятий, способствующих развитию навыков и получению знаний;
- сроки, которые отводятся на каждое мероприятие;
- список сотрудников, ответственных за мероприятия;
- комментарии сотрудников, ответственных за мероприятия.
Институт наставничества, существующий в компании, должен распространяться и на сотрудников, проходящих процесс вторичной адаптации.
На первое время наставниками сотрудника могут стать руководитель и тот коллега, должность которого он займет в ближайшее время. Прежде всего, наставник является ответственным за прохождение всех мероприятий в период адаптации в новой должности. Кроме него в адаптационных мероприятиях участвуют менеджер по обучению и развитию, наиболее опытные специалисты отдела и сотрудники смежных подразделений.