Ренкинги и рейтинги: сравниваем несравнимое
Что такое рейтинг
Всем нам встречался термин «рейтинг» а тем, кто интересуется финансовой сферой, знаком и ренкинг. Эти понятия часто путают, используя как синонимы, поэтому стоит разобраться, есть ли между ними разница и корректно ли заменять одно слово другим.
Рейтинг (англ. rating – оценка) – это числовая или порядковая оценка, определяющая значимость объекта или явления внутри группы подобных. Объекты или явления выделяются на основании своей наибольшей значимости, поэтому суть многих рейтингов часто выражают такой формулой, как, например, «топ-10 наиболее надежных банков». Подобные выборки отражают субъективное мнение экспертной группы, основанное на общих признаках оцениваемых объектов или явлений.
Обычно составляются рейтинги компаний или их отдельных характеристик (кредитоспособности, прибыльности, упоминаемости, узнаваемости), рейтинги товаров и услуг, эффективности рекламы (с учетом доли потенциальных клиентов, увидевших объявление), а также отдельных персон в политической или экономической сферах (по доходам либо влиянию).
Рейтинги брендов и продуктов можно разделить на отраслевые и комплексные. В первых сравнивают продукты из одной категории (например, список лучших кондитерских изделий), во вторых – объекты из разных отраслей (допустим, топ-10 самых узнаваемых брендов).
Рейтинги организаций бывают открытые и закрытые: если первые строятся на публичной информации, то вторые – на конфиденциальных сведениях.
Рейтинги пересматриваются, как правило, раз в год, а показатели обновляются. Так, в декабре 2024 г. рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности ЭНЕРГОГАРАНТ на уровне ruA+, что означает высокий уровень финансовой надежности компании. Для оценки учитывались показатели качества активов и ликвидности, финансовая устойчивость и качество перестраховочной защиты страховых компаний.
Изучая позиции компаний в рейтинге, следует учитывать, что стандартные методики оценки разработаны, прежде всего, для крупных организаций и не учитывают специфику среднего и малого бизнеса. Например, они ориентируются на размер предприятия и принадлежащую ему долю рынка. Некоторые рейтинговые агентства уже стараются учитывать специфику малого и среднего бизнеса.
Расставить по ранжиру
Слово ренкинг (англ. ranking – расстановка, ранжирование, положение в ряду) пока еще плохо прижилось в русском языке и используется реже. Оно означает список объектов или явлений, упорядоченных по определенному признаку. При составлении ренкинга используются точные оценочные показатели – это, по сути, результат калибрования рейтингового списка. Таким образом, между ренкингом и рейтингом есть разница, хотя они и близки.
Обновление ренкинга происходит раз в год, иногда чаще.
Ренкинги актуальны для сопоставимых величин и тоже используются в экономике, бизнесе или спорте. Обычно это ренкинги кредитных и финансовых организаций, страховых компаний, лизинговых компаний, контрагентов. Такие перечни предполагают постепенный переход от одного уровня к другому с последовательным ослаблением или усилением признака. Поэтому ренкинги чаще оформляются не в виде списка, а в виде базы данных, в которой можно задавать разные параметры сравнения.
А судьи кто?
Рейтинги и ренкинги обычно составляют отечественные (Эксперт РА, Национальное рейтинговое агентство, Национальные кредитные рейтинги) и международные (Standart&Poor’s, Fitch Ratings, Moody’s) рейтинговые агентства. Для сопоставимости данных позиций чаще всего обозначают буквами: A+, AAA и т.д. Одна и та же компания может иметь несколько рейтинговых позиций в списках разных агентств.
Позиции в рейтингах и ренкингах носят оценочный характер, а значит, не всегда могут быть объективны и отражать именно ту информацию, которая интересует конкретного пользователя.
Например, кредитный рейтинг отражает мнение экспертов о кредитоспособности организации в целом или в отношении некоторых ее обязательств, а также вероятность ее дефолта. Для определения кредитного рейтинга учитывается финансовое состояние компании, качество корпоративного управления и уровень бизнес-рисков. Следует понимать, что на кредитоспособность компании могут повлиять самые разные внешние факторы, например изменение ситуации на рынке, которые не могут быть отражены в экспертных оценках. Останется компания на плаву или нет, для заемщика важнее, чем место организации в том или ином списке.
Кому выгодно?
Однако у рейтингов и ренкингов есть свои неоспоримые плюсы, как для компаний, так и для их клиентов. Составление ранжированных списков и их периодическое обновление повышает прозрачность финансового рынка и позволяет компаниям, занимающим высокие позиции, привлечь новых клиентов и инвестиции. Есть мнение, что позиции в списках, составленных независимыми агентствами, производят на клиентов более сильное впечатление, чем рекламный рассказ компаний о себе. Рейтинг воспринимается как показатель качества и надежности, к тому же экономит время на самостоятельные изыскания. Клиенты обращают большое внимание на системы оценок, потому что по ним проще ориентироваться.
Чтобы правильно понимать показатели, нужно сравнивать сравнимое, т.е. прежде всего смотреть на оценки, данные внутри одной системы. В целом для понимания неспециалистами более доступны рейтинги, чем ренкинги. Списки помогают сделать вывод об организации или товаре и принять решение о сотрудничестве.