Стартап и инвестиции: сложно привлечь или не прожечь?
Многие считают, что лучше привлечь как можно больше инвестиций в свой стартап, чтобы он "взлетел". Однако, нередко бывает, что проект получает деньги, а п��том закрывается. Как же этого избежать?
Чтобы ответить на этот вопрос, поговорили с Артемом Овчинниковым - экспертом, с надсмотренностью более 1000 проектов. За 5 лет он помог привлечь компаниям более 1,1 млрд инвестиций. В статье делимся выводами, которые сделали на основе его опыта.
Во-первых, важно понимать, на какой стадии находится проект (идея - прототип - MVP - продажи - масштабирование). Часто проект привлекает больше инвестиций, чем нужно ему сейчас, заявляя, что сделает то, чего еще нет на рынке. Но не делает этого, что ведет к его краху.
Важно провести диагностическую сессию - это минимум 100 вопросов, которые помогут раскрыть цели компании, выявить доступные и необходимые ресурсы для их достижения. Также на этом этапе нужно продумать, как эти цели будут достигаться. Цель этапа - понять, что "сломано" у команды, что нужно исправить, как ее усилить. Чтобы максимально эффективно и быстро пройти эти 2 этапа зачастую стартаперы обращаются к трекерам, при этом уже осознавая свою проблему.
Проблемы могут быть разные, однако обычно фаундеры приходят с запросом "нет денег для развития и масштабирования". Но если более углубленно подходить к вопросу, выясняется, что нет боли, рынка или команды. Значит, прежде чем идти за инвестициями, нужно пересобрать, переупаковать.
Когда эти 2 шага проделаны, для стартапа необходимо написать трек развития сроком на 2, 3 месяца или полгода.
Привлечение инвестиций - это углубленная работа и с основателем проекта и его мышлением: необходимо не только получить деньги на развитие своего проекта, но и выстроить систему и команду, которые смогут использовать средства эффективно и по назначению.
Многие фаундеры считают, что сложно привлечь инвестиции. Но по словам эксперта, тут работают метрики: количество касаний, презентаций, конверсия.
Еще одна опасность в теме инвестиций - это недооценить или переоценить свою компанию: продать слишком много за слишком мало или наоборот. Так, у фаундера может случится потеря мотивации, если инвестор получит больше, чем он, либо проект не "добежит" до следующего раунда.
Иногда приходится разворачиваться и пересмотреть, либо в целом менять проблему, которую решает проект. Это важное качество для фаундера, которое говорит о том, что он умеет быстро адаптироваться. Так, венчурный фонд Y Combinator дает инвестиции тем компаниям, которые хотя бы 1 раз теряли деньги. Соблюдение этих принципов помогает не только разово получить инвестиции, но и подготовиться к следующим раундам.
Подробнее раскроем тему на бесплатном вебинаре "Как привлечь инвестиции в свой проект".
Приходи 4 июля в 19:00, регистрация по ссылке: