Перспективные направления деятельности. Когнитивные способности. Степень общительности / скрытности. Способность тщательно и целенаправленно работать, концентрируясь на достижении цели. Определить с помощью графологического тестирования почерка.
Я с 1983 года увлёкся вопросами получения какой-либо информации о человеке (черты характера, настроение, способности) посредством изучения его почерка. В силу моей профессиональной деятельности, мой интерес почти всегда носил прикладной характер. Случалось, что применение метода позволяло достичь значимых результатов в работе. Со временем я расширил сферу применения метода, например для определения наиболее перспективных для тестируемого направлений деятельности, или для определения степени правдивости в описании событий. В некоторых случаях можно определить болезненные или маниакальные состояния, беспокойства и многое другое.
В 2022 г. я издал небольшую методичку по графологическому тестированию, где в доступной форме изложена методика. В отзывах указывают, что методика проста, понятна, вполне доступна к применению. Собственно, я лично глубоко убеждён в том, что без постоянной самостоятельной работы в этой области не возможно добиться высоких результатов. В то же время, любой, совершенно не подготовленный человек, применяя данную методику, вполне может получить какие-то первичные сведения, которых может хватить для выводов и принятия решений.
В настоящее время я работаю над вторым изданием методики. Планирую существенно расширить и систематизировать многие разделы, ввести новые. С целью учесть пожелания, я публикую здесь основную часть первого издания. Прошу тех, кто заинтересуется, указать в комментариях чего, по их мнению, следовало бы добавить, что разъяснить.
Буду признателен за помощь.
Я не привожу здесь многочисленные примеры исследований, подтверждающих действенность данного метода, этих сведений достаточно в любых других источниках. Приведу лишь выдержки из энциклопедий :
В Большой Советской Энциклопедии (1952 г) сказано: «Графология (от греч. графо – пишу и логос – слово, учение)–лженаучная теория, согласно которой по почерку человека якобы можно судить о его характере и даже о внешности... Такие заключения не научны». Но в той же Большой Советской Энциклопедии, изданной позднее (1972 г) говорится: «Графология (от графо... и ...логика) — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике». О лженаучности теории графологии уже ничего не говориться.
О графологии писали в энциклопедиях начала прошлого века.
Данное руководство предназначено для тех (того), кто хотел бы получить дополнительный инструментарий для «расшифровки» интересующего человека. Возможно самого себя, возможно, своих близких (или тех кого хотел бы видеть таковыми). С учётом личного профессионального опыта, уверен, что данное руководство может оказать существенную помощь в работе сотрудников правоохранительных органов, лиц связанных с подбором персонала, педагогов, тех кто так или иначе связан с профессиональной ориентацией молодёжи и во многих других направлений деятельности. Кроме всего прочего - это мощный инструмент профайлинга.
Лично я неоднократно убеждался в действенности данного метода, поэтому не буду никого ни в чём убеждать, прошу поверить мне на слово. Кому интересно, тот может найти массу примеров и теоретических обоснований действенности метода графологического тестирования в сети интернет. Я рекомендовал бы следующую литературу :
- Моргенштейн Х.Х. 1903 г. издания. Здесь читатель узнает об истории создания метода графологического тестирования, ознакомится с почерками великих людей той эпохи и их исследованием;
- Зуев-Инсаров Х.Х. 1929 г. издания, так же приводятся практические примеры изучения почерков известных людей;
- Гольберг И.Х., автор широко известна созданием школ графологии, онлайн школ, проведением очных обучений. Позиционирует свои книги как самоучитель, хотя мне думается, что это не совсем так;
- Алесковский С.Ю., долгое время работал в качестве эксперта в правоохранительных структурах, для его работ характерен строгий научный подход;
- в части исследования подписи, можно посмотреть работу Ойбека Наджимова, там очень много спорного, но посмотреть стоит;
- другие авторы, издающие произведения на тему графологии, на меня, не произвели впечатления, что называется «не зашли», поэтому их не упоминаю.
Я же здесь привожу сугубо практические навыки (методику).
Некоторые предлагают начинать тестирование с общего вида страницы текста – поля, пробелы и т.д., но в практической работе порой приходится довольствоваться небольшой запиской. Здесь топографические признаки почерка (поля, абзацы, отступы) не работают. Лично мне приходилось проводить тестирование по различным образцам текста, это может быть короткая записка или типовой типографский бланк заполненный рукой тестируемого. Поэтому я предложил бы воспользоваться алгоритмом тестирования приведённым здесь, к тому же, именно такой алгоритм тестирования предлагал Алесковский С.Ю.. Топографические признаки почерка (поля, абзацы, отступы) не всегда могут использоваться. Таким образом, проводим исследование почерка по обычному алгоритму, начав с общих признаков, затем сводим полученные результаты в импровизированную таблицу, осуществляем первоначальную обработку данных. Окончательные выводы сформулировать через промежуток времени необходимый для осмысления предварительного результата. Если же получить полноценный образец почерка невозможно, а можно лишь посмотреть на написанное, целесообразно обратить внимание на характерные признаки, которые сразу заметны: наклон, размер, разгон, реперные буквы, соответствие текста и подписи. Порой этого достаточно, что бы уловить основные качества тестируемого, его сильные и слабые стороны.
Приступим к исследованию почерка по обычному алгоритму.
1. Наклон: наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма. Наклон – один из самых неустойчивых общих признаков почерка. Стандартный наклон – средний правонаклонный, около 70*, обычно не рассматривается, т.к. считается, что практически не несёт самостоятельной информации. Но если угол наклона меняется, даже незначительно, на это следует обратить внимание, ниже приведены примеры, а так же в разделе «Ложь в почерке»;
- Прямой почерк - угол наклона 85-95*, считается мужским почерком, свидетельствует о жёсткости, замкнутости, упрямстве, воле, уравновешенности;
- Левонаклонный почерк– угол наклона более 90*, если уклон не велик, это свидетельствует о скрытности, недоверчивости, упрямстве, контроле разума над эмоциями. Если наклон сильный – угол наклона более 120*, это свидетельствует о том, что пишущий ярко выраженный интроверт (человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью, созерцательностью, тот, кто не склонен к общению и с трудом устанавливает контакты с окружающим миром) ;
- правонаклонный почерк - угол наклона менее 70* считается женским почерком, свидетельствует о доброте, добросердечии, отзывчивости и участии, о сердечности пишущего. Эти черты характера присущи пишущему тем больше, чем менее угол наклона почерка.
Такая тенденция сохраняется до угла наклона в 20*. Дальнейшее уменьшение угла наклона свидетельствует о психических расстройствах пишущего;
- разнонаклонный почерк – свидетельствует о несдержанности, капризности, неуверенности, нерешительности, обострённой нервной чувствительности, порой о грубости пишущего. Если разнонаклонность слишком велика – это может свидетельствовать о психическом расстройстве. Некоторые трактуют перемены наклона почерка, как признак слабоволия, подверженности сторонним влияниям.
Примечание – если сильный, в начале строки, правый наклон к концу строки выпрямляется, это говорит о том, что пишущий успешно сдерживает свой чувства и эмоции. И наоборот, если вначале почерк пишущего прямой или с небольшим левым уклоном, а затем почерк становится правонаклонным, и этот наклон к концу строки увеличивается, это говорит о том, что эмоции берут верх и пишущий не может их сдержать.
Сильный наклон вправо показывает наличие эмоциональной напряженности, острую реакцию на раздражители. Обладатели такого наклона обычно импульсивны.
Иногда мужской почерк вырабатывается у девочки, при сугубо женских чертах характера, из-за подражания почерку почитаемого человека. Иногда прямой почерк может свидетельствовать о противостоянии родительской тирании в детские годы.
Встречаются люди, которые посредством прямого или левонаклонного почерка позиционируют себя сильной и волевой личностью, но сбиваются на правонаклонный почерк, когда пишут о том, что их волнует или пугает, выдавая таким образом свой истинный характер.
Вообще я согласен, с тем, что наклон характеризует уровень эмоциональных реакций человека и степень самоконтроля.
2. Размер: размер почерка определяется протяжённостью по вертикали строчных букв. В обычных условиях выполнения рукописи размер почерка относительно устойчивый признак. Изменение высоты букв – один из признаков маскировки почерка. Или связано с изменением зрения.
Стандартный размер – средняя высота строчной части 3 – 5 мм;
очень мелкий почерк – менее 2 мм по высоте строчной части, пишущему присущи те же качества, что и обладателю просто мелкого почерка, вдобавок свидетельствует об очень осторожном уме и уменье работать с особой тщательностью
Пример очень мелкого почерка
Это мой почерк ещё начало 80-х годов, когда только начинал работать в милиции. Видно, что высота букв не превышает 2-х мм. Меня считали самым «въедливым» опером, был случай, когда работая с записной книжкой преступника, я, не выходя из кабинета, раскрыл ещё около десяти эпизодов его преступной деятельности;
мелкий почерк – высота строчной части 2,5 – 4 мм,
Принято считать, что мелкий почерк свидетельствует о наблюдательности, хладнокровии, спокойствии, скрупулёзности и любви к деталям, а также о настойчивости в достижении цели, о склонности хранить секреты и не демонстрировать на показ свои эмоции, но мой опыт показывают, что обладатель мелкого или очень мелкого почерка не всегда отличается хладнокровием и умением скрывать свои эмоции (особенно от внимательного наблюдателя), предположения об этих качествах, должны получить подтверждение. Определённо могу утверждать, что обладатели таких почерков весьма наблюдательны, могут и умеют скрупулёзно разбираться в деталях и работать с особой тщательностью. Порой приходится сталкиваться с однобокими заключениями, скажем «если буквы мелкие, то тестируемый способен к концентрации, сдержан, неагрессивен». Если буквы мелкие, я соглашусь, что это почти неопровержимо свидетельствует о способности концентрироваться на какой то задаче, но если буквы угловатые, с агрессивными надстрочными элементами, а почерк ещё и разнонаклонен – можно ждать и несдержанности, и агрессии… ;
крупный почерк – высота строчной части 4 – 5 мм,
свидетельствует об энергичности, общительности, стремлении обратить на себя внимание окружающих, стремится продвигаться по службе. Человек самонадеян, не практичен, влюбчив, легко входит в контакт, не способен хранить секреты как чужие, так и свои;
очень крупный почерк – высота строчной части более 5 мм, свидетельствует о развитом чувстве собственного достоинства, о независимом характере, настойчивости, увлечённости, самостоятельности, самоуверенности, самовлюблённости (экстраверт);
разноразмерный почерк – свидетельствует о впечатлительности, изменчивом настроении, не усидчивости, присущ нервным людям.
Увеличение или уменьшение высоты букв к концу слова.
Увеличение высоты букв свидетельствует об открытости, доверчивости, непринуждённости, искренности. Эти люди обычно сентиментальны, не умеют хранить секреты.
Уменьшение высоты букв к концу слова говорит о хитрости, скрытности, сдержанности, уменье хранить секреты. Уменьшение высоты букв к концу слова встречается в почерках всех хороших оперов, почерка которых я исследовал.
3.Разгон: разгон почерка определяется отношением вертикального размера письменного знака к горизонтальному. Стандартный (средний) - если высота строчной части примерно равна ширине обычной строчной буквы (от 0,5 до 1);
сжатый и чрезмерно сжатый разгон –
если высота строчной части буквы превышает или значительно превышает ширину строчной части обычной буквы, это свидетельствует о сдержанности, скрытности, исполнительности, стремлению к точности, в то же время, такой разгон может свидетельствовать о скупости, мелочности, боязни потерять сбережения;
размашистый разгон –
если ширина обычной строчной буквы в 1,5 – 2 раза превышает её высоту, это свидетельствует об энергичности, деятельности, уме. Обладатели такого почерка общительны, беззаботны, беспечны, им присуща страстность и сексуальность. Если при таком разгоне, ещё и размер почерка крупный, все перечисленные качества увеличиваются в разы. Таким людям сложно выполнять нудную, однообразную работу, им так же сложно работать с особой тщательностью. Если человека с таким почерком принять на работу ночным сторожем, он обязательно начнёт отвлекаться на посторонние занятия в ущерб работе. Если ширина значительно, более чем в 2 раза превышает высоту строчной части обычной буквы, это говорит о расточительности, щедрости, идеализме. А если сочетается с не связными буквами, то свидетельствует о чрезмерной мечтательности, близкой к «маниловщине».
Увеличивающийся к концу строки разгон , свидетельствует о желании пишущего казаться скрытным, сдержанным, а на самом деле это откровенный, открытый, возможно наивный человек (экстраверт).
А сжимающийся к концу строки разгон говорит об обратном – сдержанный, скрытный, хитрый человек притворяется открытым и откровенным, что называется «душа на распашку», «рубаха парень».
3.Связность почерка: сплошная связность – если всё слово написано без отрыва от листа,
свидетельствует о любви к порядку, наблюдательности, предприимчивости, уменье работать, удачливости. В то же время обладатели такого почерка расчётливы, недоверчивы, скупы. Логическая составляющая в поступках таких людей абсолютно преобладает, всё взвесят, просчитают, продумают заранее. Хорошо развито аналитическое мышление. Если сплошная связность сочетается с высоким темпом письма – это свидетельствует о талантливости, одарённости пишущего;
высокая связность – шесть и более букв без отрыва от листа, я бы считал, что это то же, примерно то же самое, что и сплошная связность;
средняя связность 3 – 5 букв в слове без отрыва от листа, свидетельствует о рациональном уме и расчётливости, в сочетании с уменьем согласовывать идеалы с действительностью;
низкая связность – менее двух букв ,
свидетельствует о склонности более полагаться на интуицию, на чутьё. Возможно поэтическое дарование;
отрывистый почерк – при условии, что отрывистый почерк является выработанным, это свидетельствует об уверенности в себе, развитом эстетическом чувстве, изобретательности, развитой интуиции, чувстве долга, определённом упрямстве и скрытности. Такие люди интересны, зачастую ощущают, что они не понятны окружающим.
4. Форма связи букв: чрезмерная угловатость – свидетельствует об эгоистичности, резкости, жёсткости (до жестокости), холодности и своенравии, о склонности к злонамеренности. Такие люди способны обострять конфликтные ситуации до предела. Весьма выносливы к физическим и моральным страданиям. Если такой почерк ещё и сжатый, это свидетельствует о способности совершать корыстные преступления;
просто угловатый почерк
– свидетельствует об упрямстве, твёрдости, деятельности и стойкости. В коллективе такие люди обычно являются лидерами. Они настойчивы в осуществлении своих намерений. Хорошие секретоносители;
не часто встречающаяся угловатость – свидетельствует о твёрдости и отсутствии агрессивности, очень положительно оценивается;
аркадные формы связи - свидетельствуют о разуме и закрытости тестируемого (встречал не часто, наиболее ярко выраженный из встречавшихся мне аркадных почерков принадлежал крупному предпринимателю, человеку расчетливому, жёсткому, закрытому);
гирляндные формы связи – свидетельствуют о чувственности, открытости, доверчивости и искренности пишущего;
округлые формы связи – противоположность угловатым, это свидетельствует о мягкости, уступчивости, добросердечности, подверженности чужому влиянию;
сочетание округлых и угловатых форм связи, считается хорошим признаком, т.к. положительные качества могут дополнять друг друга.
5. Нажим: сильный нажим – присущ экстравертам, людям амбициозным с сильной волей, решительным, с развитыми чувствами. Обладатели такого почерка имеют свои убеждения и борются за них. Целеустремлённы, энергичны. Обычно разговорчивы;
жирный и грязный нажим – присущ импульсивным людям которые не могут
контролировать свою жизненную энергию. Такие люди могут резко реагировать на вмешательство, зачастую им может быть присущ примитивизм;
тонкий нажим -присущ интровертам (интроверт – это тип личности, сосредоточенный в большей степени на своем внутреннем мире и в меньшей степени на внешнем. Несмотря на свою необщительность, интроверты могут быть очень приятными и интересными собеседниками, если с ними правильно общаться на интересующие их темы. Эти вдумчивые люди могут многое рассказать, да и слушать других они тоже умеют. Также интроверты часто оказываются достаточно преданными и надежными друзьями, на которых можно положиться. Но чтобы стать другом интроверта, нужно заслужить его доверие, причем не словами, а делами), людям чувствительным, наделённым тонким вкусом, с духовными эстетическими интересами;
тонкий неровный нажим – свидетельствует о нерешительности, слабости, бессилии. Возможно, это связано с болезненным состоянием.
5. Конструктивные особенности почерка: крючки, петельки и др.- тестируемый изворотлив, хитёр, способен найти выход из запутанных положений, предприимчив, скрытен, петля в овале при написании «О», «а» скорее говорит о благоразумии и практичности в сочетании с предприимчивостью;
отсутствие последней буквы в слове или точки –может говорить о неуважении к тем кто будет читать текст, а также о скрытности и сдержанности;
наличие подчёркиваний – стремление сделать себя понятным или понятым для окружающих;
дрожащий почерк – обычно принадлежит людям нервным, находящимся в состоянии неуверенности и нерешительности, может свидетельствовать об обиженности;
в написанном присутствуют буквы печатного шрифта – обычно это свидетельствует о способности тестируемого воспринимать новые идеи, возможно об отсутствии консерватизма, о современности.
Построение строки: резко поднимающаяся строка -тестируемый неисправимый оптимист, честолюбец, часто ошибается в суждениях;
поднимающаяся строка – тестируемый деятелен, храбр, решителен, осознаёт свою силу, в хорошем тонусе. Если ещё и большой наклон, то склонен к авантюризму. Возможно, что тестируемый испытывает эмоциональный подъём, воодушевление, вдохновение, весёлость, амбициозность, оптимизм, творческую увлечённость. Одновременно может испытывать волнение и беспокойство
горизонтальная строка – тестируемый спокоен, эмоционально устойчив, развито чувство долга и ответственности. Способен аккуратно и тщательно работать сконцентрировавшись на чём то. Одновременно такие люди отличаются холодностью, неискренностью, бесчувственностью
строка незначительно опускается (на высоту одной буквы)- возможно у человека не достаточно честолюбия, решительности, инициативы или смелости. Но возможно это свидетельствует о физической болезни, временной депрессии, может преследует чувство вины или просто «выдохся»
строка резко опускается – состояние тестируемого крайне депрессивное, пессимистичное, вывести из такого состояния крайне сложно.
6. Форма линии строки: прямая форма строки – принято считать, что это норма, но мне ближе иная трактовка, а именно, что это характеристика уверенного в себе человека, способного контролировать себя, если же строка абсолютно горизонтальна, это свидетельство очень большого самоконтроля и дисциплины. Такие люди слишком контролируют свои порывы;
волнообразная форма строки – свидетельствует о гибкости мысли, дипломатичности, хитрости и ловкости, о коммерческих наклонностях. Совестливость и тактичность не слишком обременяют таких тестируемых. Возможно наличие склонности к лживости;
выпуклая форма строки – свидетельствует о непостоянстве. О способности быстро «загораться» и быстро «остывать» (вначале строка поднимается –оптимизм, затем опускается –разочарование, пессимизм), тестируемый с энтузиазмом берётся за дело, но редко доводит начатое до конца;
вогнутая форма строки – свидетельствует об упорстве, самоуверенности, терпении, надёжности, о развитом чувстве долга;
ступенчато подымающаяся форма строки – на мой взгляд свидетельствует о том же, что и вогнутая. А ступенчато опускающаяся форма строки – свидетельствует о том же, что и выпуклая форма строки;
сочетание различных форм строк – трактуется отрицательно так как свидетельствует о беспокойстве и неуверенности.
На графлёной бумаге – если строка совпадает с линией графления это относят к норме, если при этом темп письма медленный, это свидетельствует об исполнительности, ответственности и самоконтроле тестируемого. Если строка приподнята над линией графления – оптимизм. Строка опущена ниже линии - пессимизм, слабость. Если одно слово строки расположено выше линии графления, а другое ниже, это говорит об отсутствии авторитетов для тестируемого.
7. Интервал между словами: стандартным интервалом между словами принято считать интервал равный ширине двух строчных букв.
Если интервал между словами меньше чем ширина одной буквы - свидетельствует об отсутствии логики, целеустремлённости. Тестируемый боится ясности, открытости, не способен к самоанализу;
Если интервал незначительно меньше нормы – это свидетельство бережливости, осмотрительности, наличия у тестируемого своего внутреннего мира;
Если интервал увеличенный – свидетельствует о щедрости, общительности и доброжелательности тестируемого, о готовности поделиться своими чувствами;
Если почерк мелкий, а интервалы широкие – говорит о желании тестируемого казаться широким, щедрым человеком, хотя на самом деле он скуповат и прижимист;
Не делаются переносы, вместо переносов мелко вписывает слова – можно рассматривать как признак беспокойства, неуверенности, сомнения. Тестируемый нуждается в поддержке и сочувствие;
Интервалы между словами различны – в первую очередь следует рассматривать как признак отсутствия логики и последовательности;
Межстрочные интервалы – нормой обычно считается расстояние равное двум высотам строчных букв. Это признак взаимозависимый с интервалами между словами.
8. Поля: большие поля со всех сторон - свидетельствуют о хорошем вкусе тестируемого, изысканности, щедрости;
большие поля сверху – тестируемый ровно и спокойно относится к написанному;
большие поля в нижней части- свидетельствуют о беззаботности и непредусмотрительности;
справа и слева поля отсутствуют, а сверху и снизу поля есть – свидетельствует об отсутствии рассудительности;
поля со всех сторон очень маленькие–тестируемый хорошо знает цену всему, привык экономить, отсутствует широта души;
поля слева и справа одинаковы – свидетельствует о наличии внутренней культуры тестируемого;
поля слева больше чем справа – оценивается положительно, свидетельствует, что ничего не давит на психику, я бы добавил ещё, что так обычно формируют текст те кто привык работать с подшиваемыми документами;
поля справа больше чем слева – тестируемый может недооценивать свои способности.
Поле с левой стороны (2-3 см. – норма): поле очень широкое – говорит о щедрости, расточительности, стремлению к оригинальности, роскоши и блеску; поле просто широкое – свидетельствует о деятельном характере тестируемого, о его нетерпеливости, отсутствии мелочности, излишней доверчивости; поле уменьшенное – свидетельствует о мелочности, бережливости, недоверчивости, склонности к семейной жизни, свойственно интровертам; поле отсутствует – тестируемый чрезвычайно осторожен, не верит в себя.
Вот так выглядят поля с левой стороны в почерке очень осторожного школьника из Казахстана.
Форма поля с левой стороны: прямая – оценивается хорошо, свидетельствует о порядке, самообладании, пунктуальности; волнистая – оценивается плохо, отсутствие порядка, уверенности, бережливости
поле к низу расширяется – свидетельствует о щедрости, экстравертности, не сбалансированности характера, стремлению к бережливости с противоположным результатом.
поле сужается – свидетельствует о самообладании, бережливости, интроверт.
Поле справа (норма -1 см.): поле больше 2 см. – свидетельствует о не решительности, отсутствии самостоятельности, трусоватости;
поле отсутствует – говорит о смелости, решительности, уменье хорошо ориентироваться в незнакомой обстановке, может свидетельствовать о художественном вкусе.
увеличенные пробелы в конце строк – свидетельствуют о неуверенности, беспокойстве тестируемого; опускающиеся буквы – свидетельствуют об отсутствии логики.
Частные признаки почерка: завитки – часто встречаются у девочек, с возрастом обычно проходят, если присутствуют и в почерке зрелого человека, это свидетельство тщеславия, повышенного чувства собственной важности, упрямства тестируемого, его неуступчивости, если завитки загнуты под букву это говорит о вспыльчивости;
Отсутствие заключительного штриха – признак реалиста, человека дела, свидетельствует о замкнутости тестируемого, о наличии собственных убеждений;
Удлинённый горизонтальный штрих – по Зуеву-Инсарову является признаком недоверчивости, осторожности, осмотрительности, особенно если штрихом заканчивается последнее слово в строке, а до края листа ещё достаточно места. Люди с криминальным опытом, просто ставят длинный прочерк, что бы не было возможности что либо вписать на свободное место. Если удлинённый штрих поднимается вверх – это признак фантазии, творчества, положительных эмоций. Штрих заворачивается вниз или назад – это признак упрямства и эгоизма. Когда заключительный штрих одновременно является связкой с последующей буквой – это трактуется положительно, присуще людям наделённым аналитическим умом и логическим мышлением;
Буквы с надстрочными элементами (б,в,д,й) – норма если высота надстрочной части составляет 1.5-2 высоты строчной части, если больше, это может свидетельствовать о: - недостаточной практичности в обыденной жизни;
- может говорить о духовности тестируемого и хороших детских воспоминаниях:
- если в надстрочной части есть дополнительные элементы, это может свидетельствовать о вычурности, о креативности, но неспособности исполнить придуманное;
Подстрочные элементы (р,у,ф) – норма 1.5 -2 высоты строчной части. Если подстрочные части удлинённые и раздутые, это свидетельствует о наличии фантазий материального, сексуального характера. Просто удлинённость подстрочных элементов говорит о приземлённости. Угловатость подстрочных элементов говорит о стремлении к лидерству и связанных с этим сложностями в личных делах.
Если надстрочные и подстрочные элементы короче нормы – отсутствие фантазий, замкнутость на личной жизни.
Заглавные буквы. Витиеватость заглавных букв свидетельствует о тщеславие, желание обратить на себя внимание, о наличии фантазии и романтических мыслей. И ,одновременно свидетельствует о незрелости, недалёкости.
Печатный вариант написания свидетельствует о ясности ума и уменье работать, оценивается положительно.
Уменьшенные заглавные буквы это свидетельство сдержанности и скрытности. Негативно оценивается написание уменьшенной заглавной буквы «Я», если человек пишет о себе, может свидетельствовать о чрезмерной скромности и боязни ответственности.
Если заглавная буква начинается с большой петли, это свидетельствует о завышенном чувстве собственного достоинства и тщеславии.
Заглавные буквы исполненные как строчные, но большего размера говорят о доброте и доброжелательности тестируемого.
Преобладание левого вертикального элемента в заглавных буквах (П,Ш и др.) говорит об эгоцентризме и уверенности в себе и собственной правоте. Преобладание правого вертикального элемента свидетельствует о преклонении перед чужим мнением.
Мелкие детали почерка.
Удлинённый надстрочный штрих в букве «р» указывает на амбициозность и агрессивность тестируемого, человеку можно поручать любую не выполнимую работу, а наличие предварительного штриха, свидетельствует о том, что агрессивность и амбициозность это не поза и не позиционирование, а истинное состояние тестируемого. Удлинённая подстрочная часть подчёркивает те же признаки, что и надстрочная. Если подстрочная часть в 3-4 раза больше строчной, это свидетельствует о склонности тестируемого к алкоголизму и наркомании. Наличие петли в подстрочной части свидетельствует о вредности, заносчивости, наличии проблем в общении. Увеличенная петля – фантазии, переживания, неврастения. Округлые формы подстрочной части, при нормальном размере, трактуется положительно. Поворот подстрочного штриха влево, указывает на наличие проблем в прошлом (возможно комплекс самооправдания). Отсутствие подстрочной части свидетельствует о развитом самоконтроле и сдержанности. Резко восходящий соединительный штрих между вертикальными элементами буквы «р» может свидетельствовать о психопатическом типе личности, а при условии сильного нажима – о хорошо развитых бойцовских качествах.
Чётко проставленные точки в букве «ё» указывают на взвешенность, исполнительность, педантичность, любовь к порядку. Если точки лежат непосредственно на петле, это свидетельствует о мнительности, боязливости, трусости. Очень маленькие, плохо заметные точки - свидетельство робости, нерешительности, отсутствия твёрдости. Высоко расположенные точки – живое воображение, стремление к новому, с большой надеждой в будущее. Жирные точки – материализм, упрямство, твёрдая воля, резкость, грубость, стремление настоять на своём. Чувственность. Точки как вертикальные штрихи– упорство, упрямство, стойкость, устойчивость во взглядах, нежелание их менять. Точки как горизонтальные штрихи – склонность к искусству, изобретательству, идеалистичность. Точки смещены влево – раздражителен, вспыльчив, быстро и часто разочаровывается. Точки смещены вправо – воображение, энергия, тяга к новым видам деятельности. Точки как волнистая линия – как правило, свидетельство склонности к юмору и эксцентричности, но может говорить и о психическом расстройстве. Точки как не закрашенные кружки – художественная натура, творческая личность, осторожность. Точки в виде перевёрнутых галочек – тонкий, специфический юмор, стремление самому во всём разобраться не принимая на веру. Точки разные – фантазии, идеи, новизна, отсутствие единообразия.
Горизонтальный штрих в написании цифры 7 (аналог «t»). Короткий, но чётко, с хорошим нажимом прописанный штрих – упрямство, наличие собственных суждений, собственного мнения .Удлинённый штрих – эгоцентризм, самолюбование. Если с хорошим нажимом, то ещё и сильная воля, самоконтроль. Смещение штриха в право – тестируемый энергичен, подвижен, деятелен. Жёсткий, уверенный в себе человек.
Смещение в лево –медлителен, не готов быстро действовать. Короткий штрих – отсутствие уверенности и незащищённость. Наличие петли – основательность, способность долго и целенаправленно работать на результат. Резкий подъём в верх– высокий дух, целенаправленность, честолюбие. Короткий, резко опускающийся штрих – свидетельствует об упрямстве, практичности, реализме. Положительно оценивается связка окончания вертикального штриха с горизонтальным, это говорит о рационализме тестируемого.
Штрих висящий над цифрой – примета мечтателя, либо человека наделённого богатым воображением.
Штрих пересекает в середине — уравновешенность. Пересечение наверху — сила воли. Пересечение внизу — поспешность, нетерпеливость. Пересечение восходящее — оптимизм, сила, честолюбие, азарт. Пересечение нисходящее — слабость, нерешительность, но если штрих чётко и твёрдо прописан, это скорее говорит о настойчивости, упорстве, упрямстве.
Форма штриха может быть вогнутой либо выгнутой, первое свидетельствует о вежливости и готовности к общению, второе – о скупости и материализме. Штрих может начинаться с изгиба вниз — неуверенность, усталость. Или с изгиба вверх — вспыльчивость. Заканчиваться может изгибом вниз — упрямство, капризность, или заканчивается изгибом вверх — упорство, терпеливость.
Горизонтальное расположение — уравновешенность, любовь к справедливости.
Связка нижней части вертикального элемента с левым концом штриха оценивается положительно, т.к. часто свидетельствует о рациональности тестируемого.
Заглавная буква «Я». Раздутая петля – свидетельство общительности, желания привлечь к себе внимание, стремления к руководящей деятельности. Если при этом присутствует ещё и хорошая петля внизу – добавляется ещё и самолюбование. Печатный вариант буквы «Я» - говорит о творческих наклонностях, изобретательности, гибком уме, о наличии новых идей и способности их внедрять. Заглавная «Я» размером чуть больше строчной – свидетельство скромности.
Если при написании заглавной буквы «М» проявляется аркадность – это свидетельство спокойствия, невозмутимости, силы воли, энергичности. Если гирляндность – стремление к комфорту. Большая петля в начале буквы – эгоизм, ревность.
Удлинённый надстрочный штрих при написании «Г» -свидетельство подвижной натуры, наличии нескончаемых желаний. Петли при исполнении вертикального и надстрочного штрихов – элегантность, деятельность, решительность.
При написании «П» надстрочный штрих направлен вверх – тестируемый деятелен, активен не смотря ни на что.
Если при написании «й» штрих отсутствует – свидетельство небрежности, торопливости, распущенности. Штрих как точка – бережливость. Штрих как кружок – хвастовство, глупость, лживость. Выгнутый штрих – упрямство, сила воли, дух противоречия. Вогнутый штрих – нетерпеливость, нерасчётливость, торопливость.
Продолжительный, загибающийся вверх штрих – фантазия, желание повелевать.
Если штрих направлен вверх, то, скорее всего, тестируемый обладает твёрдым характером, сформированными жизненными устоями, готов стойко выносить тяготы и испытания.
Исполнение овалов. Открыт сверху – добродушие, миролюбие, доверчивость, деликатность, откровенность.
Открыт снизу – лицем ерие, лживость.
Закрытый овал – норма, если же обведён, тестируемый закрыт, замкнут. В графологии открытые буквы и, в первую очередь, гласные указывают на общительность, открытость человека, желание иметь широкие контакты.
Завиток внутри овала – оригинальные, необычные в суждениях люди, бывает, что они не понятны окружающим .
Горизонтальные элементы в буквах «Н», «П» : если нисходящие – значит эгоцентрист (в психологии эгоцентризм – это привычка человека считать свою точку зрения единственно верной, отсутствие у него способности встать на позицию партнера по общению, может себя не сдержать; если восходящие – самооценка зависит от мнения коллектива, обычно подозрительны и ревнивы;
если вертикальные элементы сходятся вверху – человек доверчив, разговорчив, не умеет хранить секреты; если вертикальные элементы сходятся внизу – тестируемый осторожен в разговоре, лишнего не скажет.
Реперные буквы: «д» с надстрочным штрихом – привычен к умственной работе, обладает аналитическим складом ума, логически мыслит, возможен отрыв от реальной жизни; «д» с подстрочным штрихом - такие тестируемые обстоятельны в быту, что называется - твёрдо стоят на ногах, креатив фантазия это не их конёк; «Д» (печатный вариант) – принято считать положительным вариантом написания; «т» (прописной вариант)- считается признаком серости, консерватизма, но вполне допускается в официальных документах; «др» (связка) – считается хорошей оценкой, свидетельствует о наличии творческих задатков, креативности.
Теперь о подписи. Подпись – это особый вид рукописи, отражающий как правило фамилию лица и имеющую удостоверительное значение. Свою подпись конструирует сам тестируемый, таким он себя позиционирует, хочет что бы таким его видели окружающие.
Элементы подписи: Монограмма – обычно это первая буква фамилии или имени Многрамма может быть вообще не читаемой, это может быть какой либо знак, например скрипичный ключ;
Строчная часть – состоит из нескольких читаемых букв, могут быть не читаемые символы, иногда монограмма сразу переходит в росчерк, без строчной части;
Росчерк – завершающая, динамически быстро выполняемая часть, обычно в более быстром темпе чем предыдущие составляющие подписи. Часто имеет украшательский оттенок;
Дополнительные штрихи – эти элементы могут быть самыми разнообразными.
Конструкция подписи: подпись состоит из полностью выполненной фамилии – если подпись выработанная, это говорит о гордости, самолюбии, осознании собственного достоинства. Если выработанность подписи низкая, это свидетельствует о скромности, незначительности, безхарактерности. Такая подпись с подчёркиванием внизу – свидетельствует о самомнении, самолюбии, фантазии. Упрощённая (более короткая, всего несколько букв) подпись такого же типа – говорит о логическом складе ума. Так же присуща людям которым приходится много расписываться, отсюда упрощение. Ясная и разборчивая подпись говорит об отсутствии эгоизма, ясности мышления, в общем положительно характеризует тестируемого. Приукрашенные и усложнённые подписи – тестируемый хвастун, позёр, а возможно, просто наделён богатым воображением.
Размер букв подписи: Крупные буквы – самолюбие, чувство собственного достоинства, стремление к независимости. Вместе с тем, непрактичность, наивность, доверчивость; Очень мелкая – тестируемому присущи такие качества как рациональность, конкретность, концентрация умственной деятельности, скупость, эгоизм; Уменьшение размеров подписи к концу – дипломатичность, работоспособность, утончённость, скрытность, хитрость; Увеличение размеров подписи к концу – открытость, наивность, неумение хранить секреты, здесь многое зависит от росчерка. Может свидетельствовать об усилении активности ближе к концу выполняемого проекта.
Размах подписи: размашистая – глобальное мышление, эгоцентризм, такую подпись ставят стратеги; сжатая подпись – мышление конкретное, хорошо даётся решение тактических задач, их конёк –конкретика и рациональность.
Связность подписи: длинная связная подпись – последовательность, склонность к логическим заключениям, консерватизм; отрывистая подпись – интуитивное мышление, мечтательность, поступки мало предсказуемы, позёр.
Форма связи в подписи: связи между буквами угловатые – практичный ум, независимость, упрямство, вспыльчивость; связи округлые – доброта, мягкость спокойствие.
Наклон подписи: левонаклонная подпись - скрытность, неискренность, замкнутость; прямонаклонная подпись – самообладание, самоконтроль; правонаклонная подпись – толерантность, понимание, компромисс ; подпись состоит из разнонаклонных элементов – говорит о порывистости, несдержанности, капризности; левонаклонная подпись при правонаклонной скорописи – тестируемый по сути своей человек добрый и мягкий, но хочет себя подать гордым и холодным; правонаклонная подпись при левонаклонной скорописи – тестируемый носит маску доброго и отзывчивого, а на самом деле он жёсткий и расчётливый, возможно лицемерный человек.
Нажим подписи : очень тонкий – неуверенность в себе, колебания при принятии решений, утончённость, возможно болезненное состояние; неровный нажим – порывистость, эмоциональность, противоречивость, воображение , сексуальные наклонности; если нажим в подписи и скорописи различен – тестируемый позирует (скоропись с хорошим нажимом, а подпись со слабым, возможно человек хочет казаться мягче чем есть на самом деле).
Топография подписи: резко поднимается – энергия, темперамент, честолюбие, успешное преодоление депрессии, возрождение; горизонтальное расположение – уравновешенность и постоянство; опускающаяся – пессимизм, признак слабой устойчивости к алкоголю; ступенчатая подпись – эмоциональность, несдержанность, неуправляемость.
Монограмма: соответствует первой букве фамилии – типично, соответствует среднему уровню; первая буква имени, а затем фамилия – деловитость ответственность, вдумчивость; начальная буква отделена точкой – деловитость, ответственность, вдумчивость, плюс пунктуальность и скрупулёзность; сложная, замысловатая монограмма – честолюбие, эгоцентризм, отвлечённость, путаница в мыслях, возможно замкнутость, скрытность; монограмма разумная, но сложная – оценивается весьма положительно, свидетельствует о рациональном и практичном уме; начальная буква значительно больше остальных – самолюбие, возможно самолюбование, амбиции; начальная буква не больше последующих – скромность, отсутствие амбиций и жизненных претензий; если монограмма тщательно выведена – свидетельство хитрости, возможно тестируемому просто нечем было себя занять.
Строчная часть подписи: наличие иностранных букв – желание выделиться, преклонение перед «западом»; наличие посторонних символов, значков – нарушение психического равновесия; наличие лишних петель в строчной части – упрямство, своенравие, зацикленность; вся подпись в овале – закрытость, недоверчивость, свой мир где нет посторонних.
Росчерк: отсутствие росчерка – вкус, воспитанность, внутренняя культура, простота. Как вариант – скромность, доверчивость, неуверенность, безхарактерность; большая длина росчерка – нетерпимость приказам, замечаниям. При этом осторожность, осмотрительность; росчерк направлен вертикально вниз – росчерк действующего руководителя (Ельцин), независимость характера, жёсткость, вспыльчивость ,презрение к общественному мнению; росчерк вправо и вверх завитками - фантазия, находчивость; вверх и назад, влево – агрессия; начличие петель вверху и внизу росчерка – оценивается положительно, свидетельствует о таланте, творчестве, склонности к оригинальным решениям, а порой говорит о хвастовстве; подпись может заканчиваться точкой – это может свидетельствовать о дисциплине, стремлению к завершению начатого, а может говорить о тревоге, о недоверчивости; три и более точки в конце подписи – крайняя степень недоверия, хитрости, лицемерия; росчерк в виде горизонтальной черты – хладнокровие, недоверчивость, подозрительность; росчерк перечёркивает подпись – свидетельствует о негативной оценке самого себя, что влечёт к ещё большему неудовлетворению; подпись подчёркивается – тестируемый подчёркивает самого себя (Наполеон) амбиции и тщеславие; подпись подчёркнута сверху – человек реально стремится к новым достижениям.
Что касается исследования подписей, должен сказать, что это отдельный, весьма обширный пласт графологического метода. Я не готов сейчас полностью раскрыть этот раздел.
В подписи очень много нюансов, по которым можно определить состояние и настроение тестируемого именно в момент исполнения подписи. Наличие сомнений или полная уверенность в совершаемом действии. Подспудное или нарочитое желание выглядеть именно таким, и именно перед тем, кому предназначен документ (записка с подписью – это уже документ, значительно более серьёзный нежели записка без подписи). Здесь важно всё: и смысловая нагрузка документа, и возможные последствия его написания. Вот пример : две подписи одного и того же начальника одного из ОП г. Новосибирска (слава Богу уже бывшего начальника) первая подпись поставлена на его «резолюции» предназначенной для подчинённых, вторая подпись на отчёте вышестоящему руководителю. Не надо быть графологом-специалистом, что бы понять, какая подпись кому предназначена. Но наша задача не в этом. Мы хотим понять потенциал этого человека, его отношение к написанному. Я уверен, что это возможно.
Если при изучении почерка можно обойтись без понимания смысла написанного, как пример я приводил разворот странички казахского школьника, пишущего на казахском языке. Там мне достаточно было посмотреть на оформление полей, и я сделал выводы, с которыми затем полностью согласились родители мальчика. При оценке подписи, очень важна и смысловая составляющая документа.
Если же подпись не несёт какой либо ответственной составляющей, а является лишь дополнительным аксессуаром рукописного текста, подпись можно рассматривать как неплохой дополнительный инструмент для составления психологического портрета тестируемого.
ПРИЗНАКИ ЛЖИ В ПОЧЕРКЕ
Графология может не выявить ложь, но обязательно укажет на лжеца.
Когда человек вынужден лгать, он конструирует описываемые события, следовательно, должен потратить существенно больше времени для описания события, чем, если бы описывал реально произошедшее. Как следствие этого в почерке становятся особенно заметны признаки "медленного" почерка - буквы более округлые, чем в тестовом отрезке, более тщательно выписаны. Могут встречаться не мотивированные знаки препинания.
Если ложь сопряжена с эмоциональной напряжённостью, например в случаях уличения в неблаговидных поступках, правый наклон букв к концу каждой строки усиливается (каждая новая строка отождествляется пишущим с как бы новым документом, он вначале берёт себя в руки, однако уже к концу строки эмоции берут верх, почерк, что называется «плывёт»). Часто появляются элементы разнонаклонности.
Мне часто доводилось держать в руках два документа выполненных одним и тем же человеком, в один день. Но в одном документе изложены подлинные сведения, в другом - явно придуманные (Я когда-то был начальником одного из оперативных подразделений МВД и, по долгу службы просматривал записки содержащие сведения полученные оперативником от информаторов, или же придуманные тем же оперативником, но, якобы полученные от информаторов). Разница бросается в глаза сразу же. В правдивом документе темп письма заметно выше (пишущий спешит зафиксировать то что ему стало известно, торопится что бы ничего не забыть, не упустить), почерк стремительный, целеустремлённый. В придуманном документе почерк существенно медленнее, что вполне понятно - надо придумывать, конструировать на ходу. Пишущий старается не заметно для окружающих выгадать время. Отсюда и медленный "раздумчивый" почерк, более выписанные буквы и другие признаки - немотивированные точки, запятые.
Это примерно то же, что хождение по знакомым и не знакомым местам. В первом случае человек движется не задумываясь, без остановок, если спешит, то шагает стремительно. По незнакомым местам человек продвигается существенно медленнее, он вынужден останавливаться, спрашивать дорогу у встречных или сверяться с навигатором, порой вынужден возвращаться назад. То же самое происходит при описании подлинных и придуманных событий.
Проведём эксперимент, опишем подлинные события, ну скажем последнюю покупку продуктов в магазине. И события которых вы никак не могли видеть и ничего не могли о них знать, скажем, опишите крик смертельно раненого кита.
Существуют различные методики определения лжи по почерку. Например, в начале 90-х годов российский криминалист Ф.Г. Аминев разработал методику исследования почерка путём анализа изменения размера реперных букв, в частности «р». Согласно его гипотезе, такие эмоции как страх разоблачения и страх наказания сопровождающие ложь, находят своё отражение в высоте надстрочного штриха «р». Если предложить подозреваемому описать, что он делал во временной период когда было совершено преступление, то , по мере приближения к моменту преступления, будет нарастать нервное напряжение тестируемого и расти высота надстрочного штриха буквы «р». Вполне возможно, что для кого-то из тестируемых это и соответствует, но, по моим наблюдениям значительно чаще, меняется наклон почерка. Такое происходит когда тестируемый описывает совершённые им неблаговидные поступки. Это может быть не обязательно преступление за которое он боится наказания, это может быть просто поступок за который тестируемый стыдится.
Инесса Гольдберг выделяет более тридцати признаков лжи в почерке, я укажу на те из них, что встречались лично мне чаще других :
- медленный, не спонтанный, не беглый почерк;
- наивный стиль школьных прописей (как попытка обмануть);
- изменчивость (непостоянство) наклона;
- нечитаемость, либо двусмысленность букв;
- исправления;
- бессмысленные случайные точки (запятые);
- неразборчивая либо отличная от почерка подпись;
- «залитые буквы» (будучи в затруднении, что можно писать, а чего не стоит, пишущий водит ручкой на одном месте);
- в ключевых местах текста встречаются слова, уменьшающие определенность и однозначность: «наверняка», «очевидно», «наверное», «по-видимому», «любому ясно» и т. д.
Признаки изменения почерка в результате стресса : -изменение наклона с правого на прямой или левый, появление веерообразного наклона; - изменения межстрочного интервала – обычно межстрочный интервал увеличивается; - надстрочные и подстрочные элементы реперных букв (р,б) меняются по длине; - размер почерка начинает скачкообразно меняться, смещаются соединения (выше-ниже).
Пример из личной практической деятельности:
В преуспевающей производственной компании, в помещении отдела по персоналу постоянно работают три сотрудника (две женщины и мужчина). В день зарплаты из сумочки одной из сотрудниц пропадает вся заработная плата. Ущерб для потерпевшей очень серьёзный.
Но является ли она потерпевшей? Однозначного ответа не было, поскольку отношения между коллегами были очень непростыми, поэтому нельзя было сбрасывать со счетов возможность имитации кражи с целью скомпрометировать других.
Провёл ряд мероприятий: негласная аудиозапись, разведбеседы и прочее, а том числе были отобраны объяснения по факту кражи. Комплекс работ принёс результат – виновный был установлен.
Я привожу здесь копию его письменного объяснения, где отчётливо видны признаки лжи, волнения, плохо скрываемого внутреннего напряжения. Интриговать не буду. Деньги похитил мужчина, 32-х лет. Попал в сложную жизненную ситуацию, не смог удержаться от соблазна. Вот его письменное объяснение:
ПРИЗНАК 1 – увеличение наклона букв к концу строки;
ПРИЗНАК 2 – ненужные знаки препинания (в данном случае это точки, могут быть запятые). Я считаю, что ненужные знаки препинания проставляются машинально, когда пишущему требуется пауза для обдумывания или придумывания;
ПРИЗНАК 3 – вместо переноса последние буквы «сползают» вниз;
ПРИЗНАК 4 – нечитаемость, исправления;
ПРИЗНАК 5 – короткий, нисходящий штрих в цифре 7;
ПРИЗНАК 6 – опускающаяся строка;
ПРИЗНАК 7 – немотивированные пробелы
Теперь главное: мы получили основные признаки почерка и ориентируясь на них получили набор качеств с той или иной степенью вероятности принадлежащих тестируемому. Вопрос: в какой последовательности выстраивать полученные сведения, как формировать результат тестирования?
Я предлагаю ориентироваться на цель с которой проводилось тестирование. Если целью тестирования являлось выбор кандидата на должность, скажем кладовщика или зав складом, следует начинать с качеств которые либо категорически подходят для этой работы, или напротив – категорически не подходят. Например, почерк мелкий (умеет работать с особой тщательностью) и несколько сжатый (бережлив, скуповат) – для кладовщика это то, что надо. Если же почерк крупный размашистый ( человек самонадеян, не практичен, влюбчив, легко входит в контакт, не способен хранить секреты как чужие, так и свои), этот тестируемый категорически не подходит для должности кладовщика. При отборе кандидата для приёма на названные вакансии, я бы начал именно с этих качеств, а уже затем располагал бы сведения об иных качествах. Внутренний мир кандидата на должность кладовщика, интересовал бы меня в последнюю очередь. Коль речь шла бы о руководителе низового звена (бригадир, заведующий складом, руководитель отдела бухгалтерии ), я обратил бы внимание ещё и на качества характеризующие твёрдость характера – наклон почерка, угловатость или округлость и т.д..
Если вы проводите тестирование соискателей на должность креативного директора интересовать должны уже иные качества – наличие творческой составляющей в качествах тестируемого. Таким образом, вначале составляется портрет идеального сотрудника, с набором первостепенных и второстепенных качеств, в зависимости от этого формируется последовательность качеств полученных в результате тестирования.
При чтении почерка человека, который вам интересен, как возможный соратник, сподвижник, спутник жизни, ориентируйтесь на те ценности, которые важны вам.
Если тестируете близкого человека для чего то (перед выбором ВУЗа – одни задачи, перед выбором профессии – другие, при выборе делового партнёра – третьи, при выборе спутника жизни – могут быть совсем другие.
Обычная схема заключения: - интеллект и когнитивные способности;
- функционирование, работоспособность, склонности, обучаемость, исполнительность, ответственность, честность;
- социальная адаптация, взаимоотношения с людьми, с законом, межличностные отношения;
- выводы о внутреннем мире, его благополучии или неблагополучии, комплексы, проблемы, конфликты, помехи в личной жизни, степень доверия.
Много раз приходилось применять своё уменье, однако наиболее помнятся два случай. Когда тестировал ребят из выпускных классов. Парень взъерошенный, недоверчивый, даже затравленный взгляд, небрежная одежда. Когда провёл тестирование, увидел в почерке явные признаки творческой личности, это начало полностью забивало все остальные свойства натуры этого мальчика. С классным руководителем обсудил полученный результат, та согласилась, что видела в нём некоторые задатки артистизма и попытки реализовать эти задатки. Но окружающие не воспринимали его как творческую личность. Сарказм и насмешки одноклассников сопровождали его робкие попытки реализовать себя, как творческую личность. Через пару недель после того, как я раздал результаты тестирования, я вновь был в этой школе. С описавыемым мною парнем произошли потрясающие изменения: модная стрижка, стильная одежда, яркий галстук-бабочка, уверенный ироничный взгляд. Я попросил автограф, результат превзошёл ожидания – вместо прежней безликой, тусклой подписи, лихо закрученный вензель. Получается, что после того как получил результат теста, человек поверил в себя. Возможно и окружающим показал, и наконец, встретил понимание. Мальчик изменился разительно. Буду очень рад если ему удалось раскрыться как творческой личности.
А второй случай, это когда тестирование почерка девочки (по словам классного руководителя – «серой мышки»), показало, что у неё редкие задатки бизнес лидера. Учителя не согласились со мной: серая мышь и есть серая мышь, еле-еле на троечки тянет, хотя и старается. Но в бизнесе не нужна высшая математика, не нужна физика и химия. А таких предметов как деловая хватка, цепкость , расчетливость, удачливость, в конце концов, в школе не преподают. Случайно встретил её на улице через несколько лет, она благодарила. Мой тест помог ей поверить в свои возможности. Сейчас она хозяйка салона свадебной одежды.
Наверное ради таких моментов и стоит трудиться, изучать, сомневаться, находить решения.