Mentorpiece: как интернатура превращает новичков в IT-профессионалов

Стандартная проблема после окончания IT-курсов — всё знаю, но ничего не понимаю и применить не умею. А работодателям на современном рынке труда нужны как раз не только “знающие”, но и “делающие”. Те соискатели, которые уже на собеседовании могут решить задачи, встречающиеся на реальных проектах.

И чтобы получить необходимый опыт для трудоустройства существует интернатура. Студенты после окончания обучения могут присоединиться на время к какому-то реальному проекту в IT-компании или стартапу, чтобы закреплять полученные знания и навыки на практике.

Посмотрим в динамике на то, как шла интернатура десятка интернов IT-школы Mentorpiece в одной из компаний. Как у них появлялся реальный практический опыт и формировалось более ясное понимание своей профессии.

Интернатура из нашего примера проходила в “Модатэк”. Компания занимается разработкой SaaS-системы (ПО размещается на удаленном сервере и предлагается как сервис) мерчандайзинга на основе искусственного интеллекта для E-commerce. Благодаря их решению уже сейчас каталоги некоторых fashion-магазинов — это не просто карточки товаров, а подобранные при помощи искусственного интеллекта готовые "луки" из одежды, обуви и аксессуаров.

За два месяца интернатуры студенты должны пройти процесс онбординга, понять, как происходит взаимодействие между членами команды, изучить документацию и принципы работы приложения. А также написать множество тест-кейсов, найти баги, составить техническую документацию, в общем, принести полноценную помощь проекту и команде.

После каждой недели (спринт) интерн и ментор анализируют проделанную работу и пишут небольшой отчет, который оформляют в карточки. В статье посмотрим эти отчеты, как историю прошедших двух месяцев.

Спринт 1

Начинали интерны с исследовательского тестирования, то есть изучения нового приложения целиком (или какой-то его части), поиска дефектов, изучения функциональности на уровне базы данных, пользовательского интерфейса (UI) и интерфейса для взаимодействия программ (API). Ребята погрузились в процесс разработки и тестирования, переосмысляя и применяя на практике знания и навыки, полученные на курсе.

Герман Ш., интерн Mentorpiece: “Даже за эту неделю, где мы проводили только исследовательское тестирование функционала, ранее усвоенный материал начал укладываться строго по полочкам.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Первый спринт — это всегда прежде всего исследование возможностей приложения, составление mind map и планов по тестированию. Группа пришла в компанию, где глубокое тестирование до нас не проводилось, и наш ждут очень интересные 8 недель. Кроме того, стоит задача не только применить традиционные методы тест-дизайна, но и понять, как работает AI-модуль и как его тестировать. Все интерны получат практический опыт, который не только даст представление о реальной работе тестировщика и взаимодействии в команде, но и обеспечит неоспоримое преимущество при поиске работы. Ведь ребята смогут записать в резюме реальный опыт и рассказать о нем на собеседовании.”

Спринт 2

В течение второй недели интерны постепенно стали покрывать функциональность приложения тест-кейсами, в том числе и AI-модуль. Появилось больше понимания, как работает самое приложение, потому что теперь команда уже хорошо ориентируются в его фронтенде (визуальная составляющая приложения, с которой взаимодействует пользователь), бэкенде (внутренняя часть, которая находится на сервере) и базе данных. Составили первые чек-листы и сделали их перекрестную проверку всеми членами команды (кросс-ревью).

Ксения Еремеева, интерн: “Паника (да-да, именно она :-)) спала, в голове многое встало по полочкам. Наконец-то стала понятной такая загадочная величина, как story-point и насколько верно провели estimate задач в начале спринта.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Первоначальное исследование приложения завершено, планы написаны. Самое время начать покрывать функции приложения тест-кейсами. По правилам в первую очередь разрабатываются smoke тесты, а уже затем все остальные. Для интернов это первый опыт создания тестовой документации для реального, а не учебного приложения.”

Спринт 3

Основные вызовы третьего спринта — проведение регрессионного тестирования нового релиза и оформление прогонов в Clickup. Также интерны Mentorpiece начали писать техническую документацию на продукт.

Анна Вихрова, интерн: “Чем ценна для меня интернатура: реальный проект очень быстро высвечивает те технические области, которые тебе нужно подтянуть. Погружаться на практике в AI в е-commerce особенно интересно.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Первый релиз, первое регрессионное тестирование. Smoke тесты и часть функциональных регрессионных, написанных в прошлом спринте, успешно применены к новой версии приложения.”

Спринт 4

Половина пути двухмесячной интернатуры пройдена. По окончании четвертой недели был выбран лид-интерн, им стал Егор М., которому лид-ментор передал часть задач. Команда начала писать тест-кейсы на API, из-за чего появилось много вопросов касательно оформления и работы бэкенда в целом.

Елена Матвеева, интерн: “Теперь я точно знаю, как устроена работа QA-инженера. Страх совершить ошибку исчез, и мы, как опытные специалисты, взялись за написание технической документации и тест-кейсов, а также успешно провели регрессионное тестирование.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Главное событие спринта #4 — появился тимлид-интерн (им стал Егор М.) и технический лид — Сергей У. Передав ребятам часть дел, я написала, что лиды-интерны, как правило, находят работу одними из первых. Так в результате и получилось: Сергей и Егор нашли работу первыми из всей группы.”

Спринт 5

Интерны вместе с техническим директором (СТО) компании Павлом провели анализ баг-репортов, которые удалось найти за первый месяц работы. Павел скорректировал приоритеты задач и рассказал, как будут решаться все дефекты. Лид-интерн Егор М. проявил себя как хороший руководитель и активно помогал ребятам с решением их вопросов.

Сергей Удалов, интерн: “Увидев такую активную работу CTO, у всей команды появилась огромная мотивация продолжать работать над проектом, чувство заброшенности моментально испарилось.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Прошла половина интернатуры, написана основная часть технической и тестовой документации, заведено очень много дефектов, потребовавших особого внимания СТО компании. Поскольку обсудить дефекты и задать вопросы “голосом” всегда быстрее, чем писать сообщения в чате, мы собрали очередную зум-сессию с СТО и совместно категоризировали дефекты и обсудили все насущные вопросы.”

Спринт 6

В начале шестой недели вышел релиз с обновленными фичами, по которому команда Mentorpiece провела регресс и кросс-ревью тест-кейсов друг друга. А самое важное — интерны приступили к тестированию AI Smart Search.

Юлия Константинова, интерн: “Месяц назад ты был «слепым котенком», который не до конца понимал как устроена работа QA-инженера на реальном проекте (в теории-то все казалось понятным :), но на практике…) А сегодня ты уже полностью понимаешь, что и для чего ты делаешь и хорошо ориентируешься в приложении.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “За 2 недели, прошедшие с предыдущего релиза, мы значительно увеличили количество тест-кейсов и по результатам пятинедельной проверки гипотез по тестированию AI написали тест-кейсы на AI-модуль с использованием формул RR и MRR. Поэтому очередной релиз, который компания выпустила на этой неделе, тестировался уже гораздо быстрее — ведь процент покрытия тестами стал намного выше.”

Спринт 7

Предпоследний спринт интернатуры проверял команду “на прочность”, приходилось работать в стрессовых условиях из-за блокировки ClickUp и параллельно искать способы обхода. Тем не менее подобный опыт подготовил интернов к тому, что на реальных рабочих проектах может произойти все что угодно, и нужно уметь справляться с этим.

Виталий Третьяченко, интерн: “По прошествии интернатуры я стал более глубоко представлять роль и место QA-инженеров на проекте и закрепилось понимание теории, полученной в ходе обучения.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Тут я могу поблагодарить лида команды Егора Медведева за оперативность, отличную организацию и адекватную оценку вариантов. Также отлично себя показала и команда, часть которой занималась решением проблемы, а другая часть — проектными задачами и помощью заблокированным коллегам с выгрузкой данных.”

Спринт 8

Двухмесячная интернатура в AI-компании Модатэк подошла к концу. Интерны завершили составление чек-листов и тестирование функционала AI Search. Также выявили неработающие функции приложения, которые разработчики еще не успели исправить. Из-за этого на время заблокировалась часть задач, которые все-таки удалось закрыть к концу спринта.

Александр Журавлев, интерн: “За это время удалось получить ценный опыт участия в реальном проекте, где использовалась методология SCRUM с регулярными спринтами, планированием задач, ежедневными стендапами и ретроспективами.”

Лилия Урмазова, лид-ментор: “Спасибо компании за предоставленную возможность и интересный продукт. Заказчики всегда готовы помочь, ответить на любые вопросы и обсудить любые возникшие проблемы. За 8 спринтов мы сформировали тестовое покрытие, в том числе для AI-модулей, протестировали 2 релиза и главное — заложили прекрасную почву для сотрудничества с невероятно интересной компанией.

Все интерны получили реальный опыт как тестирования, так и общения с командой, о котором смогли рассказать на собеседованиях. Трое ребят трудоустроились еще во время интернатуры, и это самое лучшее доказательство пользы прошедших двух месяцев.

Ребятам спасибо за отличную работу и очень позитивную атмосферу в команде! Желаю всем успешной сдачи выпускного экзамена и скорейшего трудоустройства тем, кто еще не трудоустроен.”

По итогу за два месяца работы интерны написали 578 тест-кейсов на функциональность веб-версии и AI Search и нашли больше 100 дефектов различного приоритета.

Во время интернатуры студенты Mentorpiece действительно смогли получить полноценный коммерческий опыт, который можно добавить в резюме при поиске работы. А самое главное – теперь они не только знают теорию тестирования, но и обладают достаточными практическими навыками для старта карьеры. Ведь большинство интернов из этой группы успешно трудоустроились по окончанию интернатуры.

Начать дискуссию