Ценообразование и индекс цен на Озон

Добрый день, уважаемые пользователи vc.ru!

Се��одня хотелось бы немного порассуждать на тему ценообразования на Ozon (да и любых других маркетплейсов) в категориях букинистика и нумизматика.

В последнее время довольно часто начала приходить рассылка про индекс цен и необходимость его корректирования. Что-то типа вот такого:

Рассылка от Озон на электронную почту
Рассылка от Озон на электронную почту

Аналогичное нововведение было и в самом личном кабинете продавца, где теперь подсвечивается индекс цены. Вроде бы, всё логично, так и должно быть, но далеко не во всех категориях такая история работает.

Если в той же нумизматике всё более-менее понятно, есть куча ресурсов, на которые можно ориентироваться в стратегии ценообразования, то с букинистикой дела обстоят иначе.

Это сугубо личное мнение и взгляд на рынок букинистики, но сегодня он реально в полной прострации. Продавцы совершенно не умеют оценивать издания, а покупатели в ужасе и тотальном непонимании происходящего...

Книги - Вторая Жизнь

На ценообразование в этой категории влияют очень и очень много факторов, и ориентироваться лишь на то, что кто-то захотел за какое-то издание одну цену, а кто-то другую - глупо.

Вот пример того, как это выглядит в личном кабинете продавца.
Вот пример того, как это выглядит в личном кабинете продавца.

Да, существуют установленные стандарты оценки книжных изданий:

Рекомендуемые коэффициенты уценки букинистических изданий в зависимости от степени их изношенности (порчи):

До 10%: Имеются малосущественные повреждения блока и текста книги, не мешающие восприятию текста; надписи, пометки на титульном листе и других листах книги; пятна потёртостей на переплёте; незначительная изношенность, потёртость уголков и корешка книги; красочное тиснение на переплёте стёрто.

До 25%: Оторвана часть страницы с текстом; имеются разорванные страницы, мешающие восприятию текста; есть чернильные и другие пятна; корешок оторван от блока.

До 50%: Отсутствует хотя бы один лист с тексом или одна иллюстрация; блок и переплёт книги относительно целы, но расхлябаны, выпадают отдельные тетради (листы).

До 75%: Ветхий переплёт (отсутствует, оторваны корешок, уголки, полностью стерто красочное тиснение); согнута, помята, порвана крышка переплёта; полностью изношен материал, из которого сделан переплёт; отсутствует более одного листа текста, иллюстраций, приложений.

До 90%: Полностью оторвана и отсутствует обложка (переплёт); вырваны или вырезаны листы, иллюстрации, однако книга представляет собой известную историка-культурную ценность; книга целая, но крайней степени изношенности (зачитанности).

Примечание: Книги без титульного листа букинистическими магазинами не принимаются. Особо уникальные издания оцениваются индивидуально, без скидки на изношенноcть или порчу.

Либо более простым языком:

ИДЕАЛЬНОЕ - книга "как из магазина". Проверено отсутствие любых полиграфических дефектов.

ОТЛИЧНОЕ - книга "как из магазина", либо очень аккуратно прочитана (единственный допустимый признак прочтения - отсутствие "треска" при раскрытии).

ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ - наличие мелких недостатков, заметных лишь при внимательном просмотре (мелкие потертости, незначительные следы высохшей влаги, нежирные подчеркивания текста простым карандашом и т.п. То, на что обратит внимание лишь коллекционер, а обычный читатель даже не заметит).

ХОРОШЕЕ - книгой пользовались (допускаются потертости, мелкие пятна, аккуратно подклеенные разрывы и т.п.)

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ - книгой активно пользовались, в результате чего сильно пострадал ее внешний вид (сильная потертость, жирные или чернильные пятна, разорванные и вклеенные листы, разорванный корешок, отсутствие форзацев и т. п.)

ПЛОХОЕ - более серьезные недостатки.

Что-то подобное присутствует и в карточках товаров на Озон (только многие продавцы этим разделом "грешат", а покупатели на него забивают). Равно как и подробное описание состояния издания, которое можно (и нужно) делать в комментариях, точно так же, как и дополнительные фотографии самих товаров (точнее, его реального состояния). А потом мы сталкиваемся с возвратами и/или негативными отзывами (хотя в описании издания была более чем подробная информация о его состоянии и т.д.). Но сейчас речь не об этом.

Мне кажется, что устанавливать индекс цены исходя только лишь из стоимости одного и того же товара очень глупо, но и делать какую-то сложную градацию (исходя из состояния, редкости и т.д. как пример) тоже не хотелось бы. Однако, было бы неплохо, если бы индекс цены формировался исходя из этого самого состояния издания и делился по нему на разные категории сохранности.

Плюс, не стоит забывать и о комиссиях (а также логистике, эквайринге, обработке заказа в ПВЗ, упаковке и т.д.), что соразмерно увеличивают стоимость товара.

Говоря простым языком - не может стоить букинистическое издание в идеальной сохранности (так называемая коллекционная сохранность) примерно столько же, как "книга в хорошем состоянии" и наоборот. А если издание считается библиографической редкостью, либо с весьма ограниченным тиражом (тут еще бывают "браки" в оформлении, которые отличают издание от общей серии и делают её особенно редкой, но это другая история).

Это если очень коротко. Если информация интересна и кто-нибудь захочет более детально на эту тему посмотреть - напишите в комментариях.

Приятного дня!

3
10 комментариев