Как снижать влияние когнитивных искажений и личностных особенностей сотрудников на бизнес-результат?
Почему мы продолжаем совершать “глупые/нелепые” ошибки в своей рабочей деятельности? Почему слова и ��еакции другого зачастую кажутся нам нелогичными и странными?
И почему все это продолжает происходить эпоху цифровых технологий при всём многообразии коммуникативных и управленческих инструментов, которые уже давно в открытом доступе для каждого?
В этой статье мы говорим о том, как минимизировать влияние “иррациональной” части человеческой психики на качество бизнес-процессов и результатов.
В чём проблема?
Начнём с примеров:
● Руководитель, принимающий ошибочное решение, потому что “мне этот вариант не нравится”
● Сотрудник, саботирующий изменения, потому что “всегда так работали и нормально, зачем это всё надо, теперь вот сколько новых сложностей”
● Акционер, топящий свой бизнес, потому что “я лучше вас знаю, как надо, не лезьте”
Общий знаменатель этих трёх ситуаций - с точки зрения бизнеса поведение их героев выглядит нелогичным. Казалось бы, всё просто - у бизнеса есть цели, и задача всех без исключения сотрудников компании - принимать решения и вести себя так, чтобы бизнес достигал своих целей в максимально короткие сроки
Но на практике (причём на разных уровнях иерархии) выясняется, что поведение и решения человека определяются чем-то другим. Чем?
При детальном рассмотрении можно обнаружить, что движущими силами являются внутренние факторы. Их может быть достаточно много:
● Скрытые мотивы (например, желание быть правым или страх потерять власть, уронить свой авторитет)
● Картина мира, связанная с предыдущим опытом (“всё новое - плохое”, “никому нельзя доверять)
● Неосознаваемые эмоции (“да кто он такой, чтобы мне указывать, сейчас я ему покажу его место”)
Для большинства людей эти движущие силы неосознаваемы, а потому их влияние неограничено и непредсказуемо. Но мы видим ключевую проблему не в этом. На наш взгляд, ключевая проблема заключается в том, что лишь небольшая доля руководителей ( и тем более сотрудников) умеет осознанно, целенаправленно и произвольно влиять на эти скрытые факторы как в рамках собственной психики, так и в рамках воздействия на поведение и состояние сотрудников или коллег.
Что на что менять?
Ответы на этот вопрос - в первых двух столбцах таблицы ниже. А вот ответ на вопрос “А на чём нужно сфокусироваться, чтобы прийти из As Is в To Be, находится в третьем столбце - Gap (разрыв между целевой и текущей ситуаций):
Именно этот разрыв требует целенаправленной работы по его минимизации.
Модель РИФ
Для этого управленцам и сотрудникам необходим понятный и практичный инструмент, позволяющей отделять реальность (Р) от собственных фильтров восприятия (Ф).
Пока фильтры не осознаются, это сделать невозможно. Соответственно, задача - научиться осознавать свои фильтры, и тем самым замечать, где они могут затмевать реальность. Например, если я знаю про свою подозрительность и признаю её, то я не буду торопиться с выводом о том, что “этот новый сотрудник такой же ненадёжный, как и все предыдущие”, а постараюсь использовать более ясные и формализованные методы оценки его надёжности.
Алгоритм “обезвреживания” фильтров состоит из трёх условных шагов:
- Замедлиться до скорости, на которой мои автоматические фильтры станут заметны
- Осознать, что это за фильтры, как они устроены и какое отношение имеют к текущей ситуации
- Заметить объективную реальность вокруг и внутри меня: а что на самом деле происходит?
Этот процесс мы называем исследованием (И).
Таким образом, технически модель РИФ - это серия вопросов, задаваемых самому себе или другому человеку для обнаружения объективной реальности за субъективными фильтрами восприятия. Базовые версии этих вопросов приведены в на рисунке ниже:
Пример применения из реальной практики в работе с сотрудником
Дано: Сотрудник, негативно воспринимающий структурные изменения становится “токсичным” для всей команды.
Причина - у него появляется много процессов, в которых нужно взаимодействовать с другими командами и учитывать их интересы (тратить на это дополнительное время и силы), и это ему не нравится. Помимо этого, на прошлом рабочем месте структурные изменения привели к сокращению отдела.
Руководитель в индивидуальной беседе задает этому сотруднику вопросы направленные, на прояснение ситуации (Реальность):
● Что сейчас сотрудник испытывает в связи с ситуацией?
● Что теперь он делает по-другому в отношении сотрудников смежного подразделения?
Выясняется, что в этой ситуации сотрудник вынужден инициировать встречи с коллегами, следить за соблюдением договоренностей. И делает он это потому, что больше никто не выступает с инициативой.
Дальше руководитель приглашает сотрудника проанализировать ситуацию, посмотреть на нее со стороны (Исследование). Ключевой вопрос: Чего в текущей ситуации не хватает для проявления инициативы коллег? Выясняется, что не только инициатив от коллег, но и не хватает понимания нового процесса и договоренностей о том, как будет построено взаимодействие. И описание такого процесса уже готовит один из руководителей. И в команде этого руководителя есть сотрудники, которые готовы выступать драйверами внедрения процесса.
На вопрос руководителя о фильтрах: какой смысл сотрудник видит в том, чтобы именно он инициировал встречи с коллегами, осуществлял контроль, сотрудник не смог быстро найти ответа. И сказал, что, если он этого не сделает, то никто не сделает. А значит не будет результата и в итоге, скорее всего, произойдет сокращение. (Фильтры. Внимание - этот фильтр восприятия из прошлого опыта сотрудника!)
Разобравшись в ситуации, управленец обнаруживает, что этот “токсичный” сотрудник имел позитивное намерение, но взвалил на себя непосильные задачи, испытывал сложности и раздражение , связанное с их решением и проявлял негативные эмоции, заражая ими других. Сотрудник хотел не допустить повторения ситуации, которая случилась с ним ранее, хотя текущая реальность совершенно другая.
Как внедрять модель РИФ?
Обнаружение фильтров и оценка реальности - это навыки, которые можно тренировать и развивать как у руководителей так и у сотрудников. Однако, как правило, люди склонны сопротивляться развитию этого навыка у себя. Причина банальна - знакомые иллюзии и фильтры безопасны и понятны, а реальность, которая может открыться - непредсказуемая и пугающая. Усиливающим сопротивление фактором также выступают неврозы и пережитые людьми психические травмы.
Поэтому, развитие бизнес-осознанности (а именно этим и является способность адекватно описывать внутреннюю и внешнюю реальность) возможно в двух вариантах:
- Базовый - обучение сотрудников и руководителей алгоритмам принятия решений, техникам коммуникации по модели РИФ с отработкой и закреплением навыка и развивающей обратной связью.
- Продвинутый - обучение навыкам использования модели РИФ и работа с внутренними установками сотрудников для снижения их неосознанного сопротивления более ясному взгляду на бизнес-реальность.
Теоретическая база
При разработке модели РИФ мы опирались на следующие теории модели:
- Феноменологический подход Ф.Брентано и Э.Гуссерль
- Концепция внутренней, внешней и средней зон осознавания.Ф.Перлз
- Концепция иррациональных убеждений. А. Эллис.
- Модель GROW. Дж. Уитмор
Авторы: Алексей Покотилов, Екатерина Покотилова, Александра Соболева, Ксения Христофорова
(c) PSY Factor, 2023