Состояние и перспективы авторынка в РФ: контекст, SEO и итоги 2022 года
Смотрим со стороны контекстной рекламы и SEO, глубока ли кроличья нора, в которую валится авторынок. С чем придется работать маркетологам автосалонов в 2023 году, чего ожидать и к чему готовиться.
Направление интернет-маркетинга в Мэйке специализируется на автодилерах. Мы собрали данные по показателям 37 автосалонов, которые обслуживаем. Они расположены по всей России, так что выборка отражает ситуацию в РФ в целом. Источник данных — агрегированные и усредненные метрики наших клиентов-автодилеров.
Уходящий год стал для автосалонов катастрофой.
По данным «Автостата», за 10 месяцев 2022 года было продано 518 тысяч новых легковых автомобилей. Это на 63% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
Автомоби��ьная отрасль переживает плохие времена, но не исчезает. Она трансформируется под новые реалии рынка.
Состояние дилеров по маркам автомобилей
Данные, приведённые ниже отражают положение дел у автосалонов определенных брендов на декабрь 2022 года.
VAG: Škoda, Volkswagen, Audi
Салонов бренда Škoda у нас было больше всех. После введения ограничений на поставки в марте, каждый месяц мы ждали, когда клиент “отвалится”. Однако все дилеры продержались до осени и внесли последние платежи по рекламе и SEO в октябре-ноябре.
Автосалоны переориентируются на китайские марки, продажу подержанных авто и сервисное сопровождение. Пять дилерских салонов закрылись. Шанс на возобновление продаж стремится к нулю. В ближайшее время и в среднесрочной перспективе официально машины никто привозить не будет.
KIA, Hyundai
Все поставки автомобилей у наших клиентов происходят по параллельному импорту, в основном из Казахстана. В европейской части России распродаются остатки со складов. Причем у дилеров Hyundai дела идут явно похуже: большинство из них приостановили рекламу и SEO в сентябре. Дилеры KIA размещались весь год без остановок.
После остановки завода осенью дилеры прекратили маркетинговую активность и распродают склады.
Haval и Chery
Поставки машин в автосалоны идут без перебоев, все дилеры увеличивают рекламные бюджеты. Китайские бренды активно вытесняют всех конкурентов. Haval занял у нас первое место по количеству салонов на сопровождении, вытеснив Škoda.
Состояние маркетинговой активности автодилеров
Средняя цена за клик за год выросла в два раза
Google Ads прекратил свою работу на территории РФ в марте 2022 года. Исторически сложилось, что весь бюджет на контекст делился поровну на две рекламные системы поисковиков. Весь 2022 год происходило постепенное перетекание бюджетов из Google в Яндекс. В марте это было еще не так заметно из-за того, что большинство дилеров в принципе сократили бюджет на контекст.
Дилеры увеличили конкуренцию в рамках одного бренда. Если раньше автохолдинги распределяли бюджеты на 3-6 марки автомобилей, то теперь аккумулируют бюджеты на 1-2 марках, чаще всего китайских.
То количество трафика на сайт, которое раньше стоило 100 000 рублей, будет стоить 200 000.
Средняя цена за лид выросла в 1,5 раза
Со средней ценой за лид все не так однозначно, как со средней ценой за переход. На этот показатель влияет большее количество факторов. В первую очередь это покупательская способность: готовы ли покупать в текущий момент по текущим ценам?
Снижение покупательской способности (на графике это точки макси��умов) совпадают с началом СВО и объявлением частичной мобилизации:
- март 2022 — 2801,11 рублей
- сентябрь 2022 года — 3398,33 рублей.
Линия тренда выделена красным, она показывает восходящую тенденцию к росту цены за лид. Если сравнить минимум в феврале (1247,90 рублей) и текущую цену за лид в ноябре (1914,91 рублей) , то разница составит примерно 1,5 раза.
Графика цены за лид — синусоида с тенденцией роста. Рынок остро реагирует на внешние потрясения и события. Мы видим резкое снижение покупательской способности, потребители переходят в режим накопления, пока не пройдет шок.
Если цена за клики выросла в 2 раза, то цена за лид — в 1,5 раза. То есть привлечение внимания клиента теперь стоит дороже. При этом заявку он оставляет охотнее, чем раньше.
Общий поисковый трафик (SEO)
Падает у тех кто уходит и растет у тех кто остается.
Посмотрим, как 2022 год отразился на поисковом трафике. Считать в абсолютных числах было бы некорректно. Поэтому мы вывели среднее значение переходов с поиска по каждому месяцу и по каждому бренду. За эталонное значение взяли количество переходов в ноябре 2021 года. Оно равно единице.
Поисковый трафик имел положительную динамику до марта 2022 года — тогда он достиг пика. Далее пользователи стали искать реже все бренды, кроме Haval. График отражает рыночную ситуацию, так что поисковый трафик на сайты корейских, японских и европейских брендов будет уменьшаться и дальше, а на китайские — расти.
Выводы
- Привлечение на сайт одного человека будет обходиться дороже в 2 раза по сравнению с прошлым годом;
- Приведенные на сайт посетители будут немного чаще оставлять заявки;
- Вкладываться в SEO сайтов, которые заморозили п��ставки, по крайней мере пока, не имеет смысла;
- Китайские бренды активно замещают освободившиеся ниши авторынка;
- Конкуренция между оставшимися брендами будет только увеличиваться;
- Через несколько лет большая часть новых автомобилей будет от китайских брендов.