Состояние и перспективы авторынка в РФ: контекст, SEO и итоги 2022 года

Смотрим со стороны контекстной рекламы и SEO, глубока ли кроличья нора, в которую валится авторынок. С чем придется работать маркетологам автосалонов в 2023 году, чего ожидать и к чему готовиться.

Направление интернет-маркетинга в Мэйке специализируется на автодилерах. Мы собрали данные по показателям 37 автосалонов, которые обслуживаем. Они расположены по всей России, так что выборка отражает ситуацию в РФ в целом. Источник данных — агрегированные и усредненные метрики наших клиентов-автодилеров.

Уходящий год стал для автосалонов катастрофой.

По данным «Автостата», за 10 месяцев 2022 года было продано 518 тысяч новых легковых автомобилей. Это на 63% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.

Автомобильная отрасль переживает плохие времена, но не исчезает. Она трансформируется под новые реалии рынка.

Состояние дилеров по маркам автомобилей

Данные, приведённые ниже отражают положение дел у автосалонов определенных брендов на декабрь 2022 года.

VAG: Škoda, Volkswagen, Audi

Салонов бренда Škoda у нас было больше всех. После введения ограничений на поставки в марте, каждый месяц мы ждали, когда клиент “отвалится”. Однако все дилеры продержались до осени и внесли последние платежи по рекламе и SEO в октябре-ноябре.

Автосалоны переориентируются на китайские марки, продажу подержанных авто и сервисное сопровождение. Пять дилерских салонов закрылись. Шанс на возобновление продаж стремится к нулю. В ближайшее время и в среднесрочной перспективе официально машины никто привозить не будет.

KIA, Hyundai

Все поставки автомобилей у наших клиентов происходят по параллельному импорту, в основном из Казахстана. В европейской части России распродаются остатки со складов. Причем у дилеров Hyundai дела идут явно похуже: большинство из них приостановили рекламу и SEO в сентябре. Дилеры KIA размещались весь год без остановок.

После остановки завода осенью дилеры прекратили маркетинговую активность и распродают склады.

Haval и Chery

Поставки машин в автосалоны идут без перебоев, все дилеры увеличивают рекламные бюджеты. Китайские бренды активно вытесняют всех конкурентов. Haval занял у нас первое место по количеству салонов на сопровождении, вытеснив Škoda.

Состояние маркетинговой активности автодилеров

Средняя цена за клик за год выросла в два раза

Средняя цена за клик, руб
Средняя цена за клик, руб

Google Ads прекратил свою работу на территории РФ в марте 2022 года. Исторически сложилось, что весь бюджет на контекст делился поровну на две рекламные системы поисковиков. Весь 2022 год происходило постепенное перетекание бюджетов из Google в Яндекс. В марте это было еще не так заметно из-за того, что большинство дилеров в принципе сократили бюджет на контекст.

Дилеры увеличили конкуренцию в рамках одного бренда. Если раньше автохолдинги распределяли бюджеты на 3-6 марки автомобилей, то теперь аккумулируют бюджеты на 1-2 марках, чаще всего китайских.

То количество трафика на сайт, которое раньше стоило 100 000 рублей, будет стоить 200 000.

Средняя цена за лид выросла в 1,5 раза

Цена за лид, руб
Цена за лид, руб

Со средней ценой за лид все не так однозначно, как со средней ценой за переход. На этот показатель влияет большее количество факторов. В первую очередь это покупательская способность: готовы ли покупать в текущий момент по текущим ценам?

Снижение покупательской способности (на графике это точки максимумов) совпадают с началом СВО и объявлением частичной мобилизации:

  • март 2022 — 2801,11 рублей
  • сентябрь 2022 года — 3398,33 рублей.

Линия тренда выделена красным, она показывает восходящую тенденцию к росту цены за лид. Если сравнить минимум в феврале (1247,90 рублей) и текущую цену за лид в ноябре (1914,91 рублей) , то разница составит примерно 1,5 раза.

Графика цены за лид — синусоида с тенденцией роста. Рынок остро реагирует на внешние потрясения и события. Мы видим резкое снижение покупательской способности, потребители переходят в режим накопления, пока не пройдет шок.

Если цена за клики выросла в 2 раза, то цена за лид — в 1,5 раза. То есть привлечение внимания клиента теперь стоит дороже. При этом заявку он оставляет охотнее, чем раньше.

Общий поисковый трафик (SEO)

Падает у тех кто уходит и растет у тех кто остается.

Отношение поискового трафика к ноябрю 2021 (ноябрь = 1)
Отношение поискового трафика к ноябрю 2021 (ноябрь = 1)

Посмотрим, как 2022 год отразился на поисковом трафике. Считать в абсолютных числах было бы некорректно. Поэтому мы вывели среднее значение переходов с поиска по каждому месяцу и по каждому бренду. За эталонное значение взяли количество переходов в ноябре 2021 года. Оно равно единице.

Поисковый трафик имел положительную динамику до марта 2022 года — тогда он достиг пика. Далее пользователи стали искать реже все бренды, кроме Haval. График отражает рыночную ситуацию, так что поисковый трафик на сайты корейских, японских и европейских брендов будет уменьшаться и дальше, а на китайские — расти.

Выводы

  • Привлечение на сайт одного человека будет обходиться дороже в 2 раза по сравнению с прошлым годом;
  • Приведенные на сайт посетители будут немного чаще оставлять заявки;
  • Вкладываться в SEO сайтов, которые заморозили поставки, по крайней мере пока, не имеет смысла;
  • Китайские бренды активно замещают освободившиеся ниши авторынка;
  • Конкуренция между оставшимися брендами будет только увеличиваться;
  • Через несколько лет большая часть новых автомобилей будет от китайских брендов.
20
8 комментариев