Как бренды реагируют на сливы данных. Яндекс Еда, Сбер, Туту.ру, Вкусно — и точка
Рассказываю о самых крупных сливах ваших данных, которые произошли за последний год. А ещё о том, как должны выглядеть антикризисные коммуникации.
Яндекс Еда и 58 000 адресов
Что за слив? В марте 2022 года злоумышленники получили имена, адреса, почты, номера телефонов и суммы заказов клиентов Яндекс Еды. После этого в свободном доступе появилась карта, где можно посмотреть слитые данные в определённых городах и найти адрес человека по имени.
Как выглядел антикризис. Сразу после слива Яндекс Еда отправила клиентам рассылку с заголовком «Безопасность ваших данных». Большинство клиентов не обратили внимание на рассылку, потому что она выглядела нейтрально:
24 марта после шума в медиа руководитель Яндекс Еды Роман Маресов написал статью в блог Яндекса «Данные, которые мы не уберегли, и уроки, которые мы извлекли». Роман извинился перед пользователями, рассказал, как компания решит проблему и не допустит такого в будущем. Плюс компания раздала клиентам промокоды на 5-10%.
18 мая данные пользователей дополнились информацией из Delivery Club, ГИБДД и других сервисов. Яндекс Еда в комментарии нескольким СМИ сказала, что к этим данным она уже не имеет отношения.
После статьи руководителя не было никакой антикризисной активности.
Чему кейс нас учит? Не умалчивать, когда появилась проблема. Если бы Яндекс 1 марта сделал рассылку с заголовком «Данные ваших заказов утекли в сеть», то возмущения после появления карты было бы меньше.
Плюс это история с открытым концом: данные ускользнули, статью написали, а что дальше? Спустя год клиенты не увидели изменений, а Яндекс Еда ничего не писала об усилении системы безопасности. В этой ситуации недосказанность вредит, нужно ставить точку.
Сбер и 54 600 000 строк данных
Что за слив? В марте этого года в сеть утекли 54 миллиона строк данных клиентов СберСпасибо. Туда попали адреса электронной почты, даты рождения, номера телефонов, даты регистрации и хэши некоторых карт.
Как выглядел антикризис. Сбер только дал комментарии СМИ, которые их запросили. Например, новостникам vc.ru:
Подобные сообщения возникают часто и как правило связаны с мошенниками, которые пытаются продать компиляции старых баз данных под видом оригинальных.
СберСпасибо даже не упомянули об утечке в собственном телеграм-канале.
Чему кейс нас учит? Всегда нужно прояснять ситуацию и публично говорить о сливе. Утекла база — сообщите об этом в своих каналах коммуникации и скажите, что всё в порядке. Когда из вас вытягивают комментарии СМИ, а вы говорите два предложения — это странно.
Небольшая утечка Туту.ру
Что за слив? В июле 2022 телеграм-канал Утечки информации сообщил, что часть пользовательских данных Туту.ру оказалась в открытом доступе. Там было 2,6 миллиона строк с именами, фамилиями, номерами и почтами клиентов, которые покупали билеты на автобусы.
Как выглядел антикризис. В тот же день сотрудник Туту.ру пошёл на Хабр и написал короткую статью «Нас взломали: часть данных билетов автобусов». Компания признала вину, уточнила, что утечка затронула 1% данных и рассказала, что сделала для смягчения последствий утечки.
Плюс Туту анонсировали статью в соцсетях, чтобы о сливе узнали обычные клиенты. Круто, что сразу в тизере поста компания обнадёжила людей:
Чему кейс нас учит? Моментальная правдивая реакция решает. В день слива вышла статья с заголовком «Нас взломали», — из-за этого в медиа не было много негатива, хотя утекли и данные банковских карт.
Если быстро публично отреагировать и признать вину, репутация пострадает меньше.
Вкусно — и точка: удар по HR-бренду
Что за слив? 27 мая канал in2security опубликовал детали утечки данных 300 000 соискателей компании.
Как выглядел антикризис. Пресс-служба Вкусно — и точка рассказала ТАСС, что компания проверяет информацию об утечке.
На данный момент служба безопасности и IT-департамент проверяют достоверность утечки данных с сайта «Работа — и точка»
На этом всё… После релиза в ТАСС не было статей, извинений или постов в соцсетях.
Чему кейс нас учит? Эта ситуация — симбиоз кейса Яндекс Еды и Сбера. От Еды здесь открытый финал, а от Сбера — нежелание раскрыть полную картину ситуации. Создаётся ощущение, что компания ничего не решила и наплевала на репутацию.
Как выглядит нормальный антикризис
Главное правило хороших антикризисных коммуникаций — признать вину, искренне пытаться решить проблему и сообщить об этом.
За последний год из крупных утечек с этим более-менее справились Яндекс Еда и Туту.ру. Вот, какие два основных правила можно сформулировать:
1. Не сглаживать. Если бы Яндекс Еда сделала рассылку без смягчающего подтекста, потом негатива могло быть меньше.
2. Держать людей в курсе. Если вы решили проблему — напишите об этом. Если есть план действий, но пока нет решения — тоже расскажите клиентам и СМИ. Если поступить, как Вкусно — и точка, то можно легко потерять репутацию.