Как в кризис запустить свой стартап
Запуск стартапа — это не просто классная идея и не всегда быстрый рост. Сложности, ошибки, смена членов команды и даже бизнес-модели — неотъемлемая часть создания проекта. В кризис все трудности приумножаются, поэтому важно точно понимать, какие инструменты могут помочь в достижении поставленных целей. Материал подготовили совместно с Марианной Симонян – преподавателем кафедры инноваций НИУ ВШЭ по курсу «Стартап с нуля», основателем медиа FAVOT и спикером Women’s business Club SOK.
Краткое введение
Текущие условия заставляют задуматься многих: и тех, кто планировал вот-вот запустить прототип, так и тех, кто столкнулся с большими сложностями уже в процессе полноценного выхода на рынок. Возникает вопрос: оправдан ли запуск стартапа в кризис?
Ответ кроется в понимании того, какие именно проекты можно назвать стартапами. Эрик Рис, автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup», дает следующее определение термину «стартап»
Поэтому неопределенность — это лишь составляющая экосистемы создания стартапа.
Итак, мы понимаем, что кризис — не помеха для хорошей бизнес-идеи. Что же тогда может усилить наш рост, помочь обойти конкурентов и сократить время достижения всех показателей?
№1. Идея, отличающаяся глубиной от привычных продуктов
Процесс генерации идей для стартапа — тема отдельного разговора, но если вы хотите обладать конкурентным преимуществом уже на стадии идеи, тогда смотрите в глубину и ищите более зрелые по жизненному циклу процессы. Идеи тоже имеют свой эволюционный процесс, ваша задача — взять свою на стадии роста, а не в конце жизненного цикла. Для вдохновения можно посмотреть выступления британского автора Мэтта Ридли.
№2. Команда, готовая работать в самых сложных условиях
На развитых рынках уже давно перестали определять главенствующим «идею» стартапа для достижения успеха. Инвестируют не всегда и не столько в идею, сколько в команду проекта. Кризис — это возможность собрать группу сильных людей, объединенных не вторичной выгодой, а истинной целью достижения реализации идеи стартапа. Кризис только больше поможет найти своих
№3. Определите product market fit так быстро, как это возможно
Время на долгие поиски соответствия рыночному спросу (product market fit) не будет оправдано в кризис. Ваша задача — обойти формальности там, где это возможно, и максимально быстро найти и занять свою рыночную нишу.
Помните, что стартап требует быстрого роста, откажитесь от формальностей. Если вы на стадии проведения custdev (customer development) и глубинных интервью, не отяжеляйте процесс долгим поиском респондентов.
№4. Ранние последователи — ключ к вашему успеху
Эверетт Роджерс на основании концепции «Диффузии инноваций» выделил пять клиентских сегментов, через которые проходит инновационный продукт. С удовлетворения потребностей «ранних последователей» и начинается рост стартапа, поэтому важно особенно уделить внимание этому сегменту.
№5. Fake it till you make it!
Создание стартапа — это настоящая игра на выживание. Евангелист Apple Гай Кавасаки рекомендует смотреть на бизнес-процессы максимально трезво, чтобы действительно преуспеть. Однако не стоит забывать о принципе быстрого касания с рынком и потребителем до момента больших вложений в продукт. Одним словом, сначала начните продавать, потом делать, и верьте в себя и свой успех до последнего.