Почему наши клиенты гарантированно попадают в СМИ — важные принципы в 2023
Что важно в коммуникации с журналистами — лайфхаки от 4 специалистов, как попадать в СМИ в 2023
На связи пиар-студия COMMA PR и наша команда. Мы рады делиться лайфхаками, которые помогают нам в работе. Если вы занимаетесь пиаром самостоятельно или хотите делегировать его команде, вам нужно знать основы — что и кому предлагать, чтобы ваше имя начало появляться в СМИ.
Правило 1. Уметь общаться с человеком (журналистом)
Некоторые люди допускают распространенную проблему при общении с журналистами — думают, что журналист обязательно должен быть заинтересован в человеке по ту сторону экрана и, конечно же, просто обязан взять рекламный материал о компании. Журналист, как и любой человек, хочет к себе уважительного отношения — нужно вежливо писать, мягко напоминать и не требовать того, чего он дать не может.
Владислав Кустовой
Как пиарщик, который часто общается с разными журналистами и изданиями, я для себя выделяю несколько важных принципов, которых стараюсь придерживаться в работе:
Мне очень важны приятные, теплые взаимоотношения с журналистами, которые я стараюсь выстраивать с нуля и постоянно развивать. Без доверия и приятного общения не получится диалог и не выйдет материал.
Я стараюсь быть максимально последовательным в коммуникации с журналистом. Если поступает конкретный запрос или вопрос — я четко на него реагирую, не игнорирую.
- Если у меня не получается ответить положительно на запрос журналиста — я не умалчиваю, а аргументированно разъясняю логику отказа и прошу извинений.
Открыто обсуждаю и отвечаю на вопросы журналистов и стараюсь не игнорировать принципиально важные просьбы или требования по материалам.
Очень важно всегда напоминать о себе журналистам, чтобы они имели в виду и не забывали про пиарщика и его экспертов, предлагать новые темы и стараться развивать истории
Важно напоминать и по уже отправленным материалам, чтобы получить вышедший материал, так как журналисты в потоке иногда не успевают быстро их обрабатывать.
- Если есть возможность помочь журналисту с каким-то сторонним вопросом — это нужно обязательно сделать, чтобы завоевать его доверие на будущее.
- Важно не забывать благодарить за любые вопросы, вышедшие материалы и быть максимально благодарным за работу. Это всегда эффективно работает, благодарность любят все и отвечают тем же.
Правило 2. Предлагать релевантные изданию темы
Релевантные — значит такие, которые подходит под целевую аудиторию журнала и обстановку в мире.
Как копирайтер, я регулярно генерирую темы для статей, а пиарщик потом предлагает эти темы редакторам. Важно, чтобы каждая тема:
Отражала экспертность клиента. Юристу по интеллектуальной собственности практически нет смысла рассказывать о разводах или кражах. Да, его потенциальные клиенты могут прочитать и такие материалы, плюс в любом случае имя появится в поисковых запросах. Но юрист не сможет, например, использовать эту статью в своих соц. сетях, чтобы подогреть интерес к своей работе и привлечь клиентов
- Была в принципе актуальной и интересной — как журналисту, так и читателям. Я анализирую новости и читаю крупные СМИ, чтобы понимать, что сейчас в повестке. Переход на удаленку, релокации бизнесов, найм сотрудников из других стран, проблемы с налогами — все эти интересные темы в какой-то момент теряют актуальность, потому что о них уже написали все
- Также у каждого эксперта есть «базовые» темы, которые основаны на его работе и не зависят от внешней обстановки. Инвестор рассказывает как инвестировать, бухгалтер — как правильно рассчитать налоги, карьерный консультант — как пробить финансовый потолок. Это широкие темы, и они будут интересны многим СМИ. Но иногда клиент хочет говорить о чем-то узком — условно тот же инвестор работает только с халяльными инвестициями. Есть вероятность, что с такой темой пиарщик либо будет долго добиваться выхода, либо выход будет в профильном журнале с меньшими охватами
- Передавала какие-то небанальные вещи. Даже если в статье планируется простая базовая информация, нужно раскрывать ее под новым углом. Например, могут часто выходить новости или исследования по теме — классно строить статьи на новых данных.
Правило 3. Писать грамотные тексты
Светлана Тарасова
Копирайтер, журналист
Долгие годы в журналистике научили меня одной важной вещи — материал нужно подавать просто. Чтобы текст был понятен даже маленькому ребенку. Не важно, пишет эксперт или профан. Читают все равно люди. Особенно если издание с широкой аудиторией, которая далеко не всегда бывает «в теме». Чем проще — тем лучше. Это главный принцип работы СМИ для людей.
Материал может быть супер экспертным, с кучей непонятных слов и терминов, но его вряд ли дочитают до конца. Поэтому, чтобы заинтересовать читателя, нужно выделить главное и, если нужны термины, доступно объяснить каждый из них.
Почему нам нравятся кричащие заголовки и понятный язык? Потому что он близок народу. Мало кто по пути домой в переполненном вагоне метро будет вчитываться в статью или перечитывать каждое слово. Нужна максимальная ясность.
Поэтому сегодня журналистика в пиаре — это способ упростить сложное, привлечь широкую аудиторию к словам эксперта. Ведь чем доступнее он объяснит то, чем занимается, тем больше людей захотят с ним сотрудничать или узнать об этом больше.
Есть множество книг с упором на то, как правильно писать. Можно учиться на них. А можно постигать азы письма методом проб и ошибок. В любом случае, когда-нибудь вы придете к верному решению. Но лучше и быстрее всего обратиться за помощью к профессионалам в сфере журналистики и пиара.
Правило 4. Экономить время журналиста
Редактор хочет получить продукт — статью — в максимально идеальном состоянии. Некоторые журналы даже указывают в требованиях к материалам, что они должны быть полностью готовы к публикации.
Ляйсан Загайнова
Редактор, копирайтер-креатор
Эксперт и редактор — как их подружить?
«Срочно в номер!», — именно такой реакции ждешь от издания, когда сдаешь экспертный материал. Но не всегда так бывает. Иногда статью приходится править. Все из-за разности мнений, точек зрения у эксперта и редактора. Один видит материал так, а у второго свой взгляд. Почему это происходит?
Очень часто эксперт бывает оторван от аудитории: он варится в терминологии, в какой-то своей актуальной теме, но читателям это просто не зайдет. Не болит у них там, не цепляет. А вот что их триггерит — об этом знает редактор. Поэтому он ставит задачу и отправляет на доработку текст, который кажется ему «не в кассу». Именно редактор держит руку на пульсе, но в теме эксперта он разбирается мало. Вот и возникает дисконнект. Редактор хочет одно, а эксперт пишет другое (как ему кажется, более важное).
И вот мне нужно выдать полезный, цепляющий материал, но так, чтобы подчеркнуть компетенции эксперта. Он как дипломат — согласовывает статью с двух сторон. Но даже несмотря на всю его пластичность и опыт, коса может шибануть о камень: редактор не примет материал или эксперт откажется его комментировать. Что делать в таком случае? Есть несколько идей.
Написать материал самому под задачи редактора, а потом согласовать с экспертом. Сработает только если вы сами разбираетесь в теме, плюс хорошо знаете слог эксперта.
Предложить редактору ту тему, которая интересна эксперту (сделав ее вкусной, интересной для читателя)
Попробовать подружить редактора и эксперта. Это самое сложное, но и самое эффективное. Особенно если вы планируете сдать не один материал, а выйти на долгосрочное сотрудничество. Как их дружить? Объяснить эксперту, насколько издание авторитетное, рассказать, какое мнение сложится у читателей о нем после выхода статьи. А редактору постараться «продать» личный опыт эксперта, его регалии, компетентность, значимость. Чтобы эксперт заинтересовал его как личность. Тогда он перестанет рассматривать материал под лупой, скептически придираясь ко всему на свете.
Получается, что копирайтер в этой цепочке коммуникации — ценное звено. Но бывает такое, что эксперт решает обойтись без него (особенно если это пишущий эксперт). Он сдает материал напрямую редактору, а потом долго недоумевает: почему вернули на доработку?! Чтобы избежать этого и не травмировать собственную самооценку, лучше все же действовать через посредника. Он не только запятые с тире расставит, но и отшкурит материал так, что редактор завопит: «Берем! Срочно в номер!».
Чтобы попасть в СМИ нужно не допускать ошибки в коммуникации, предлагать релевантные темы и стараться максимально попасть в интересы редактора и читателей.
Мы в пиар-студии COMMA PR продвигаем ваш бизнес в СМИ. Под ключ и без рекламных бюджетов организовываем публикации в журналах, выступления на конференциях, подкастах, ТВ и радио.
Переходите в наш бот в телеграме и забирайте подарок — гайд «Как бизнесу делать PR в СМИ?».
Если хотите прокачать свою медийность и масштабировать проект — пишите для сотрудничества.
Автор: Света Соколовская