Продвижение бизнеса в СМИ: познакомьтесь с одним из отцов-основателей PR – Айви Ли
Бытует мнение, что из журналистов выходят отличные пиарщики. Один из отцов-основателей PR тоже начинал свою карьеру с работы репортером. Будучи незаурядной проницательной личностью, Айви Ли совершил настоящий переворот в области взаимодействия компаний с общественностью.
Мы продолжаем окунаться в историю развития пиара и маркетинга, приглашаем вас в это увлекательное путешествие!
Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!
Взгляды Айви Ли на пиар
Айви Ли еще на старте своей карьеры успел попробовать себя в разных ролях. Начал с работы в газете, позднее устроился в бюро Национального демократического комитета, а далее - руководил рекламным бюро Пенсильванской железной дороги. Возможно, такие разные должности позволили нашему герою изучить сферу связей с общественностью с самых разных сторон и сформировать собственное видение процессов.
В те времена компании старались подавать информацию в максимально выгодном для себя свете, порой не гнушаясь искажать факты. Айви Ли высказал революционную идею о том, что необходимо сообщать общественности только правду, так как, по его мнению, все тайное в итоге станет явным. А если публике не нравится то, что сообщает ей организация (и как она действует), к этому мнению нужно прислушаться и скорректировать свою политику. Он открыто заявлял о том, что его компания придерживается правила сообщать только достоверные сведения, и всегда готова дать дополнительные данные, если это потребуется.
В те годы руководители и владельцы бизнеса старались держаться в тени, предоставлять как можно меньше комментариев, и вообще жить очень закрыто и уединенно. Что часто порождало недовольство и только еще больше разжигало конфликты. Айви Ли рекомендовал больше общаться с аудиторией, лично контактировать с работниками.
Считается, что именно он создал пресс-релизы – короткие сообщения для СМИ, в которых компании оповещали о предстоящих событиях.
Еще одна находка Айви Ли – включенное наблюдение. Он считал, что нужно быть непосредственным участником процесса, чтобы лучше понимать происходящее. Его подходы и взгляд на взаимодействие с общественностью были собраны в «Декларацию принципов».
Работа на семейство Рокфеллеров
Забастовка шахтеров в 1913 году серьезно усложнила жизнь одной их самых богатейших семей в истории. Более 9 000 рабочих из предприятий, принадлежащих Рокфеллерам, покинули предоставленное жилье и переместились в палаточные городки. Охранники попытались силой решить вопрос, но результатом стала гибель нескольких шахтеров. В еще одной стычке жертв было еще больше. Среди погибших было 11 детей.
Вначале Рокфеллеры держались подальше от общественности, и им предоставляли искаженную информацию. Например, что в целом рабочие всем довольны, а мутят воду лишь отдельные активисты. Но ситуация явно развивалась и выходила из-под контроля, и становилось понятно, что нужно принимать меры и детально разбираться с происходящим.
Рокфеллеры решили обратиться к Айви Ли потому, что он имел на тот момент неплохую репутацию и предложил не хитрить и увиливать, а честно разбираться с ситуацией. Специалист по пиару решил работать сразу в нескольких направлениях. В рамках первого подразумевалось взаимодействие с общественностью, чтобы улучшить репутацию Рокфеллеров. Во втором – работа с забастовщиками, чтобы решить конфликт.
Не обошлось и без критики его работы. Некоторые противники позиции Ли утверждали, что он намеренно публиковал ложные факты и тем самым изменил своим же принципам. Это касалось информации об обстоятельствах гибели бастующих и членов их семей, инициаторах конфликта и заработных платах шахтеров. Но есть и те, кто считает, что изначально пиарщик попал в ту же ловушку, что и сами Рокфеллеры – получал информацию от посредников, которые искажали факты.
Айви Ли в скором времени сменил стратегию – стал лично ездить в шахты, общаться с рабочими.
Результатом его работы стал выпуск 11 бюллетеней для широкой публики и создание информационных листков для размещения непосредственно в шахтах. Он предложил руководству выстроить систему общения с рабочими так, чтобы они могли свободно рассказывать начальству о своих проблемах. Благодаря усилиям Айви Ли конфликт затих.
Айви Ли в мировой политике
Айви Ли оставил свой след и в мировой политике. Например, его привлекали к переговорам между СССР и США. Интересно, что он лоббировал интересы СССР, убеждая американских политиков в том, что это государство перспективно для установления экономических отношений. Он же призывал к тому, что не нужно отгораживаться и игнорировать, куда более продуктивным будет изучение действий и реакций этого государства в попытках вписаться в существующий мир.
Он лично посещал СССР 5 раз, чтобы убедиться в том, что действующая там политическая система стабильна и у нее есть перспективы на длительное существование.
В 1930-х годах его пригласили поучаствовать в переговорах между США и Германией. И в этом случае он лоббировал интересы Германии. Но в этот раз американские политики не посчитали его помощь полезной, и даже обвинили в симпатии фашизму, в антиамериканской деятельности. В результате официального расследования его оправдали, но это сильно ударило по репутации. Вскоре после этого Айви Ли скончался.
Вместо послесловия
Подробно о личности и деятельности Айви Ли, его влиянии на сферу PR можно прочесть в книге «Придворный для толпы» авторства Рэя Элдона Хайберта. Она переведена на русский язык. Автор попытался осмыслить то влияние, которое оказал Айви Ли на развитие американской культуры и демократии.
Опережая вопросы о том, как прочитанная информация поможет вашему бизнесу развиваться и расти скажем так, зная основы и базовые принципы пиара и продвижения всегда проще использовать их в собственных целях!
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере: