Как компании правильно работать с отзывами в интернете. 9 (не) очевидных советов
Работа с отзывами – отражение клиентоориентированности бизнеса. Институт общественного мнения «Анкетолог» отмечает: только 31 % компаний отвечают на отзывы. То есть большинство компаний рискует потерять ценные инсайты клиентского опыта, репутацию и даже новых клиентов – 93 % пользователей при выборе товара или услуги ориентируются именно на отзывы. Бизнесу важно научиться грамотно работать с обратной связью, чтобы использовать ее как эффективный маркетинговый инструмент.
На примере привередливого клиента Аркадия рассказываем об ошибках в работе с отзывами, чтобы вы не споткнулись о них в будущем.
Вредный совет №1: игнорируйте негативные отзывы
Когда вы получаете негативный отзыв, успокойтесь, расслабьтесь и… проигнорируйте. Мало ли кто там что в интернете пишет.
Следуйте этому совету, если хотите чтобы у будущих клиентов закрались сомнения насчет честности даже положительных откликов о вашей компании.
Признайтесь себе в том, что ваша компания неидеальна: иногда вы, команда, партнеры ошибаетесь, и это нормально. Важно относиться к негативу правильно: не обижаться, а думать, как решить проблему и использовать обратную связь для роста бизнеса.
По исследованию Uberall, компании, ответившие минимум на 32 % отзывов, увеличили показатель конверсии на 80 % по сравнению с теми, кто ответил только на 10 % отзывов.
Часто пользователи оставляют негативный отзыв, если столкнулись с неверно указанной информацией о компании в интернете. Представьте: наш герой Аркадий приезжает в свою любимую кофейню, а на дверях табличка «Переехали», хотя информации об этом не было в геосервисах. Аркадий расстроен и решает больше не ходить в это место.
Вывод: внимательно следите за информацией о вашей компании в интернете и поддерживайте «цифровую гигиену» вашего бизнеса.
Вредный совет №2: до последнего тяните с ответом
Чем дольше вы отвечаете на отзыв, тем больше вероятность того, что клиент остынет и проблема решится сама собой.
Людям важно получать ответ компании как можно скорее, потому что они рассчитывают на решение проблемы «здесь и сейчас». Компания Harris провела исследование и выяснила: 33 % пользователей меняет отрицательное мнение на положительное после прочтения ответа компании на негативный отзыв, а 34 % вовсе удаляют отрицательный отзыв.
Поэтому лучше обойти творческие подходы, поиски подходящего варианта, иерархические согласования и оперативно ответить клиенту. Главное не обещать того, что не выполните: например, дать скидку без согласования с руководством.
Вредный совет №3: ни в коем случае не признавайте ошибку и реагируйте на негатив агрессивно
Слышали о правиле «клиент всегда прав»? Оно уже устарело, поэтому, когда вы получаете негативный фидбек, до последнего защищайте компанию и доказывайте свою правоту.
Интересный факт: 63 % пользователей делают выводы о компании на основе того, как она работает с негативом. Поэтому то, как вы проявите себя в работе с отрицательными отзывами, или поможет вам сохранить репутацию бренда, или испортит ее навсегда.
Мы понимаем, что когда вы получаете негативный фидбек от клиента, сердце сжимается и хочется защититься. Но здесь важно помнить: отзыв адресован не лично вам, а компании. Дождитесь, пока эмоции улягутся, и напишите спокойный, понимающий и заботливый ответ. Не забудьте предварительно разобраться в ситуации и сделать выводы.
Идеальная схема ответа на негативный отзыв:
1. Приветствие и обращение по имени;
2. Указание своего имени и должности (вариативно);
3. Извинения, объяснение сложившейся ситуации и компенсация;
4. Благодарность за помощь в устранении недостатков компании.
Вредный совет №4: забудьте о том, чтобы предлагать бонусы в ответ на негатив
Нет, ну правда: если каждому, кто встал не с той ноги, предлагать скидки, то скоро можно обанкротиться. Так что никаких промокодов и бонусов!
Кажется, не выгодно раздавать бонусы всем, кому не понравился сервис или услуга. Но если компания действительно не права, попробуйте загладить вину перед клиентом с помощью бонуса. Так клиент даст вам еще один шанс и вернется. Главное выстроить корректный процесс работы с промокодами, чтобы сотрудники всегда знали, как их предоставить.
Вредный совет №5: пишите развернутые ответы на несколько страниц
Каждого тронут длинные истории о том, что у директора заболела кошка, подрядчик не привез вовремя тот самый сорт кофейных зерен, а арендодатель вообще стоимость поднял. Поделитесь этими фактами с клиентом, и он обязательно вас поймет и простит.
Если клиент столкнулся с проблемой в вашей компании – все, что его волнует, это как будет решаться вопрос. Отвечайте по существу, не забывая о вежливости.
Вредный совет №6: забудьте об обещании сразу же после ответа на отзыв
Ладно, вы уладили вопрос в интернете, а дальше можно разбираться уже внутри компании (или не разбираться вовсе). Главное, чтобы не осталось негатива в онлайн-пространстве.
Важный вывод: бизнесу недостаточно просто отвечать на отзывы клиентов, нужно использовать обратную связь для улучшения продукта или сервиса. Начните с написания механики обработки негативного отзыва, чтобы не сталкиваться с ситуацией, когда и так недовольный клиент разозлится и (возможно) напишет еще один отзыв о компании.
Людям важны не отписки, а решение реальных проблем: разговор с нахамившим бариста, возврат денег за некачественный товар или расширение штата для более быстрого обслуживания.
Вредный совет №7: не тратьте время на позитивные отзывы
Когда ваша компания хорошо поработала и клиент оставил позитивный отзыв, можно улыбнуться, порадоваться и...пойти работать дальше. Положительные отзывы не стоят того, чтобы тратить на них время, ведь вы и так уже молодец.
Отзывы клиентов обладают невероятной силой убеждения. Согласно Status Labs, 73 % пользователей признались, что положительные отзывы в интернете располагают больше доверять компании или бренду.
Задумайтесь: человек потратил время, чтобы написать вам благодарность. Не жалейте и вы своего времени: отвечайте на позитив, благодарите клиентов за теплые слова. Это покажет ваш персональный подход к каждому потребителю и простимулирует клиента обратиться к вам снова.
Вредный совет №8: обращайте внимание только на отзывы с текстом
Если пользователь ничего не написал о работе компании, а поставил только «звездочки», можно поблагодарить его мысленно. Зачем еще что-то писать?
Интересный факт, который полезно знать: отзывы формируют рейтинг компании в интернете, который является одним из определяющих факторов ранжирования в поисковой выдаче Google. Это значит, что от оценок пользователей и от того, отвечает ли компания на отзывы (даже без текста), зависит, насколько чаще конкурентов ваша компания будет появляться в топ-3 локальной выдачи – блоке Local Pack.
Что такое Local Pack и почему он важен для бизнеса? Local Pack – блок с картой над результатами органической выдачи. Google формирует его самостоятельно в соответствии с локальными запросами пользователя и его местоположением. Например, наш герой Аркадий захотел найти кофейню поблизости. Он пишет в Google: «кофейня рядом». Система автоматически подбирает для Аркадия заведения, где готовят кофе, учитывая местонахождение Аркадия + соответствие карточек заведений запросу Аркадия (в нашем случае, «кофейни») + их рейтинг, чтобы показать Аркадию лучшие варианты.
Отвечая на отзывы пользователей без текста, вы не столько повышаете доверие к вам со стороны пользователей, сколько со стороны самой поисковой системы. Таким образом, вы стимулируете Google показывать карточку вашей компании выше и чаще, чем карточку конкурентов, которые не работают с отзывами.
Вредный совет №9: отвечайте на отзывы всегда одинаково
Когда видите новый позитивный отзыв, проще всего ответить «спасибо», как и на все предыдущие. Так и поступайте.
Предлагаем создать несколько шаблонов ответа на позитивные отзывы. Так вы покажите клиентам, что каждый отзыв важен. Также не упускайте шанс предложить клиенту что-то еще: если он лояльно настроен к вашей компании, можно привлечь его другими продуктами или услугами.
Если вы уже заручились расположением клиента, не упускайте возможность предложить ему что-то ещё. Увеличивайте чек.
Бонусный полезный совет
Указывайте название вашей компании в ответе на позитивный отзыв, так как поисковая система с высокой вероятностью покажет этот отзыв пользователю, который в поиске ввел название вашей компании. Vendasta в своем исследовании пишет: «на индексацию страниц влияет текст, который есть в отзыве, поэтому важны ключевые слова, которые вы используете». Например, если вы пишете название компании «ABC» в ответе на позитивный отзыв клиента, то этот отзыв с большей вероятностью покажется клиенту при запросе «компания ABC».
Однако: не пишите название компании в ответе на негативный отзыв, чтобы система не выдала этот отзыв клиенту с запросом о вашей компании.
Резюме: что учитывать при работе с отзывами
- всегда отвечать на негативные отзывы;
- отвечать на позитивные отзывы, даже если они не содержат текста, а только «звезды»;
- оперативно реагировать на отзывы;
- предлагать бонусы за оставленный негативный отзыв, чтобы клиент дал вам ещё один шанс;
- писать персонализированные, лаконичные ответы без лишних деталей;
- выполнять обещания, которые даете в ответ на отзыв клиента.
- указывать название компании, когда отвечаете на позитивный отзыв, и НЕ указывать, когда отвечаете на негатив, чтобы не увеличивать вероятность показа этого отзыва клиенту.
Отзывы клиентов иногда говорят о компании больше, чем сайт, социальные сети и реклама. Поэтому с ними нужно работать вдумчиво и аккуратно, применяя актуальные элегантные методы.