Как начать работу PR-специалисту без опыта. Гайд для новичков
Делимся алгоритмом поиска работы для новичков в сфере PR. Рассказываем о востребованных компетенциях, оформлении резюме и сопроводительного письма для PR-специалистов без опыта или минимальным послужным списком.
Кадровая ситуация и тренды на рынке PR
Представим себе девушку Алису Иванову, которая в июле получила диплом об окончании университета по специальности «связи с общественностью». Во время учебы она подрабатывала в PR-отделе компании «Трендис», которая занимается производством и продажей одежды. Алиса выходит на рынок труда, ее цель — карьера в пиар-сфере.
С 2022 по 2023 годы число вакансий для специалистов в области рекламы, маркетинга и PR выросло на 42%, в 2024 году эта тенденция сохраняется. Но эксперты Медиасреды отмечают парадоксальную вещь. Ежегодно из университетов выпускаются около 25 тысяч человек, их на 300% больше, чем нужно. Но одновременно рынку не хватает молодых сотрудников, и компании не могут закрыть вакансии по несколько месяцев. Специалистов много, а работать некому. По словам экспертов, у этого противоречия есть несколько конкретных причин:
- Система высшего образования медленно разворачивается в сторону изменений. Обучающая индустрия отстает от требований и скорости перемен, которые происходят на реальной работе.
- После получения должности недавнему студенту требуется от трёх до семи лет для профессионального становления на рабочем месте. И для этого компании часто вынуждены организовывать «внутреннее высшее образование».
- Профессия стареет, а с возрастом карьерные возможности снижаются. И если сотрудник не развивается, то его квалификация деградирует.
- Молодые PR-специалисты привязаны к инструментам, мелким задачам, релизам и практикам вроде SMM. Они часто не видят цели и не осознают, что инструменты — не то же самое, что стратегия и комплексный подход.
Чтобы понять перспективы профессии и принять решение о входе в индустрию, стоит оценить, что в целом происходит на рынке. Несколько тенденций сферы коммуникаций:
- Увеличивается спрос на антикризисный PR. Российские компании сталкиваются с внешними и внутренними кризисами из-за экономической нестабильности и необходимости объяснить партнерам и командам цели слияний, поглощений и реструктуризаций. Чтобы снижать негатив в информационном поле, нужны грамотные PR-специалисты.
- Компании используют ИИ для автоматизации рутинных задач: мониторинга СМИ, анализа данных и создания текстов.
- Опытные PR-специалисты уходят в частную практику. У новичков, таких как Алиса из нашего примера, появляются новые возможности для трудоустройства в крупные компании с интересными проектами и возможностью роста.
Работа в сфере коммуникаций неплохо оплачивается. Средняя зарплата PR-менеджера в 2024 году:
В России
Модальная в сентябре 2024 — 80 000 рублей.
Средняя — около 82 000 рублей.
Источник: ГородРабот
В Москве
Модальная в сентябре 2024 — 100 000 рублей.
Средняя — около 106 000 рублей.
Источник: ГородРабот
Если искусственный интеллект сейчас внедряется в работу специалистов по коммуникациям, сможет ли он заменить пиар-отделы? Мы изучили рынок и поняли, что тезис про то, что искусственный интеллект заместит PR-менеджеров в 2024 году, пока себя не оправдывает. Генеративные модели справляются с анализом данных, созданием фото и видео, написанием черновиков пресс-релизов и ускорением рабочих процессов. Но они не обладают мягкими навыками, не умеют договариваться, находить инфоповоды, проявлять инициативу.
Однако конкуренция с нейросетями существует, особенно в скорости работы. Например, ChatGPT напишет план пресс-релиза за три секунды, а человек — за 30 минут.
Чтобы быть востребованными, молодым сотрудникам нужно учиться использовать ИИ. Современный специалист подключает ИИ, например, в таблицы с маркетинговыми данными для создания аналитических отчетов. Или внедряет нейросети для анализа тональности упоминаний бренда, сбора отзывов, таргетинга на конкретные аудитории и прогноза трендов. Midjourney создаст визуальные материалы, сформирует референсы или креативное ТЗ.
Востребованные компетенции
Чтобы понять, что работодатели ждут от таких кандидатов, как Алиса, мы изучили вакансии на HeadHunter и выделили семь основных групп навыков PR-менеджера:
- Выстраивать работу со СМИ, блогерами и соцсетями
- Разрабатывать стратегии продвижения бренда и сформировать медиапланы
- Выстраивать репутацию компании, вовремя реагировать на негатив
- Писать тексты разных форматов
- Искать информационные поводы и создавать их
- Отслеживать упоминания бренда в СМИ и социальных сетях
- Формировать и запускать PR-кампании
Например, вот что ожидают от кандидатов на роль PR-менеджера в АО «Газпром-Медиа»:
А это — в Телевизионном техническом центре «Останкино»:
Чтобы работодатели взяли Алису на работу, ей нужен и ряд мягких навыков:
- Стратегическое мышление для подготовки к изменениям на рынке, разработки PR-стратегии и эффективного взаимодействия с прессой.
- Креативность для поиска нестандартных и вирусных способов продвижения.
- Гибкость в подходах и принятии решений для реакции на кризисные ситуации.
- Многозадачность и стрессоустойчивость для работы с большим объемом информации на высокой скорости.
- Широкий кругозор для понимания тенденций и подбора инфоповодов, освещающих «повестку дня».
Как рассказывать о навыках?
На примере Алисы рассмотрим, как подать свои навыки и опыт в выгодном свете. Для этого важно знать боли работодателя и его требования. Отталкиваясь от этого, она правильно расставит акценты в резюме.
Чтобы выделиться из большого количества выпускников и преодолеть разрыв между образованием и требованиями на реальной работе, Алиса старается быть всегда в повестке. Девушка регулярно посещает тематические мероприятия и Недели моды. Отслеживает публикации из сферы fashion не только на новостных агрегаторах, но и в автоматизированной системе мониторинга СМИ СКАН-Интерфакс. Она подписана на локальные марки одежды в социальных сетях и уже купила несколько онлайн-курсов по истории моды.
Где искать вакансии
Куда нажать, чтобы работа появилась? Можно отыскать кнопку «откликнуться» на HeadHunter. Сервис статистики показывает, что количество вакансий, которые опубликовали работодатели на hh.ru, стабильно растет в 2023 и 2024 годах:
Но есть два менее очевидных пути:
- Посмотреть предложения на сайтах коммуникационных агентств, если хотите сотрудничать с разными заказчиками через посредника: SPN Communications, Depot, BBDO Moscow, Wunderman Thompson Moscow.
- Найти раздел «Вакансии» на сайте компании, если нацелены на конкретное место: Яндекс, Вкусвилл, Газпром и т.д.
Соцсети, например, ВКонтакте, помогают не только следить за открытыми вакансиями, но и активно расширять свои профессиональные связи.
Помните про важность нетворкинга, особенно если опыта пока не так много. Примите участие в мероприятиях и вебинарах или пройдите стажировку в интересующей вас компании — крупном банке, IT-компании или, как Алиса, PR-отделе бренда одежды. Вот, например, что предлагает стажерам Лаборатория Касперского:
Если вы постепенно выстроите сеть личных и профессиональных контактов, то откроете дверь к «скрытому» рынку вакансий, которые часто не общедоступны.
Как оформить резюме и сопроводительное письмо
Есть три вида резюме: хронологическое, функциональное и комбинированное. Определите, какой именно тип подойдет в вашей ситуации.
Хронологическое резюме представляет опыт от последнего к первому месту работы. Оно позволяет показать стабильность и развитие в конкретной сфере. Подходит тем, кто хочет продемонстрировать непрерывный стаж, но не подходит новичкам.
Функциональное резюме состоит из ваших навыков и достижений. Выгодно покажет тех, у кого есть разрывы в стаже. Такое резюме акцентирует внимание на том, что вы умеете, а не на том, когда это было сделано. Это хороший вариант для новичка в пиар-сфере.
Комбинированное резюме сочетает опыт и навыки. В нем есть ключевые достижения, а затем — хронологическая история работы. Это универсальный формат.
Так как у Алисы есть небольшой опыт работы и ряд учебных проектов, ей подойдет функциональное резюме. Вместо того, чтобы писать стандартные пункты CV, эксперты советуют делать акцент на достижениях.
Что может выделить Алиса:
- Первой в компании использовала СКАН-Интерфакс, чтобы отслеживать релевантные новости, поэтому ускорила поиск упоминаний бренда в 3 раза.
- Сэкономила 10% рабочего времени за счет реорганизации подготовки отчетов о работе PR-отдела.
- Привела крупного партнера благодаря регулярным качественным публикациям.
А теперь проверьте свои формулировки достижений по чек-листу, чтобы сделать их сильнее:
- Отражает реальный или ожидаемый результат ваших действий
- Показывает, как и с помощью чего вы достигли этого результата
- Содержит глагол активного действия совершенного вида в прошедшем времени в начале пунктов (инициировал, ускорил, сократил)
- Использована понятная лексика, аббревиатуры расшифрованы
Если у соискателя нет опыта работы именно в PR, рекрутеры будут обращать внимание на образование, опыт стажировок и участие в университетских проектах. И, конечно, релевантные навыки.
Совет: добавьте в текст ключевые слова из описания вакансии, чтобы система автоматического подбора персонала лучше индексировала резюме. Например, ключевые слова в вакансии: поиск инфоповодов и анализ целевой аудитории. Напишите: «Я собирала от 10 инфоповодов в неделю, 6–8 из которых команда брала в работу. Проводила анализ определения потребностей ЦА».
Как написать сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо «продает резюме», усиливает его. В нём нужно отразить то, что не поместилось в CV, но имеет отношение к выбранной вакансии.
Если до этого вы не работали в PR, опишите так называемые «передаваемые навыки». Для Алисы это то, что она использовала на стажировке. Например, навык анализа тональности упоминаний компании, формирования контент-планов и составления новостных дайджестов.
Для описания своих профессиональных успехов используйте формулу XYZ, где X — достижение, Y — подтверждения результатов, Z — шаги к результату. Например: Увеличила количество упоминаний бренда в СМИ на 30% благодаря организации пресс-конференции.
Хорошее сопроводительное письмо содержит следующие пункты:
- 3–4 коротких абзаца
- Ключевые слова вакансии
- Ответ на вопрос: «Почему я тот, кто вам нужен?»
- Ответ на вопрос: «Почему я хочу у вас работать?»
- Конкретные навыки, которые могут быть полезны для данной роли.
Чего не должно быть в сильном сопроводительном письме:
- зарплатные ожидания
- повторы фраз и достижений из резюме
- слова-клише: «стрессоустойчивый», «коммуникабельный», «эффективный», «креативный».
Как проходить собеседования
Изучите информацию о компании и ее проектах, подготовьте вопросы для рекрутера. Убедитесь, что можете четко рассказать о своем опыте.
Алиса использовала технику STAR (Situation, Task, Action, Result — Ситуация, Задача, Действие, Результат) для описания своих достижений:
- Ситуация — контекст, в котором произошло событие, конкретный проект, задание.
- Задача — что нужно было решить в данной ситуации.
- Действие — что Алиса сделала для решения задачи, конкретно ее роль и подход.
- Результат — что получилось, количественные данные и факты.
Разберём на примере одного из проектов Алисы Ивановой:
Ситуация: Компания запускала новую линия одежды, нужно создать PR-кампанию, чтобы привлечь внимание аудитории и увеличить продажи.
Задача: Составить план пиар-кампании, которая бы по-новому показала коллекцию. Провести серию мероприятий, чтобы обеспечить высокий уровень узнаваемости коллекции и вовлеченности клиентов.
Действие: Я связалась с популярными блогерами и инфлюенсерами в модной индустрии. Мы провели ряд эксклюзивных мероприятий, посвященных новой коллекции. Я подготовила пресс-релиз и серию публикаций для сайта и соцсетей.
Результат: Благодаря широкому охвату пиар-кампании мы продали первую партию новой одежды за два месяца. Мероприятия привлекли внимание к бренду, число подписчиков в соцсети увеличилось на 20%, глубина просмотров на 30%.
Заключение
Проверьте, что вы готовы к работе своей мечты в PR:
- Прошли или планируете пройти стажировку в компании, например, в Burger King, Аэрофлоте, Росбанке, Яндекс.Такси, Т2, чтобы погрузиться в реальные задачи.
- Посетили бесплатные вебинары, посвященные инструментам медиааналитики, например, Яндекс. Метрике и Ahrefs. Попробовали их демоверсии.
- Собрали портфолио своих текстов разных форматов: пресс-релиз, новость, статья и т.п.
- Проверили, что в резюме вы выделили свои самые сильные стороны, не забыли достижения и убрали все клише.
- Сформировали воронку релевантных предложений и откликаетесь на соответствующие выбранной стратегии вакансии.