Где найти хорошего копирайтера, и более того - как сделать, чтобы он работал копирайтером после трудоустройства?
Опишу ситуацию с точки зрения заказчика - того, кто задался вопросом поиска копирайтера для работы онлайн. Если вы копирайтер, читайте статью тоже, вы узнаете, что найти хорошего копирайтера настоящая проблема.
Зачем я искала копирайтера на постоянную работу и для каких задач?
Нам в агентство нужен был человек, который хоть немного меня разгрузит от работы копирайтера. Я делаю и маркетинговые стратегии, и макеты лендингов, и презентации - объемы копирайтерских работ такие, что у меня выходных нет месяцами. Искали человека на громадные объемы копирайтерской работы с текстами и смыслами.
Важно. Мы не хотели найти копирайтера, который пишет не посты, мы хотели найти копирайтера, который умеет классно продавать своим текстом и делает прототипы лендингов/сайтов.
С чего я начала, чтобы найти хорошего копирайтера для работы?
1 Раскидала объявление в Телеграмм-чаты с вакансиями о том, что хочу найти копирайтера на работу.
Около 10 чатов сгенерило мне в анкету около 15 человек. Анкету я составила так, чтобы сразу были ответы от копирайтеров-соискателей - сколько лендингов написал, сколько лет работает в копирайтинге, какие продающие тексты умеет писать. В идеале я хотела, чтобы человек был маркетолог-копирайтер, и умел делать анализ целевой и конкурентов.
Из этих анкет только 2 копирайтера-соискателя имели опыт в текстах на лендинг. И то, в портфолио было не более 3-х прототипов лендингов, а этого маловато.
2 Вбила в слово “Копирайтер” в поисковую строку запрещенной сети.
Копирайтеров здесь найти для работы сложно. Во-первых, большая часть шапок профиля предлагает не услуги копирайтинга, а обучение по копирайтингу. Во-вторых, у тех, кто предлагает услуги копирайтера, просто не указан номер телефона. То есть если я нашла в социальной сети копирайтера онлайн и хочу заказать продающий текст, то мне по идее нужно написать в Директ, а потом дождаться ответа.
Это меня не остановило, 10-15 копирайтерам из Инст я отправила в Директ сообщение или перешла в их ТГ-канал, нашла контакт и написала. Из 10-15 ответили сразу всего 3. Но опять же в портфолио копирайтера были, в основном, статьи и посты, а мне нужен был копирайтер на постоянную работу, который будет делать прототипы.
3 Записная книжка
У меня были контакты блогеров (10-60 тысяч подписчиков), которые занимались обучение по копирайтингу. Надеялась через них найти хорошего копирайтера на работу. Попросила сделать рассылку вакансий по базе - тишина.
Появилась мысль - может, делать прототипы на лендинги это очень сложно для копирайтера? Почему никто не делает?
4 Хэдхантер родимый
После размещения вакансии о поиске копирайтера-маркетолога за 3 дня - 400 откликов… 400! Это много. Я села, открыла все отклики на вакансию копирайтера и начала звонить. Да, так нельзя делать. Нужно сначала отправить копирайтеру приглашение на вакансию, потом сделать собеседование с HR, потом дать тестовое задание копирайтеру, только потом выбрать.
Но я обзвонила 20-25 человек. Поскольку, я считаю, что копирайтер должен уметь звонить клиенту и правильно задавать вопросы, мне было важно послушать, как человек разговаривает (как копирайтер складывает слова в предложения).
Удивительное при поиске копирайтера на ХХ.ру:
- Кто-то из копирайтеров просил оклад 250к, не имея портфолио. Оклад? Есть же разница - 2 проекта копирайтер делает в месяц или 22.
- Кто-то распылялся, какой он крутой копирайтер и как хочет работать, перезванивая потом по 5 раз (я с личного сотового звонила).
- Кто-то не имел портфолио и не мог связать 2-х слов, но резюме копирайтера было написано шикарно, а в портфолио чуть ли не проекта от Илона Маска.
В итоге решили разослать простое тестовое - “сделать 3 блока текста на лендинг”, на котором нужно продать себя как копирайтера. По идее, у копирайтера это уже должно быть - личный сайт или резюме. Несложное тестовое при потребности найти копирайтера с опытом.
Из 400 человек в откликах тестовое сделали 15 копирайтеров, 8 тестовое сделали неплохо. Всех копирайтеров-соискателей я собрала в 1 чат. Провели зум-знакомство, где говорили о вакансии. Вопросов было много - и о сроках выплаты зарплаты копирайтеру, и о проектах, и о налогах, в общем 1000 и 1 вопрос.
8 копирайтеров на работу найдено, что было дальше? Потому что это не конец
Дальше я начала ставить задачи. Самое интересное - 6 из 8 копирайтеров уже в штате написали, что не могут в моменте взять задание в работу. Для меня это было настоящим удивлением. А потом начались болезни, отъезды, головные боли и пр.
- Зачем было тратить время на тестовое, если не собираешься, не можешь, не хочешь работать?
- Зачем было названивать мне и спрашивать о трудоустройстве?
- Зачем было сидеть на зуме-знакомстве и задавать 100 вопросов?
Удивило то, что копирайтер трудоустроился, а от задач на текст отказывается. Сложилось ощущение - цель продать себя. То, что потом работать копирайтером нужно - второй вопрос, на который можно закрыть глаза. Шок.
Тем не менее 2 человека у меня осталось. Один копирайтер со мной в переписке назвал клиента матерным словом, мне это не понравилось, и в итоге не сделал прототип сайта этому клиенту, а клиент попросил поменять ему копирайтера в процессе работы.
Второй копирайтер - проработал онлайн 3 месяца, психанул и ушел. Почему? Он не совсем умел писать рекламные и продающие тексты, они больше были похожи на научные. Попытки научить, объяснить ни к чему хорошему не привели - только к выгоранию и психу.
Когда у тебя не принимают продающий текст - это плохой и вредный Заказчик?
У меня опыт 10 лет. Глядя на текст копирайтера, я вижу - будет продавать или нет. Этого клиент даже не видит.
Представьте ситуацию: вы заказали лендинг, чтобы потом тратить от 100 000 р. на Яндекс директ и получать клиентов. Вы не знаете, какой прототип лендинга будет продавать, а какой нет. Если бы знали - сделали бы сами. И вот, вам найденный копирайтер сделал лендинг, вы его согласовали, настроили рекламу, потратили сотни тысяч рублей, а у вас нет ни заявок, ни продаж. Прикольно? Нет.
Так вот копирайтер-новичок на работе согласовала свой текст с заказчиком, который абсолютно ничего не понимал в маркетинге и продажах. Я смотрю на этот продающий текст и объясняю, что его нужно переделать. В итоге в глазах исполнителя грымза тут я, и он ушел. “Заказчик же согласовал, значит закрыт вопрос”. А качество?
С одной стороны - когда вы ищите копирайтера, вы надеетесь, что он будет работу выполнять сам и качественно. С другой стороны, 99% исполнителей вообще плевать на результат. А я считаю, что текст должен приносить клиентов, а не просто висеть как простынь на web-страницах.
И в итоге - чтобы проконтролировать качество работы копирайтера-новичка, нужно потратить в 2 раза больше времени, чем если бы делал сам. Вникнуть - объяснить - поставить задачу - научить делать - проверить - снова объяснить.
Раунд 2 - снова идем на Хэдхантер
На этом этапе я уже выдохлась от задачи найти хорошего копирайтера, поэтому всем занималась HR. Мы сделали систему из автоматической адаптации. Взяли реальный проект и придумали к нему 3 простых задания. Разослали задание 600 соискателям, 3 простых задания (каждое по 10 минут) выполнило 16 человек. 2 сделали хорошо, остальные нагенерили текст нейронкой, а это видно за версту.
Мы искали копирайтера, который умеет думать сам, а не копировать и вставлять в GTP. В GTP мы и сами можем вставить.
2 из 400, 2 из 600. Это нормальная статистика?
Я подписана на многих авторов курсов по копирайтингу. По ощущениям:
- Качество работы сейчас на втором плане, главное копирайтеру уметь продать себя, а дальше будь что будет.
- Работу копирайтером ищут миллионы людей, и говорят, что не могут ее найти. А когда предлагаешь работу копирайтером - все сливаются.
- Даже если вы нашли копирайтера для работы - не факт, что он будет работать (заболел, уехал, не в ресурсе)
Сейчас же эра продаж. а не результатов. Это только кажется, что копирайтеров много. Профи из них единицы. Если вы хороший копирайтер, напишите мне) Если вы в поисках копирайтера - тоже напишите, у меня хорошая база кандидатов)
В итоге - как найти хорошего копирайтера-маркетолога на тексты для лендингов?
Оказалось, что самое быстрое - это брать новичка и обучать, но это уже совсем другая история.