Кейс: Gapp. Финтех приложение на flutter, которое изменило финансовую систему (и разрушило криминальные схемы) в Нигерии.
Вы, наверное, помните, мой рассказ о разработке финтех-приложения Give Away для Нигерии. Тогда это был просто удобный инструмент для переводов и поиска POS-агентов. Но проекты, как живые организмы — они растут, меняются, иногда даже перерастают сами себя.
Команда ItFox продолжила работу над проектом. Приложение сменило свое название, и теперь это — Gapp. За сменой названия стоит значительная доработка функционала, который больше не ограничивается платежами и переводами. Теперь это целая экосистема, в которой даже предприниматели могут вести бизнес буквально с телефона — управлять заказами, персоналом, финансами.
Мы убрали то, что не сработало (вроде тех самых донатов на голосования), и добавили то, что действительно нужно рынку. История этого проекта — это не просто кейс, а пример эволюции стартапа. От идеи "сделать безопаснее наличные переводы" до платформы, которая меняет подход к ведению бизнеса в регионе. И нам важно было показать не только "как было", но и "во что это превратилось".
Содержание:
1. Как все начиналось.
2. Функционал Gapp.
3. Как проект изменил жизнь пользователей?
4. Команда и стек технологий.
Процесс создания:
5. MVP-1 - "Виртуальный кошелек" - релиз программы за 3 месяца - наша маленькая победа!
6. Уникальные интеграции и обеспечение высокого уровня безопасности.
7. Факап перед релизом MVP-2.
8. А что дальше?
Итак, представьте себе Россию 30-летней давности. Население получало зарплату в долларах и обменивало ее на улице у валютчиков. Что-то подобное наблюдалось в Нигерии вплоть до недавнего времени.
Их финансовая система в основном держалась на наличных платежах. Но банкоматов в стране почти нет. Те немногие, что есть либо пустые, либо сломанные. А к моменту пополнения “случайно уцелевшего” банкомата, около него собиралась очередь, в которой люди простаивали часами.
Альтернатива банкомату - POS-агенты - люди, которые работают как «живые банкоматы» за процент.Человек обращается к POS-агентам, чтобы снять деньги или оплатить услуги. Деятельность таких агентов и процент комиссии за услугу никак не регулировались. Самих агентов было сложно найти. Проверить их надежность тоже не было возможности. В таких условиях криминал процветал - кражи, убийства и мошенничество были весьма распространены.
Для безналичных переводов использовались телефонные коды (наподобие наших *110*). Однако тут тоже были сложности: деньги приходили не сразу, а при наборе номера люди часто делали ошибки.
Поэтому наш Заказчик пришел со следующей задачей:
Обезопасить граждан. Сделать для них платежи простыми и удобными. На государственном уровне - снизить преступность в Нигерии, связанную с обналичиванием денег.
Для решения этой задачи мы разработали финтех приложение Gapp, которое позволяет людям легко, быстро и безопасно переводить деньги, оплачивать товары, и обналичивать деньги только через проверенных POS-агентов.
Функционал Gapp
Финтех-приложение "Give Away" (теперь известное как цифровая экосистема Gapp) состоит из 4х блоков:
1. Простые и безопасные платежи:
- Чтобы использовать приложение как “виртуальный кошелек”, не нужно даже создавать аккаунт.
- Доступны три способа перевода денег: QR-код, ссылка и банковский перевод.
- Получатель может снять деньги в банке или перевести их на другой счет.
- Возможность отслеживать платежи в режиме реального времени.
- Сервис доступен 24/7 (Нас уже не удивишь такой возможностью. Но для Нигерии с ее рынком POS-агентов это функция стала революционной).
Перевод денег осуществляется в 3 простых шага:
1. Выбрать получателя: отсканировать QR-код, ввести id его “виртуального кошелька” или выбрать из списка контактов в соц.сети.
2. Ввести сумму и выбрать способ оплаты (банк, Google/Apple Pay и др.).
3. Подтвердить операцию.
2. Модуль для поиска и регистрации POS-агентов - приложение стало настоящим геймченджером!
Чтобы получить наличные через приложение, нужно выполнить следующие шаги:
- Создать личный кабинет в системе.
- Найти ближайшего POS-агента с хорошим рейтингом.
- Перевести ему деньги, которые замораживаются на счете агента.
- Получить код для разморозки денег.
Эта последовательность гарантирует безопасность, т.к. деньги можно получить только с кодом-подтверждения.
Внедрение модуля перевернуло рынок POS-агентов. Стало надежным фильтром, отсеивающим все криминальные элементы. Зарегистрированные агенты - не случайные “люди с улицы", а проверенные предприниматели с высоким уровнем доверия. Каждый из них ценит свою репутацию, поэтому действует честно и открыто.
Приложение обезопасило граждан, полностью исключив лазейки для мошенников и преступников. Новая схема работы свела к нулю риски грабежей и насилия, сделав процесс получения наличных абсолютно безопасным для всех участников.
3.Онлайн бронирование
Модуль представляет из себя сервис доставки товаров и бронирования услуг. Сейчас через приложение можно забронировать:
- визиты в салон красоты
- фитнес-клуб
- столик в ресторане
- оформить доставку еды на дом.
Актуальное расписание свободных слотов доступно в режиме реального времени. Через приложение можно отслеживать изменение статуса заказа.
Но мы не планируем останавливаться на этом. Уже идет работа по дальнейшему развитию этого блока. К бронированию через приложение будут доступны отели, спа-салоны,концерты, выставки и многое другое.
4. Дашборд для управления малым бизнесом.
Предприниматели могут управлять бизнесом с телефона:
- создавать каталог продукции (“онлайн витрину”)
- принимать заказы через приложение
- принимать платежи по заказам онлайн, в магазине или при курьерской доставке
- сервис чаевых
- формировать инвойсы
- интегрировать с аккаунтом в соц.сети и принимать заказы оттуда
- отслеживать cash flow в режиме реального времени
- управлять персоналом: добавление, удаление, назначение должностей и график работы.
Уже сейчас "Give Away" - это полноценный инструмент для управления бизнесом в сферах общественного питания и услуг. Модуль имеет прекрасные перспективы по масштабированию. Мы планируем добавлять еще больше управленческих и маркетинговых функций, а также сфер бизнеса.
Как проект изменил жизнь пользователей:
1. Приложение изменило финансовую систему Нигерии:
- Люди теперь больше переводят деньги и платят за товары онлайн.
- Взаимодействие с POS-агентами стало безопасным - через приложение работают только добросовестные агенты. Видны их места нахождения, рейтинг и размер комиссии.
- Для малого бизнеса: автоматизация финансового учета, транзакции онлайн, управленческих функций.
2. Повысило безопасность финансовых операций для населения более чем на 80%.
Это стало возможным, во-первых, за счет уменьшения доли наличных расчетов. Во-вторых, взаимодействие с POS-агентами стало более безопасным.
Команда и стек технологий.
При разработке приложения мы использовали:
- для мобильной части – разработка на Flutter
- для веб-интерфейса - React
- для бекенд - Python.
Состав команды проекта:
- менеджер проекта
- бизнес-аналитик
- дизайнер
- 3 бэкенд-разработчика
- 2 mobile-разработчика
- 1 web-разработчик
- тестировщик
Процесс создания
1. MVP-1 - "Виртуальный кошелек" - релиз программы за 3 месяца - наша маленькая победа!
Процесс работы над проектом был организован по SCRUM-методологии: составляли бэклог, планировали спринт (2 недели), проводили стендапы каждые 24 часа, по завершении спринта проводили демонстрацию, а далее уже ретроспективу. И так по кругу. В итоге уложились всего в 3 месяца. Разработка велась на flutter.
2. Уникальные интеграции и обеспечение высокого уровня безопасности.
На сайте GAPP заявлено: "Безопасность данных и конфиденциальность — наши главные приоритеты." Этот принцип стал основой для нашего финтех-приложения. Мы разработали множество интеграций, обеспечив надежные механизмы безопасности платежей с учетом множества сторонних сервисов. О большинстве из них мы не можем говорить, чтобы не дать мошенникам шанса найти лазейки. Но одно можно сказать точно: для обеспечения безопасности транзакций мы использовали блокчейн-технологии, достигнув уровня защиты, сравнимого с национальными банками.
Мы подключили интеграции с одним из крупнейших нигерийских банков - Banco VTN Africa и платежным сервисом PayStack, аналогом PayPal в Африке. Наше приложение также поддерживает работу с любым нигерийским банком, который получает лицензию и выходит на рынок.
3. Факап перед релизом MVP-2 (Или как ItFox оцифровал бизнес в Нигерии)
Перед тем как начать сотрудничество с нами, заказчик приобрел у разработчиков из Пакистана сайт "Yawaevig" – "Дашборд" для малого бизнеса. Наша задача заключалась в интеграции этого продукта в наше приложение. Однако, как выяснилось, "Yawaevig" был написан некачественно, и каждая попытка улучшить функционал приводила к необходимости переписывать 90% кода.
Функционал приложения не был продуман: пользователю можно было добавить только один бизнес на аккаунт, а сервис был специфичен только для парикмахерских и кафе. Дизайн также не соответствовал ожиданиям. Заказчик понимал, что с такими ограничениями приложение не сможет стать популярным.
После обсуждения мы решили, что блок придется создавать заново. Времени на это было в обрез, ведь релиз нельзя было откладывать – заказчик планировал презентовать приложение на международной выставке. В течение трех месяцев мы не только создали новый продукт, но и интегрировали его с другими частями приложения.
Прототип нового "Дашборда" был создан всего за неделю. Мы работали по принципу итеративной разработки, учитывая потребности конечных пользователей – малых предпринимателей. Интерфейс должен был быть интуитивно понятным.
Разработка велась с использованием Flutter для мобильной части, React для веб-интерфейса и Python для бэкенда. В "Дашборде" реализована трехуровневая система каталогов, что стало ключевым этапом разработки. Все экраны пересекались с каталогами, и возникали неожиданные взаимодействия, которые необходимо было оперативно исправлять.
Мы реализовали систему двух админок – дев и прод, что позволяло тестировщикам проверять разные сценарии и избегать ошибок в финальной версии приложения. Дев админка имела более широкий функционал, что позволяло тестировщикам проверять различные кейсы без привязки к общим правилам прод-версии.
Итог этого этапа работ - по сути, аналог 1-С в Нигерии.
Мы создали качественную основу ERP-с��стемы для малого бизнеса. Приложение содержит все необходимые функции для ведения деятельности. Есть потенциал для масштабирования. Оно помогает оптимизировать бизнес-процессы и способствует развитию предпринимательства в Нигерии.
Презентация полноценного приложения GIVEAWAY прошла успешно и в назначенный срок. Заказчик получил дополнительное финансирование на развитие проекта.
Я искренне благодарен команде ItFox за их профессионализм и вовлеченность на протяжении всего проекта. С самого начала они были на одной волне с нами, понимая нашу концепцию и цели. Команда блестяще справилась с анализом требований и предложила решения, которые значительно улучшили функциональность приложения.
Управление проектом было на высшем уровне. Регулярные отчеты, прозрачная коммуникация и гибкость внесения изменений позволили нам быть включенными в суть дела и давали уверенность в окончательном результате.
Особенно впечатлила их способность справляться с любыми возникающими трудностями. Каждый раз, когда мы сталкивались с проблемой, команда ItFox проявляла инициативу и креативность, предлагая эффективные решения.
Итоговый результат превзошел наши ожидания. Приложение работает безупречно и имеет интуитивно понятный, удобный интерфейс, которым действительно приятно пользоваться. Благодаря ItFox проект Give Away стал настоящим успехом и пользуется высоким спросом.
Я могу настоятельно рекомендовать ItFox. Их экспертиза, креативное решение проблем и внимание к деталям выделяют их на фоне остальных. Было приятно работать с ними, и я с нетерпением жду возможности сотрудничества в будущем.
А что дальше?
Из “умного кошелька” финтех-приложение разрослось в цифровую экосистему Gapp.
Изначально заказчик планировал создать лишь сервис для платежей и переводов. Но в ходе реализации мы раскрыли более глубокий потенциал проекта. Разработка мобильного приложения продолжается. В Нигерии до сих пор нет аналогов. У него блестящие перспективы в стране и на территории Центральной Африки.
Сегодня ItFox продолжает работу над приложением - бэклог расписан на много месяцев вперед.
Например, для граждан сейчас мы внедряем:
- сервис для оплаты коммунальных платежей;
- блок для покупки билетов на мероприятия (аналог нашего Кассир.ру).
Для бизнеса появятся фичи:
- Гибкий конструктор - можно настроить функционал для любого вида деятельности: от аптеки до автосалона.
- Создание маркетплейса.
Для тех, кому любопытно, как зарождался этот проект, — первоначальную историю можно прочитать здесь
ItFox разрабатывает мобильные и веб-приложения, личные кабинеты, системы лояльности, веб-сервисы и автоматизирует процессы с 2019 года.
Необходима разработка для вашего бизнеса или стартапа? Тогда вам к нам. Оставляйте заявку на бесплатную консультацию на нашем сайте.
У нас большой опыт во Flutter-разработке, вы можете ознакомиться с некоторыми нашими кейсами: