Жизнь компании после создания стратегии: кому и как презентовать
Создание стратегии — это критически важный этап для любой компании. Однако наличие хорошо продуманного документа само по себе не гарантирует успех. Стратегия становится действенной, только если она грамотно внедрена и реализована. Рассказываем, что делать после создания стратегии, чтобы она приводила компанию к сформированным целям, а не устаревала в папке на общем диске. Как ее презентовать различным стейкхолдерам и какие есть варианты организации процесса реализации стратегии вы узнаете в этой статье.
Мы уже писали про разработку самой стратегии здесь, а сегодня говорим, что надо сделать, чтобы эти труды не прошли даром. Еще мы подготовили бесплатный чек-лист по разработке стратегии компании, с которым вы можете сверяться при создании стратегии и отмечать ход работ.
Как внедрять стратегию: цели и акценты
После того как стратегия разработана, важно полноценно её внедрять, вовлекая в реализацию не только создателей (собственников и ТОП-менеджеров), но и всех остальных стейкхолдеров. Если компания большая, то очевидно, что не удаётся вовлечь всех лидеров на этапе разработки стратегии, поэтому необходимо провести правильную коммуникацию с людьми, чтобы донести ключевые элементы стратегии, которые влияют и на самого человека, и на его отношение к этим изменениям.
Сотрудники компании
Презентация стратегии для сотрудников — это ключевой момент, так как они непосредственно будут заниматься ее реализацией. Важно довести до каждого члена команды не только общие цели, но и объяснить их вклад в достижение этих целей.
Многие компании на этом этапе допускают критичные ошибки:
- Просто отправляют презентацию сотрудникам по почте
- Делегируют презентацию стратегии компании на линейный или мидл менеджмент
К чему это приведет? К негативу, интригам и увольнениям или в “лучшем” случае просто провалу в реализации стратегии.
Для того, чтобы запуск стратегии был успешен, нужно организовать общую встречу всей компании в очном или офлайн формате, на которой ТОП-менеджеры расскажут и продемонстрируют в презентации стратегию компании.
Например, Microsoft организует регулярные совещания и брифинги для сотрудников всех уровней, где обсуждаются новые стратегии и планы. Microsoft также использует внутреннюю почтовую систему и интранет для распространения важных сообщений и документации.
Цели презентации для сотрудников:
- Где компания находится сейчас в соотношении со своими же амбициями и в сопоставлении с рынком (точка А)
- Показать общую картину будущего компании (точку С) и ключевые задачи на ближайший год и квартал
- Объяснить, как личный вклад каждого сотрудника влияет на реализацию стратегии
Основные акценты:
Для сотрудников важно показать не только общую картину будущего компании, но и то, как их ежедневная работа будет напрямую способствовать достижению стратегических целей. Это момент, когда сотрудники должны почувствовать свою важность в процессе изменений, осознать, что у компании есть четкий план, и что их действия — важный элемент его реализации. Это не просто формальное представление документа, а возможность дать каждому члену команды понять, что их работа становится частью чего-то большего. Презентация должна быть вдохновляющей и мотивирующей, показывая, что компания поддерживает своих сотрудников необходимыми ресурсами и обучением для успешного выполнения задач.
Для того, чтобы стратегия сразу стала работать, мы рекомендуем проверить, что все KPIs привязаны к стратегическим задачам компании (в идеале к BSC) и мотивация всех сотрудников зависит от достижения этих KPIs. Об этом подробнее напишем в одной из следующих статей.
Клиенты
Клиенты — важный элемент в стратегическом уравнении. Презентация новой стратегии для них помогает укрепить доверие и лояльность, а также продемонстрировать, что компания развивается с учетом их интересов. Именно поэтому важно распространять информацию о стратегическом видении компании среди действующих и потенциальных клиентов.
Цели презентации для клиентов:
- Показать, что компания движется вперед и готова предложить улучшенные решения или продукты
- Подчеркнуть ценность клиентов в развитии компании
- Продемонстрировать, как изменения улучшат клиентский опыт работы с компанией
Основные акценты:
В коммуникации с клиентами акцент нужно сделать на том, что новая стратегия принесет конкретные улучшения: это могут быть улучшенные сервисы, увеличение скорости обслуживания или гипер персонализированный подход.
Презентации новых продуктов Apple или Tesla уже стали мировыми событиями, которых ждут и которые не сходят со страниц новостей и после презентации.
Samsung Electronics для объявления о новых продуктах устраивает пресс-конференции и мероприятия для СМИ, распространяет информацию через каналы в социальных сетях и рекламные кампании.
Unilever действует похожими методами, но еще делает акцент на освещении своих социальных и экологических инициатив.
Даже если вы не обладаете таким бюджетом как упомянутые гиганты, можно раз в год организовать клиентское мероприятие и сделать его запоминающимся, применив немного фантазии. Презентация стратегии отлично сочетается с развлекательными элементами и укрепляет связь с клиентами. А писать о планах и целях компании в каналах в социальных сетях и на сайте - обязательный пункт контент-плана любой компании.
Партнеры и поставщики
Ваши деловые партнеры и поставщики также должны быть в курсе новой стратегии. От их понимания и вовлеченности может зависеть успех вашей компании, особенно если стратегия затрагивает цепочки поставок, кооперацию или совместные проекты.
Цели презентации для партнеров:
- Усилить партнерские отношения через прозрачность и сотрудничество
- Подчеркнуть роль партнеров в выполнении стратегии
- Обсудить возможные изменения в работе или новые направления сотрудничества
Основные акценты
При презентации стратегии партнерам важно подчеркнуть, что компания ориентирована на стабильность и развитие взаимовыгодных отношений. Стратегия должна показать партнерам, что совместная работа станет более эффективной, прозрачной и приведет к взаимным выгодам. Партнеры должны видеть перспективы укрепления сотрудничества, новые возможности для роста и уверенность в том, что компания будет оставаться надежным и стабильным партнером. Акцент делаем на долгосрочных перспективах и возможностях для расширения совместных проектов.
Опыт крупных компаний показывает значимость коммуникации с партнерами по стратегии.
Например, Walmart регулярно проводит встречи и конференции с ключевыми партнерами и поставщиками, где обсуждается новая стратегия и планы на будущее. Кроме того, компания активно использует внутренние системы управления отношениями с поставщиками для поддержания открытого диалога и своевременного обмена информацией.
Аналогичными методами развивают свои стратегические связи с партнерами Toyota, Leroy Merlin и множество других корпораций.
Жизнь после презентаций стратегии
После того как стратегия была презентована и понята ключевыми стейкхолдерами, начинается работа по её реализации. Стратегия обычно содержит глобальные стратегические инициативы, которые касаются основных направлений деятельности компании. Задача топ-менеджеров создать управляемый процесс внедрения стратегии. Работ много — нужно декомпозировать стратегию и поставить задачи, определить исполнителей, ввести инструменты контроля, спланировать ресурсы и бюджет, не забыть про риски, анализ отклонений и быть готовым гибко и быстро адаптировать стратегию под меняющиеся обстоятельства.
Как управлять стратегическим развитием и воплощать планы в жизнь несмотря ни на что расскажем в следующей статье. В ней раскроем системный подход, по которому работают лидеры рынка, и расскажем, как такие инструменты, как матрица RACI, диаграммы Ганта, матрица рисков и грамотные KPI, позволяют эффективно реализовывать стратегию компании.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал, чтобы не пропустить разбор этих и других инструментов стратегического планирования.
Создание стратегии — лишь первый шаг на ��ути к успеху. Важно правильно презентовать стратегию всем заинтересованным сторонам, грамотно распределить задачи, применить современные инструменты для управления проектами и финансами, и обеспечить контроль над выполнением задач. При постоянном мониторинге и готовности к изменениям компания сможет успешно реализовать стратегию и достичь поставленных целей, будь это вывод нового продукта на рынок, масштабирование или смена траектории развития.
Стратегический консалтинг от команды 5D Consulting — это не только создание документа, но и сопровождение компании на всех этапах его реализации.
Записывайтесь на консультацию, и мы разберем, как конкретно вашей компании работать над стратегическими целями и их воплощением: https://t.me/hello_5dconsulting_bot
Авторы:
Олеся Шевцова: Основатель 5D Consulting, стратег, эксперт по продажам и управлению изменениями
Анастасия Николаева: международный консультант по финансовым моделям и стратегическому планированию, эксперт 5D Consulting