«Искусство создавать искусство» Рика Рубина: как медитация способна разрушить карьеру

«Искусство создавать искусство» Рика Рубина: как медитация способна разрушить карьеру

Знаете, что общего между медитацией и карьерным суицидом? Правильно – новая книга Рика Рубина «Искусство создавать искусство». Она в последние годы имеет статус настольной книги для всех творцов - но на деле это просто сборник аффирмаций уровня «я красивый и талантливый, у меня всё получится». Рик Рубин безусловно легенда музыкальной индустрии. Но когда он пытается научить чему-то других, получается как если бы Усэйн Болт написал книгу "Просто бегите быстрее" – технически правда, практически бесполезно.

Разберу одну главу - жестко, но по фактам, эта книга реально может похоронить вашу карьеру, я с таким не церемонюсь.

Иллюзия полезных советов

Автор книги определенно делает ставку на эстетику: красиво звучащие фразы, под которыми нет реального содержания. В книге много красивых мотивационных фраз, которые невозможно применить к работе. Ключевой тезис: «Творец — это сосуд, через который энергия космоса стремится выразиться» - так и вижу, как в пылу дедлайнов сажусь ждать энергию космоса. Возьмем скальпель критического анализа и посмотрим, что же внутри одной из глав:

Цитата 1: "Если хочешь что-то делать, цель необязательна. При ближайшем рассмотрении понимаешь, что эта грандиозная идея — ерунда."

Звучит привлекательно — никаких целей и давления, вот она свобода! Но если задуматься, это утверждение не выдерживает критики:

  • Микеланджело создавал Сикстинскую капеллу без цели?
  • Бетховен писал Девятую симфонию просто так?
  • Толстой работал над «Войной и миром», потому что у него было свободное время?

Все эти работы были результатом долгого, целенаправленного труда, где цель не просто присутствовала — она была ключевым ориентиром для завершения проекта. Без неё творческая работа станет прогулкой без направления: приятно, но непонятно, куда вы придёте.

Цитата 2: "Если нам нравится то, что мы создаём, не обязательно знать зачем."

Звучит почти философски: если вам нравится сам процесс, зачем вообще думать о последствиях? Но опять же, как это работает в реальной практике? Факт-чек:

  • Леонардо да Винчи оставил тысячи страниц заметок о целях своих исследований. Каждое его изобретение, картина или рисунок имели конкретное назначение.
  • Никола Тесла точно знал, к чему ведёт каждое его открытие.
  • Даже дети, играя в кубики, строят что-то конкретное (домик, мост, башню), а не просто складывают их случайным образом.

Рубин будто отрицает важность осмысленной работы. Да, творчество может быть спонтанным, но спонтанность редко сосуществует с исключительными достижениями.

Цитата 3 : "Тот, кто создаёт искусство, и тот, кто его толкует, — всегда два разных человека, даже если они в одном теле."

Разделение на "создающего" и "толкующего" — интересная игра слов, но как инструмент для вдохновения или работы она бесполезна. Если следовать этой логике:

  • Достоевский не понимал смысла своих романов?
  • Кафка написал «Превращение» без всякой идеи?
  • Пикассо создал «Гернику» просто так, ради формы?

В реальности великие работы существуют благодаря единству творца и его сознания об их значимости.

ИТОГ

Утверждая на протяжении целой главы, что цель не нужна, Рубин фактически подводит читателя к убеждению, что планирование, структура и конечные задачи в творчестве излишни.

Но история искусства доказывает обратное: гениальность возникает не в бесцельной зоне "творческого потока", а в процессе осмысленных усилий, направленных к достижению цели.

А ведь это только одна глава, так можно разобрать АБСОЛЮТНО КАЖДУЮ главу его книги, увы.

Как эта книга разрушает карьеру творцов

Ключевая проблема книги — навязчивая пропаганда иррационального подхода к творчеству. Основная мысль: не напрягайтесь, расслабьтесь и пустите вселенную в свою работу. Это звучит неплохо, если вы рисуете акварели для удовольствия или пишете мемуары, сидя вечером дома. Но в большинстве реальных творческих профессий речь идет о дедлайнах, дисциплине, командной работе и умении допиливать проект, даже если вдохновение покинуло вас на втором литре кофе.

Многие молодые авторы могут подумать, что строгие рамки — это их враг, а советы уровня самого Рубина "твори в потоке" — лучший выход, тем более от такого авторитета. Результат? Проваленные проекты, нереализованные идеи и ощущение, что весь мир виноват, потому что «я пытался делать искусство, а они меня не поняли».

Вопрос один:

Зачем он все это написал?

После прочтения «Искусства создавать искусство» напрашивается логичный вопрос: а зачем эта книга вообще существует? Ответ прост. Рик Рубин — гений, медийная фигура и коммерческий бренд, который давно не нуждается в объяснении своего величия. Ему не нужно разбирать практические аспекты создания музыки (или чего угодно), ему нужно оставить ощущение мистического гения, способного одним взглядом дать мелодии новую жизнь.

Эта книга — не про вас, а про самого Рубина. Она ненавязчиво поглаживает эго автора, превращая его в старика с бородой, который якобы знает все ответы, но щедро держит их при себе. Она сделана как памятник, который будет стоять, даже если сам по себе его смысл давно ушел под землю. Он гениально обвел нас вокруг пальца и если сотворить оммаж на цитату Булгакова, то:

“Он начисто разрушил все пять доказательств существования системы в творчестве, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!". Это и есть книга “Искусство создавать Искусство”.

Ваш поток — не его поток

Книга Рубина — это завораживающая пустота. В ней нет структуры, методологии, реального опыта, адаптированного к читателю. Все советы сводятся к тому, что вдохновение — это случайность, которую надо поймать и медитировать над ней.

Для новичков, которые только пытаются разобраться в азах профессии, эти идеи могут оказаться токсичными. Вместо методичного подхода к развитию навыков они рискуют зациклиться на мысли, что творчество придет «по велению свыше». А для профессионалов это просто трата времени (ну или возможность попрактиковаться в сарказме после прочтения).

Так что если вы хотите создавать искусство, обходите «Искусство создавать искусство» стороной. Сделайте себе и своей карьере одолжение.

Начать дискуссию