Ловушки трендов: как творцы становятся заложниками масс
Следуя вспышкам трендов, творцы становятся заложникам массовости и ограничивают себя до «функции». То есть тренды по сути предлагают вам место уязвимой и зависимой единицы в непищевой цепочке проявления. Я ПРОТИВ! Поэтому пау-пау будем разбираться (+БОНУС: поделюсь прикладной табличкой для проверки полезности тренда для вашего блога/продукта)
Начнем с того, что у тренда есть цикл развития.
Есть небольшая группа визионеров, которая ну как будто «чует» тренд, в силу психологических особенностей либо/и исходя из огромных массивов данных и исследований.
Дальше, ранние последователи подхватывают визионеров, и тренд пока еще относительно свеж. Но уже после тыканий-мыканий тренд перестает быть таковым - он переходит в руки большинства (на этом этапе он как будто везде), и именно на этом шаге его подсекают и забрасывают в подборки по типу «тренды 2025, смотри, не будь лузером».
Ну и подборки мы сами понимаем, кто делает))
Ваня из города N составляет подборку без страха и упрека, предрекая нам то, что мы должны делать в 2025 или останемся за бортом.
Напомню, что крутейшие трендвотчеры, агентства и аналитики большой четверки прогноз составляют с погрешностью, запасом на риск и на базе ОГРОМНОГО МАССИВА ДАННЫХ и переменных. Но не Ваня.
То, что презентуют как «таблетку» для уникальности, на самом деле уже давно просроченная пилюля. Если вы читаете бесплатный тренд-отчет - значит вы уже опоздали. Более того, вас хотят засунуть в начало спирали, в которой уже все испробовано и вы будете лишь одним из тысячи или миллиона.
Более того я уверена, что если вы когда-то покупали что-то связанное с тренд-предсказаниями, то :
- либо вам "было любопытно", но вы понятия не имеете как это применить, так как все расплывчато и даже противоречиво
- либо вы очень богатый человек, который купил тренд-прогнозы за бешеные деньги и у вас корпорация - и вы осознаете, что это просто "приятный бонус"
Поэтому по факту "попытка урвать тренд" для творца - это как максимум форма развлечения на уровне "следовать предсказанию гороскопа". Только в случае гороскопа это не так вредно для вашего продвижения.
Теодор Адорно, уважаемый философ и социолог, которого я упоминала в январском квизе, в своем эссе «Культурная индустрия. Просвещение, как способ обмана масс», пишет:
Цель массовой культуры состоит в систематическом унижении отдельного человека – в демонстрации его беспомощности и несостоятельности. При этом от человека требуется не только признать свою беспомощность, но также охотно, с улыбкой согласиться с ней и снизить свои ожидания до уровня своих реальных возможностей!
А именно, господа, быть как все, следовать за микро-трендами и ждать чуда в уповании собтсвенной беспощности и зависимости.
Поэтому я и продвигаю усиленно идею, о том, что нет объективной правды "делайте так потому, что идет вот такой тренд" - есть только ваш уникальный путь, который мы с вами тут и ищем, находим и карту следования чертим. Стройте свой стиль и ориентируйтесь на свой сегмент, и все у вас будет хорошо.
Только так возможно менять и трансформировать рынок, диктовать свои условия и быть услышанным и увиденным.
ОБЕЩАННАЯ ТАБЛИЧКА: как проверить нужен ли вам тренд и можете ли вы его обуздать во благо, а не за упокой собственной карьеры.
Накидала быстро базовую таблицу с простым примером: 1й слайд - пример, 2й слайд - пустой, + оставила еще пару комментариев, на что обратить внимание.
(если сложно прочитать текст, в своем тг-канале я положила табличку в хорошем качестве)
Ну и помним: тренды во имя продвижения как основной продукт и задача - это приговор, тренды для быстрого развлечения аудитории - почему нет. Сначала продукт, потом финтифлюшки!