Эксперт ПИУ РАНХиГС о развитии авиасообщения в России
Развитие гражданской авиации имеет стратегическое значение для укрепления технологического суверенитета. Государство оказывает всестороннюю поддержку для развития этого направления, в том числе субсидирование авиаперевозок.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента организации Кирилл Добрин отмечает: «Развитие авиасообщения остаётся одним из приоритетов транспортной политики России, способствуя не только удобству граждан, но и укреплению экономики страны.
Правительство Российской Федерации настаивает на том, чтобы перевозчики сосредоточили свои силы на улучшении транспортной доступности именно внутренних курортов. Так, спустя 30 лет в России открыли продажу авиабилетов в Абхазию. Первый полет запланирован на 3 мая из Внуково, сообщили в Минтрансе. Согласно сайту перевозчика «ЮВТ Аэро», билет с багажом в одну сторону обойдется в 17 тыс. руб. Перелет займет четыре часа. Чуть позже рейсы также запустят из Нижнего Новгорода и Красноярска.
В Ставропольском крае начал работу новый терминал аэропорта Ставрополь, ставшего частью масштабной программы модернизации авиационной инфраструктуры страны. Новый терминал внутренних линий площадью 6 тыс. кв. метров соответствует мировым стандартам и способен обслуживать до 1 млн пассажиров в год. Он оснащен телескопическими трапами, что делает посадку и высадку максимально удобной. Открытие терминала в Ставрополе – важный этап в развитии транспортной системы Юга России.
Росавиация расширила программу льготных авиабилетов для жителей Калининградской области, выделив дополнительно 370 млн рублей. Это позволит сделать перелёты более доступными и повысит транспортную связанность региона.
Россия собирается расширять авиасообщение и с Индонезией и добавит прямые рейсы в Денпасар. Кроме того, она поставит и новые летные программы в другие аэропорты страны.
Сейчас прямые рейсы из Москвы выполняет только «Аэрофлот», отвозя людей на Бали. Хотя ранее России предлагали запустить и летную программу в Джакарту – столицу Индонезии.
С Европой открыто прямое авиасообщение пока только с Сербией. Отсюда легко добраться до других европейских стран. Со странами Азии у России существуют прямые сообщения с Турцией, Китаем, Индией, Таиландом, ОАЭ и др. Среди африканских – Египет, Марокко, Тунис, Эфиопия.
Что касается Саратовского региона, то только с января по май 2024 года воздушным транспортом в Саратовской области было перевезено более 430 тысяч пассажиров.
С 30 марта 2025 года аэропорт «Гагарин» в Саратове запустил регулярные и чартерные рейсы по 14 направлениям от 11 авиакомпаний, включая новые маршруты в Анталью и Новый Уренгой.
Среди популярных внутрироссийских направлений сохраняются рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург, Махачкалу, Новосибирск и Калининград, а также в Казань, Сургут и Минеральные Воды.
Впервые откроются полёты в Новый Уренгой. Рейс в Новый Уренгой запускает авиакомпания Red Wings на самолетах Суперджет 100 с 4 мая, дважды в неделю (по средам и воскресеньям).
С 26 апреля авиакомпания Southwind начинает чартерную программу в Анталью на самолётах Boeing 737 MAX8 с частотой дважды в неделю (среда и суббота). Вылет из Саратова будет осуществляться ночью в 02:10 с прибытием в Анталью в 05:25 по местному времени.
Также продолжится выполнение рейсов в Ереван авиакомпанией «Ширак Авиа».
Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин предложил запустить авиарейсы из столицы Поволжья в Китай: «Хотелось бы увидеть совместную работу с аэропортом. Складывается впечатление, что мы немного застыли с ним в развитии. Я не слышу об увеличении маршрутов по России, а также международных, например, можно открыть авиарейсы в Китай. Для этого в Саратове есть все возможности».
Подводя итог вышесказанному, отметим, что развитие гражданской авиации играет ключевую роль в укреплении технологического суверенитета России. В рамках утверждённой Правительством Стратегии пространственного развития до 2030 года поставлена амбициозная цель — увеличить авиационную мобильность населения в 1,5 раза».