Как мы планируем пересидеть кризис на бирже копирайтинга
На памяти моего поколения не было событий, подобных тем, что происходят сейчас. В сложившейся ситуации очень сложно что-то предсказывать и планировать, но я попытаюсь. Я не гений и многие из моих идей — капитанские. Но я считаю нужным высказаться, возможно одна из этих идей спасет чей-то бизнес.
Минутка диванного экономиста
Экономика РФ сейчас на паузе. Точнее, некоторая ее часть. Я не думаю, что карантин или кризис существенно скажутся на крупных предприятиях и нефтянке, основной удар придется на малый и средний бизнесы. Хуже всех приходится владельцам непроизводственных бизнесов, тесно связанных с оффлайновой розницей – ресторанам, магазинам и т. д.
Люди перестают тратить деньги, потоки замедляются – все большая и большая доля экономики встает на паузу.
Но самое страшное не это. Экономика подобна огромному маховику, для набора скорости нужно время. Восстанавливаться после паузы все будет не мгновенно, и никто не может предсказать сколько времени это займет – 2 месяца или 5 лет.
Я уверен в одном – мир не будет прежним, поэтому самое время готовиться к последствиям происходящего. Удаленка и варианты экономного найма будут набирать обороты, возможно с этим приливом поднимет и нас. Но нужно суметь дожить до момента подъема =)
Мы для себя решили твердо: наш главный приоритет – сохранение команд и поддержка наших людей в сложный период. Расскажу, что мы предпринимаем прямо сейчас.
Раз. Провели переговоры по зарплате
Выплаты заработной платы – это 70% наших расходов. Мы провели переговоры со всеми нашими командами и попросили их по возможности временно снизить свою ставку.
Мы не решали все сами, не отдавали указаний и не называли конкретных цифр. Каждый сам принимал решение готов ли он временно снизить свою зарплату и, если да, то насколько.
В итоге нам удалось сократить фонд оплаты труда на 25%.
Также, если наступят совсем жесткие времена и кто-то будет готов подождать с выплатами, мы будем копить задолженность.
При этом каждый сотрудник знает, что, если у него что-то изменится и деньги понадобятся срочно, он всегда может об этом сказать и мы приложим максимум усилий, чтобы оперативно сделать выплаты (для этого есть отдельный фонд).
Два. Максимум задач силами команды, а не силами подрядчиков
У нас есть очень большой ресурс — наши руки, головы и наше время.
Если можем сделать что-то сами и оплатить часы члену команды — сделаем сами, а не будем привлекать подрядчика. Пусть сделаем может быть и хуже — но у наших ребят будет работа.
В особенности это решение касается маркетинга, об этом ниже.
Три. Ускорили разработку и выкатываем новые типы задач
Мы не будем останавливаться в развитии, наоборот – приложим максимум усилий, чтобы увеличить скорость выкатки новых фич.
Мы очень сильно перетрясли беклог и отказались от того, что не даст денег быстро.
В январе мы запустили англоязычный копирайтинг, в ближайшие недели запустим задачи по программированию и дизайну: ВоркХард перестанет быть только текстовой биржей и превратится в биржу фриланса.
Страшно ли нам? Да, скрывать не буду. Но я искренне верю, что постоянное развитие – единственный способ оставаться на плаву.
Четыре. Ищем новые маркетинговые решения
Мы не отказываемся от маркетинга, мы ищем новые пути. Желательно — крайне низкобюджетные или бесплатные (потратим свои усилия, а не деньги).
Это сложно, зато открывает простор для творчества =)
- Мы уже перезапускаем емайл-рассылки, начали активно работать с соцсетями (в планах это было, но мы ускорились), увеличили работы с ретаргетингом.
- Начинаем публиковаться на внешних площадках (вы это видите). Это бесплатно и требует только времени.
- В отсутствии бюджетов — как то сами собой дошли руки до сбора отзывов и плотной работы с заказчиками. Сейчас прорабатываем серию интервью и кейсов от наших крупнейших заказчиков.
- А еще оказалось что можно круче вовлекать аудиторию в соцсети. Например, мы стартовали марафон «Самоизоляция с ВоркХард» в Инстаграм.
- В ближайших планах — разнообразный маркетинговый бартер с партнерами: обмены постами и рассылками.
Пять. Максимально снижаем исходящие платежи
Подвергаем сомнению ВСЕ исходящие платежи. Ищем более дешевые альтернативы.
Например, мы переводим наши емайл-рассылки с Мейлчимпа на Еспутник — экономия в три раза.
Если альтернатив нет — пытаемся снизить тарифы, предложить бартер и/или получить отсрочку.
Например, у нас в направлении информацонных сайтов было несколько аккаунтов в Кейссо — теперь аккаунт один и он бесплатный (обменялись рассылками и выпросили бонус).
Предложим рассылку и Еспутнику — может быть удастся выпросить несколько бесплатных месяцев.
Шесть. Перестаем раздавать халяву
Мы постоянно раздаем промокоды для новых заказчиков в стиле «пополнись на 2000 и получи 1000 в подарок». А еще новый заказчик мог нам написать и просто попросить 500 рублей для теста биржи — мы не отказывали.
Сейчас халява закончилась. Промокоды приводятся к виду «пополнись на 5000 и получи 1000 в подарок». Почему не отменили совсем? Во-первых, 5000 в качестве первого платежа — неплохо для нас, они совсем не лишние на нашем балансе. Во-вторых, это действительно серьезный повод как следует протестировать наш сервис.
Это все, что мы сумели придумать. Может быть у вас есть советы для нашей компании?
Другие наши публикации на VC
Посмотрите и их тоже, будет интересно!
P. S. А еще я веду канал, в котором публикую свои мысли о стартапах и развитии бизнеса. Многие из мыслей капитанские — ну да не все являются Илонами Масками прямо с рождения. Кому интересно — подписывайтесь!