Котики в рекламе — новый старый тренд
Использование фото- и видеопубликаций с котиками в социальных сетях довольно распространенное явление, контент с их участием набирает миллионы просмотров, и в целом вызывает положительную реакцию у любой целевой аудитории, начиная с детей и заканчивая взрослыми. Разберемся, почему компании используют этих животных в рекламе и как это помогает им достичь успеха, даже если товар или услуга, которые они нам предлагают, напрямую с ними не связаны.
Например, в январе 2023 года МТС, решив поиграть словами, передали эстафету QR-кодов новому QR-коту. Они сделали ролик с четвероногим в главной роли, суть которого — показать, что можно оставаться в “зоне комфорта”, подключив услуги сети. К тому же, QR-код уже стал своеобразным технологическим трендом, от которого и МТС решили не отставать. Мария Яковлева, директор департамента маркетинговых коммуникаций МТС, объяснила участие рыжего домашнего кота в рекламе тем, что он лучше передает “атмосферу заботы и безмятежности”, нежели селебрити.
В это же время, Hoff тоже выпустили рекламу с участием кота. Слоган кампании, “Hoff — это про любовь”, транслируется через заботу о всех членах семьи, в том числе и о животных. Герой ролика должен расположить к себе домашнего питомца возлюбленной, и он решает это сделать, укрыв его пледом Hoff. Так магазин показывает, что с их товарами можно обеспечить комфорт абсолютно всем, а бережное отношение к коту вызывает положительные и теплые чувства у публики.
Еще один “свежий” пример — рекламный ролик от бренда косметики Vivienne Sabo. На YouTube он появился совсем недавно, 6 марта 2023 года, но уже успел собрать больше 1 миллиона просмотров. Сюжет его в том, что героине (кстати, в ее роли снялась актриса Валерия Зоидова, известная по сериалу “Король и Шут”) лень собираться на встречу, но это легко сделать с помощью косметических средств бренда, ведь они подойдут всем, даже “у кого лапки”. С таким посылом и появляются в рекламе кошки хозяйки, прихорашивающие ее перед свиданием.
Почему именно котики?
Ответ прост — они вызывают преимущественно только положительный отклик у людей. Мы умиляемся при виде них, играем с ними, гладим и обнимаем. Психолог Иван Хватов объясняет такое поведение тем, что человек на инстинктивном уровне распознает детеныша. “У малышей крупные, большие глаза, короткие ручки/лапки, достаточно большая круглая голова, неуклюжие движения. Взрослый человек хорошо эти признаки считывает, даже не осознавая этого. Мозг дает сигнал: это детеныш, о нем нужно заботиться, с ним нужно играть, он безобидный”, — объясняет врач. Кошка имеет часть этих признаков и поэтому вызывает у нас такие чувства и эмоции.
Более того, эти домашние животные обладают даже терапевтическим эффектом — исследование, опубликованное в Новозеландском ветеринарном журнале, показало, что частота, с которой мурлычут кошки, а именно 25 Гц и 50 Гц, способствует уменьшению боли, отеков, лечению ран и даже заживлению переломов. Поэтому эти животные воспринимаются как что-то хорошее не только на психологическом, но и на биологическом уровне.
Само впечатление, которое у нас создается, когда мы их видим, ассоциируется с чувством комфорта, безопасности и домашнего уюта. Порой это то, чего мы все хотим, и как следствие, к этому тянемся. Поэтому участие этих животных в рекламе — отличный способ вызвать позитивные эмоции у зрителя.
Кошачьи знаменитости
Сама тема роликов с котиками не является чем-то новым и удивительным. В различных социальных сетях нам попадается множество милых фотографий с ними, мемов и видео, некоторые хозяева вообще создают им отдельные аккаунты и ведут блог с их публикациями. Например, кот по кличке Степан прославился благодаря фото с его невозмутимым лицом, “усталой” осанкой и бокальчиком вина рядом. Питомец даже привлек внимание Бритни Спирс, которая выложила его в свой Инстаграм*, а после этого им заинтересовался и модный дом Valentino. Иногда уже имеющиеся популярность животного, его особенность и узнаваемость благодаря внешнему виду становятся причинами его участия в рекламных кампаниях, что как раз и сделали Valentino, купив рекламу у кота Степана.
Говоря о кошачьих знаменитостях, нельзя не упомянуть когда-то звезду Интернета “Grumpy Cat” (рус. Сердитая Кошка) по кличке Тартар, прославившуюся своим угрюмым и “недовольным” лицом. Она набрала миллиард подписчиков в Facebook*, в 2013 году ей даже вручили премию Webby Awards в номинации “Мем года”. Позже ей заинтересовалась фирма Friskies, выпускающая кошачий корм, и она снялась для них в двух рекламных роликах. Сейчас, к сожалению, ее уже нет в живых.
На данный момент одним из самых популярных животных в Интернете является кот Мару из Японии. В 2017 году он даже вошел в книгу рекордов Гиннеса за наибольшее количество просмотров животного на YouTube — 22 сентября 2016 года шотландского вислоухого кота смотрели в общей сложности 325 704 506 раз. Прославился он из-за большой любви к картонным коробкам, видео с которыми покорили зрителей по всему миру. Он также принял участие в рекламе японского бренда одежды UNIQLO, став своего рода ведущим розыгрыша призов, приуроченного к открытию магазина в Сан-Франциско.
Можно сказать, что в этом случае компании, привлекающие котов в рекламу своего бренда, опирались уже на имеющуюся славу пушистых питомцев, у которых уже сформировалась своя целевая аудитория. Но именно благодаря таким, как они, и растет доверие потребителя.
А теперь про упаковку
Реклама — не единственная коммуникация бренда, упаковка тоже ее часть, иногда даже основная. Здесь стоит сказать о нашумевшем пару-тройку лет назад дизайне молочной продукции “Милград” Брянского молочного комбината. Героем обновленной упаковки тоже стала кошка, что принесло огромный успех, сделав компанию популярной не только в России, но и за рубежом, в частности, в далекой Японии. Кроме упаковки, поменялся и логотип бренда — “Милград” теперь представляется в виде буквы “М” и тоже с очертаниями кошки. Причем дизайн упаковок сделан так, что если правильно их поставить, то можно увидеть животного полностью, что, кстати, подстегнуло людей предлагать свои забавные варианты выкладки.
Еще один, но более “олдовый” и невоспитанный вариант кошачьего брендинга — Lord Nermal или Кот, показывающий факи. Все вы хотя бы раз в жизни его видели: на футболках, на чехлах телефонов, в виде значка и т.д. Изначально он был символом скейтерского бренда “Ripndip” (что означает “беги или умри”), олицетворявшим уличную жизнь. Позже появился слух о его коллаборации с Supreme, а затем и подделки с изображением белого кота, по большей части футболки, в нагрудном кармане которых как раз и скрывался неприличный знак. А потом, прославившись на весь мир, этот кошачий хулиган стал мемом и своеобразной реакцией на какое-либо событие и вовсе перестал ассоциироваться с хипстерским брендом, который его создал.
Кстати, мы в Compass тоже очень любим котиков.
При разработке бренда Elato наша команда приглашала этих домашних животных с их хозяевами поучаствовать в съемках для упаковки. Мы старались подчеркнуть настоящие и доверительные отношения, которые только могут возникать между животным и человеком, а потому и выбрали фотографию, которая, как мы думаем, больше всего это показывает и отражает смысл, который мы заложили в бренд.
Также мы использовали котиков в разработке дизайна этикеток для витаминно-минеральных комплексов Вит-Актив. Мы предложили цветные иллюстрации с этими животными, которые можно увидеть уже и на самих препаратах.
Поза, кстати, была выбрана неслучайно — питомец взаимодействует с продуктом, полон сил и энергии, благодаря витаминам, чему хозяин будет обязательно рад.
А еще мы создали первый в мире личный бренд кота! Помните ситуацию, когда мужчина нарушил правила перевозки животных авиакомпании Аэрофлот и взял своего питомца с собой в салон? Да, именно этому хозяину того кота Виктора мы и предложили сделать личный бренд его домашнего животного. Этот проект отражал активную гражданскую позицию кота, который против любых несправедливостей и хочет сделать мир лучше.
По большому счету, использование котиков в рекламе или на упаковке что-то вроде “нового черного”, классики и традиционного инструмента, который навряд ли надоест. К тому же, это один из самых удобных видов создания рекламы: кошкам не нужна одежда или макияж, чтобы хорошо выглядеть, они всем нравятся, ведут они себя более чем естественно, не играют и не притворяются, а показывают себя такими, какие они есть.
А для тех, кто напрямую с товарами для котиков не связан, у нас есть дружелюбное напоминание — даже если вы не делаете продукцию непосредственно для них, это не мешает вам использовать этих милых питомцев в своих маркетинговых интересах :)
*сеть признана экстремистской и запрещена на территории РФ