Почему ваша карьера стоит на месте? Разбираем главные барьеры и находим пути к росту.
Тупик или трамплин? Реальность или иллюзия? Бетон или ширма?Выгорание или оптимизм?
[Что вам ближе из перечисленного?]
Давайте разберемся, какие скрытые карьерные барьеры мешают нам двигаться вперед, и как их преодолеть.
Заходим с козырей.
Основной инсайт: проблема не так далеко, как кажется.
Самое удивительное, что главный враг нашего карьерного роста — это не всегда начальник или рынок труда, и даже не конкуренты.
Да, встречаются жесткие начальники, но даже такой тип личности склонен проявлять доброту и заботу, просто это тщательно скрыто и не сильно развито.
Главный враг - это наши мысли и страхи, которые мы даже не замечаем, что вызывает определенные шаблоны поведения. Например, страх показаться некомпетентным или глупым перед своими коллегами может настолько нас поглотить, что мы забудем свое имя и будем ощущать только свое выпрыгивающее из груди сердце и часами, а может и днями прокручивать в голове сценарии.
А наш мозг хитрый, и он виртуозно нас оправдывает, обвиняет окружающих, покрывает страхи и тревогу, и они разрастаются до огромных размеров.
Спойлер: страх и тревогу можно укротить и стать больше их в разы.
5 самых популярных барьеров и что с ними делать
1. Я недостаточно хорош.
Представьте, вам интересна новая вакансия, вы читаете описание обязанностей и сразу думаете: «Я недостаточно компетентен», «У меня все равно не получится, там явно есть кандидаты лучше меня, с бОльшим опытом и я не дойду до финала».
И тут возникает ощущение, что ваша уверенность разбивается на осколки, как любимый бокал с вином, разлетающийся по кафелю.
Это ограничивающие убеждения и установки. Простым языком - это мысли, которые формируются из прошлого опыта и страха провала, страха выглядеть глупо и нелепо.
Здесь можно начать с малого: запишите свои достижения, весь свой опыт, все ваши проекты и даже маленькие, но важные для вас, например, как круто вы умеете подводить итоги встречи. Записывайте все, что приходит в голову - вы удивитесь, какой у вас опыт. Не проговаривайте мысленно, это неэффективно, важно записать каждое свое достижение.
2. Страшно менять, вдруг там будет хуже.
Представьте, вы уже много лет работаете в компании на одной должности. Вам предлагают лидирование нового важного проекта, но ваши мысли: «А вдруг там будет хуже, мне придется больше работать, брать на себя новую непривычную ответственность, вдруг я не справлюсь? Пожалуй, лучше остаться там, где все стабильно, здесь мне все понятно и безопасно».
Что самое страшное произойдет, если вы попробуете и не получится? Да, мир не рухнет. Вы выйдете из рутины, добавите новую энергию в свой привычный образ жизни, вы получите новый опыт, который может вас вдохновить на новые достижения.
Стабильность кажется безопасной, но она может превратиться в замкнутое пространство.
3. Не говорите о своих достижениях.
Вы не любите говорить о своих успехах. Вам неудобно, стыдно. Вы ожидаете, что вас заметят и предложат повышение.
Но ваша работа не говорит сама за себя — она немая! В редких случаях, продвинутые руководители могут взять инициативу и первыми что-то предложить. Но пока вы сами не скажете, что вы хотите развиваться и вам нужна помощь вашего руководителя, вряд ли что-то изменится.
Научитесь рассказывать о своих успехах. Это не хвастовство, а маркетинг себя. Это способ показать свою ценность. Но сложность в том, что мы разучились говорить словами, прокачивайте навык общения и коммуникации.
Можно начать с малого: расскажите руководителю о том, что вы сделали полезного для команды или компании, нарисуйте, покажите в цифрах, слайдах. Попросите обратную связь, спросите, как можно расширить ваши навыки.
5. Вы не знаете свои сильные стороны.
В чем вы сильны? Если вам сложно ответить на этот вопрос и на ум приходят общие фразы вроде «я трудолюбивый», «я умный» или «я быстро учусь», то попросите вашего руководителя подсветить, в чем ваша суперсила, что вы делаете мастерски.
Если сложно, то можете обратиться к профессиональному коучу, ментору, кто поможет вам найти вашу суперсилу и определить точку роста.
4. Личный бренд. Вас не знают за пределами вашей компании.
Сей��ас многие компании перешли на гибридный формат, где есть и онлайн и офлайн встречи. Поэтому если у вас нет профессионального аккаунта, то задумайтесь о том, чтобы создать профиль. Это поможет вам проявляться на онлайн ресурсах.
Начните делиться своей экспертизой. Однако помните: постить просто котиков — это не экспертиза! :)
Личный бренд — это пропуск к новым возможностям. Его можно развивать как офлайн, так и онлайн.
Проанализируйте и выпишите вашу экспертизу, подумайте, чем бы вам хотелось делиться. Вам хочется применять научный подход или более душевный и человечный, а может хочется добавить дерзости и мотивации или все это сочетать?
Если мы сами не знаем нашу ценность, как ее увидят другие? Начните с малого, делайте в свое удовольствие, постепенно вы найдете ваш личный подход.
Что мы обычно делаем, чтобы справиться с карьерными барьерами, но это не помогает?
Многие пытаются решить проблему карьерного тупика стандартными советами: "Пройти дополнительные курсы", "Работать больше, так тебя заметят".
Но это как лечить простуду водкой — вроде помогает, но на утро все еще хуже.
[Или представьте ситуацию с учеником-автолюбителем:
- инструктор говорит: "Нужно практиковаться", а
- ученик отвечает: "Я лучше еще раз ПДД почитаю"
- инструктор: "Но вы уже наизусть их знаете.."
- ученик: "А я еще и историю создания светофоров выучу!".
Без практики ученик всегда будет бояться выехать в город.]
Что делать? 3 шага от теории к практике.
1. Знакомство с внутренним критиком.
Мы частно себя безжалостно критикуем. И нам важно научиться давать себе поддержку, принятие, что можно "обляпаться мороженым". За это отвечает наш внутренний взрослый.
Представьте, что ваши страхи и сомнения - это ворчливый сосед. Он сидит и нашептывает: "Вот опять руки из одного места. Не можешь и двух слов связать". Пригласите его на чай и выслушайте. Дайте ему взрослую поддержку. Какие у критика позитивные намерения, а какие страхи и беспокойства скрываются за критикой.
Важно найти баланс между критикой и поддержкой себя.
2. Апгрейд внутреннего диалога.
Заменить старые установки на новые, как будто обновляем софт:
⦁ «Я недостаточно хорош» → «Я могу попробовать и получить новый опыт».
⦁ "Я буду выглядеть глупо!" → "Каждый имеет право на ошибку, и это нормально. Это новые возможности для моего развития».
3. Составьте карту действий.
Распишите конкретные шаги, как будто планируете захват мира:
⦁ Понедельник: обновить резюме.
⦁ Вторник: поговорить с боссом о повышении.
⦁ Среда: начать анализ рынка.
⦁ Четверг: записаться на курсы по программированию котиков.
Даже самый длинный путь начинается с первого шага.
Заключение.
Не пытайтесь быть роботом-многостаночником. Найдите свою уникальность и научитесь о ней рассказывать.
Небольшое напоминание: наша карьера в наших руках.
Попробуйте начать действовать уже сегодня — запишите свои достижения, какой новый опыт хотели бы получить и делитесь своей экспертизой с окружающими. Прокачивайте личный бренд.
Уверена, что многим эта статья будет полезна, ставьте реакции, делитесь в комментариях вашими мыслями и лайфхаками, как вы преодолеваете карьерные барьеры.
Если вам нужн�� личное сопровождение, напишите мне, разберем ваши страхи и сомнения или присоединяйтесь в ТГ Канал.