КАК Я СТАЛА ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ И КАК МНЕ “ПОМОГ” Т-БАНК. ЧАСТЬ 1
Всем привет! Как вы уже наверняка поняли из названия данной статьи, я собираюсь рассказать о том, как я стала жертвой мошенников, об их схеме обмана, а также действиях (а вернее, бездействиях, но это я забегаю вперед) и поведении Т-Банка во всей этой ситуации. Очень надеюсь, что данная статья окажется полезной и поможет вам избежать подобных мошеннических схем, а также осознать важность выбора действительно надежного и отзывчивого банка. Ведь ваша безопасность — это не только ваша ответственность, но и обязанность финансовых учреждений.
Итак, начнем. Поздним вечером 20 февраля на своей почте mail.ru я увидела письмо следующего содержания:
Я запаниковала и позвонила по указанному номеру. Мне ответил якобы сотрудник Госуслуг, который сообщил, что злоумышленники действительно взломали мой аккаунт и похитили персональные данные, которые теперь смогут использовать для оформления кредитов, в т.ч. в микрофинансовых организациях, где мое личное присутствие не требуется. Именно информация о микрокредитных организациях напугала меня больше всего, т.к. однажды на моего приятеля так и оформили кредит. Страх вкупе с хронической усталостью оказался фатальным для моей бдительности.
Мужчина предложил связать меня с сотрудником Центробанка (хотя позже мне сказали, что ЦБ не работает с физлицами напрямую — впрочем, я лично убедилась, что в официальном телеграм-канале Банка России можно написать боту и получить ответ от реального сотрудника). По этой же линии подключилась некая Екатерина Кузнецова, которая сообщила, что единственный способ спасти меня от кражи средств и оформления кредитов – удалить мой старый счет в Банке России и оформить новый.
Естественно, я не слишком доверяла словам этих людей и все подвергала сомнению. Так, во время разговора с мошенницей я написала в поддержку Т-Банка о взломе моих госуслуг и риске оформления на меня кредита. Однако чат-бот, увидев волшебное слово “кредит”, вместо реальной помощи и вообще каких-либо уточняющих вопросов начал предлагать мне… взять кредит в их банке! Я продублировала вопрос, но бот в ответ просто уточнил, где именно в приложении я могу оставить заявку на кредит. После чего мне подключили платную услугу “Где мои дети?”. Думаю, какие-либо комментарии здесь излишни. Уточню лишь, что детей у меня нет.
Поскольку никто из поддержки банка так и не ответил, я, к сожалению, продолжила разговор с мошенницей. Она сказала, что наше время по этой линии заканчивается, после чего предложила созвониться в Telegram и сымитировала, якобы мы созваниваемся по супер-секретному чату. Для связи с ней в Telegram нужно было сначала якобы подписаться на канал Банка России, а затем найти ее по специальному номеру сотрудника.
Для создания нового счета было необходимо перевести деньги на так называемый "страховой счет". Мошенница убеждала меня закрыть вклады в банке и сделать первый перевод на сумму 655 655 рублей по якобы GTM-ключу, который представлял собой обычный телефонный номер. Я это сразу заметила, и мошенница, дабы развеять мои сомнения, предложила прервать разговор и позвонить по этому номеру, что я и сделала. Мне не только никто не ответил, но и даже стандартных гудков и ответа оператора я не услышала. Вообще не было никакого ответа.
Я долго сомневалась и не хотела делать первый перевод, но на каждый мой вопрос или сомнение у мошенницы был заготовлен четкий и уверенный ответ, заранее прописанный в скрипте. Плюс, как я написала выше, моя бдительность была ослаблена страхом получить нежелательный кредит. На крайний случай я подумала, что банк просто заблокирует операцию, ведь так было у моей знакомой – тогда Т-Банк заблокировал перевод на 500 тысяч рублей (она потом неделю доказывала, что операция произошла с ее согласия). Однако, к моему удивлению, первый перевод прошел мгновенно — без каких-либо вопросов со стороны банка. Это послужило для меня аргументом в пользу того, что Т-Банк был в курсе цели перевода и не считал его подозрительным.
Мошенница прислала мне ссылку на сайт, очень похожий и по домену, и по дизайну на Т-Банк, а также логин и пароль для входа. Я зашла на сайт и увидела переведенную мной сумму на страховом счете.
Настало время второго перевода. Мошенница предупредила, что он с большой вероятностью будет заблокирован, после чего мне позвонит сотрудник Т-Банка и спросит о цели перевода. Она дала мне инструкцию, как общаться с сотрудником: необходимо было сказать, что я перевожу деньги на покупку путевки на Мальдивы. Мошенница даже “заботливо” прислала мне скрин путевки.
Так и произошло. Второй перевод (да, я все же его сделала) на 390 000 рублей “бдительная” система безопасности банка уже заблокировала, после чего мне позвонил сотрудник Т-Банка. К сожалению, он подтвердил мои опасения, что меня обманули мошенники.
После мне на какое-то время заблокировали доступ к приложению. Все это время мошенница пыталась до меня дозвониться (видимо, животное почувствовало запах крови). Трубку я не брала, но писала ей уточняющие вопросы, чтобы добиться ответов, которые затем смогу показать в полиции.
После разговора с сотрудником банка я пошла в ближайшее отделение. Был уже час ночи, и дверь мне не открыли, несмотря на то, что полиция должна работать круглосуточно. Пришлось вернуться утром, чтобы написать заявление. Уголовное дело было заведено в тот же день.
Что ж, пора подводить итоги. Начнем с того, что я прекрасно понимаю, что совершила ошибку, поступила глупо, не перепроверила информацию и повелась на, как я потом узнала, достаточно распространенную схему. Однако необходимо понимать контекст: на момент звонка я была крайне уставшей и эмоционально вымотанной, т.к на протяжение четырех месяцев компания, где я работаю, переживала кризис, и мы пытались ее спасти. �� была перегружена задачами, звонками, искренне боролась за выживании компании, которой я дорожу. Все это не могло не сказаться на моем психологическом состоянии и адекватности восприятия разных ситуаций. Надеюсь, что вы отнесетесь ко мне с пониманием и не будете хейтить, ведь именно на людях, находящихся в нетипичной и некомфортной для себя ситуации (будь то усталость, выгорание или даже горе) мошенники чаще всего и наживаются. Мне сейчас очень непросто, и я никому не желаю оказаться в таком положении.
Впрочем, надо быть справедливым и понимать, что Т-Банк здесь также несет ответственность: отсутствие какой-либо коммуникации, ужасная работа чат-бота, игнорирование нетипичной операции и полное молчание хваленной системы Нейрощит (у Т-Мобайла было 39 минут, чтобы сбросить подозрительный звонок по подменному номеру!). Банки, получающие прибыль с наших средств, обязаны обеспечивать реальную защиту, а не декларативную.
Обо всем этом я более подробно напишу в продолжении, где расскажу, как банк “помогал” вернуть мои деньги, покажу эпичные ответы поддержки, в которых они сами запутались, опишу мой разговор с хамоватым и наглым сотрудником Т-Банка и раскрою, что мне удалось выяснить по поводу того, как сработала “крутая” система безопасности банка в моем случае.
Напоследок, вот несколько выводов, которые я сделала после этой ситуации:
1. Когда чувствуете сильную усталость, лучше устроить детокс от почты, звонков и социальных сетей.
2. Никогда не нужно торопиться принимать решение здесь и сейчас: лучше сделать паузу и подумать в спокойной обстановке.
3. Если есть малейшее сомнение, то лучше довериться своему внутреннему чутью, звонок прекратить и позвонить по официальному номеру.
4. Обращать внимание на различные детали: отсутствие темы в письме, странный домен у почты/сайта, пунктуационные ошибки в самом письме/сайте, странный документ с угрозами о заведении уголовного дела и др.
5. Основной свой “доход” мошенники делают на людях, находящихся в сложной для себя жизненной ситуации (либо просто не в ресурсе, как в моем случае), поэтому старайтесь избегайте подозрительного общения в такие периоды.
6. Каким бы умным и проницательным вы себя ни считали, у мошенников сотня различных (зачастую весьма изощренных) схем, и одна из них может стать для вас роковой. Мне рассказали историю, что даже сотрудник ЦБ, занимающийся борьбой с мошенничеством, был однажды обманут и потерял приличную сумму. Мошенники могут знать о вас удивительно много информации, даже то, что вы заказали на маркетплейсах пару дней назад (также реальная история). Поэтому никогда не теряйте бдительность. Увы, мне пришлось осознать это ценой собственной ошибки.
7. Самое страшное в мошенничестве — его разрушительные последствия. Жертвы афер часто испытывают не только финансовые потери, но и глубочайшее чувство стыда и безысходности. К сожалению, некоторые доведены до крайности — вплоть до суицида. Помогают им в этом некоторые полицейские, которые смеются или утверждают, что только глупые и слабые могут попасться мошенникам в руки; сотрудники банка, которые скидывают вину исключительно на жертв и грубо общаются. Эта токсичная среда усугубляет травму. Важно помнить: проблема не в жертве, а в преступниках и системе, которая часто не предпринимает достаточных мер для борьбы с ними. Будьте добрее — и к окружающим, переживающим подобное, и к себе.
8. Не пользоваться услугами Т-Банка. О причинах поведаю во второй части.