Правовые конфликты в игровой индустрии: от стримеров до глобальных корпораций
Для издания App2Top подготовили обзор правовых споров в игровой индустрии за второе полугодие 2024 года. Это практическая аналитика, которая будет полезна всем, кто работает на стыке технологий, интеллектуальной собственности и цифрового контента.
Почему стоит обратить внимание на этот материал? Он показывает, как быстро развивается практика правоприменения в геймдеве — и насколько остро сегодня встает вопрос защиты авторских и смежных прав, особенно в условиях глобального цифрового распространения контента. В фокусе — споры не только вокруг игр и игровых студий, но и вокруг стримеров, комьюнити, контент-мейкеров, композиторов и локализаторов. Речь идет не о гипотетических рисках, а о конкретных судебных процессах, происходящих уже сейчас — и формирующих правовую среду будущего.
Ключевые кейсы:
Nintendo of America предъявила сразу несколько исков. Один из них направлен против сайта Modded Hardware, через который распространялись модифицированные консоли, пиратские игры и мод-чипы. Другой — против Джеймса Уильямса, модератора Reddit-сообщества SwitchPirates. Оба обвиняются в нарушении авторских прав путем продажи и распространения устройств для обхода технических средств защиты.
Еще один резонансный эпизод связан со стриминговыми платформами: Nintendo предъявила иск Джесси Кейгину, популярному стримеру, транслировавшему пиратские версии игр до их официального релиза. Среди упомянутых проектов — Mario & Luigi: Brothership и The Legend of Zelda: Echoes of Wisdom. По данным истца, за последние два года Кейгин провел более пятидесяти подобных стримов.
Композитор Джонни Джиоэли, участник группы Crush 40, подал в суд на Sega. Основание — незаконное использование его трека Live & Learn, хорошо известного фанатам серии Sonic the Hedgehog. Музыка, по словам Джиоэли, использовалась без согласия и оплаты. Отдельного внимания заслуживает иск писателя Мэтью Келси Мартинео (также известного как Caspar Cole) к Bungie. Автор утверждает, что студия нарушила его авторские права, использовав фрагменты его произведений в своих наработках игры Destiny 2.
В числе сложных кейсов — спор The Pokémon Company против шести китайских компаний, участвовавших в разработке и распространении игры Pocket Monster Reissue. Иск был подан еще в 2021 году, но остается актуальным по сей день. Компания утверждает, что продукт является клоном Pokémon и нарушает интеллектуальные права.
Кроме того, группа профессиональных переводчиков подала претензию к Nintendo, утверждая, что их вклад в локализацию таких проектов, как Paper Mario: The Thousand Year Door, Animal Crossing: New Horizons и The Legend of Zelda: Breath of the Wild, был проигнорирован. В их трактовке — это нарушение не только этических норм, но и авторского права.
Наконец, важный спор возник между Roblox и производителем игрушек WowWee. Последний, по утверждению Roblox, выпустил линейку кукол на основе аватаров из ролевой игры My Avatars: RP без соответствующего согласования, тем самым нарушив права платформы. Все описанные дела — лишь небольшая часть обзора. Полная версия содержит десятки кейсов из разных юрисдикций и охватывает более широкий спектр вопросов: от контрактных споров между студиями до использования ИИ при создании игровых объектов. Полный отчет доступен на App2Top.ru