Новые возможности экспорта: филиппинский рынок спецтехники требует новых вариантов развития
Текущая ситуация прямо указывает, что пришло время наполнять его альтернативными способами, — уверен исполнительный директор российской машиностроительной компании ЧЕТРА Владимир Антонов.
Техническую базу для экономического роста обеспечивает импорт
Филиппины часто называют «светлым пятном» на экономической карте Южной и Юго-Восточной Азии. И страна оправдывает такой статус, показав, например, почти 6-процентный прирост национального ВВП в прошлом году.
С 2023 года в стране действует The Public Investment Program — шестилетний план по воплощению в жизнь крупнейших инвестиционных инициатив. Согласно ему, до 2028 года запланировано реализовать более 5,3 тыс. приоритетных проектов стоимостью более $360 млрд. Стоит упомянуть и Build Better More — национальную программу инфраструктурной реновации на $150 млрд. Наконец, стимулируют экономический рост и межрегиональные инициативы, такие как «Один пояс, один путь» или «Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве».
Все эти начинания подразумевают большое количество новых крупных строительных проектов. Например, это 45-километровая скоростная автомагистраль Кавите - Лагуна (CALAX), соединяющая Манильскую агломерацию с двумя провинциями. Другой пример — интермодальный транспортный узел Себу - Мактан (CIMTH), который превратит г. Себу в серьезный авиационный и логистический центр. Расширение портовой инфраструктуры, усиление профилактики наводнений и борьбы с их последствиями, сохранение высокого уровня строительства зданий и сооружений — работы филиппинским строителям в ближайшие пару лет прибавится однозначно.
Но внутренний рынок пока не может самостоятельно обеспечить растущие потребности национальной экономики в строительной технике. Кстати, конкретно этот выпадающий объем с 2023 по 2029 г. специалисты оценивают примерно в 2,25 тыс. единиц. Да, машиностроительный комплекс страны существует и развивается, но непосредственно сегмент строительной спецтехники, по большому счету, выпадает, будучи замещенным лишь дилерами зарубежных производителей. Строительная спецтехника остается стабильно весомой частью национального импорта, с объемом порядка полумиллиарда долларов в год (2023).
Вполне логично, что основными торговыми партнерами Филиппин выступают ближайшие соседи. В плане спецтехники это означает, что, помимо общепризнанных западных производителей (Caterpillar, Liebherr, Volvo и др.) местный рынок становится вотчиной японских, корейских и — во все большей степени — китайских производителей. Рост доли последних в филиппинском импорте интересующего нас оборудования вырос с 41% в 2021 г. до 51% — в 2023-м и до 54% — в 2024-м.
Импорт китайской спецтехники переживает настоящий бум и в глобальном масштабе. Растут объемы производства, линейка образцов, растет и качество, а цены при этом предлагаются вполне конкурентоспособные. Неудивительно, что по экспорту спецтехники Китай удерживает мировое лидерство во многих его ключевых сегментах.
Издержки выбора
Но означает ли географическая близость оптимальность выбора для филиппинских заказчиков? На самом деле, далеко не всегда. Так, например, в отношении той же китайской техники все еще можно услышать о недостаточной надежности используемых материалов. Так нержавеющая сталь может быстро терять свои свойства при высоких температурах и влажности, что как раз присутствует на Филиппинах. А не самые прочные металлы особенно опасны для вращающихся частей, которые быстро деформируются. Это способствует быстрому износу ходовой.
Еще один немаловажный момент — качество гарантийного обслуживания. Китайских компаний-производителей сегодня немало. Но далеко не все — хотя бы в силу своего размера и опыта — способны обеспечить действительно высококлассный сервис для своей техники, не говоря уже об учете индивидуальных пожеланий заказчика. Кроме того, нередки сложности с поиском и доставкой запчастей.
Список можно продолжать: при всех плюсах спецтехники из Поднебесной ее проблемными моментами до сих пор часто остаются невысокие стандарты технической документации (включая сложности с переводом), недостаточные комфортабельность и уровень автоматизации образцов, низкий ресурс кастомизации, качество сборки, ограниченность вторичного рынка для перепродажи, неэкологичность и пр.
Основные перечисленные проблемные моменты, как правило, отпадают, если мы говорим о технике ведущих японских, американских и европейских производителей. Недаром в деся��ке крупнейших мировых компаний (на начало 2024 г.) восемь — по-прежнему не китайские, а в Топ-30 «китайцев» всего четыре.
Но здесь мы встречаем другие барьеры, ключевые из которых цена (как таковая), высокая стоимость логистики и сложности с поставкой запчастей (в случае с техникой из Европы и США), умеренный модельный ряд, прихотливое техобслуживание. Такая техника по карману далеко не каждой строительной организации, по крайней мере, в желаемых объемах. К тому же, возможность точечной настройки таких машин под нужды подрядчика, пожалуй, еще ниже, чем в случае с китайскими. Географическая близость — конкретно �� крупным компаниям из Японии и Южной Кореи — хотя и смягчает остроту вопроса, но кардинально его не решает.
В итоге, согласно национальной таможенной статистике от Tradeline Philippines, импорт в страну строительной спецтехники последовательно падает второй год подряд, причем в прошлом году — с $488 млн до $384 млн г/г (-22 п. п.)! Нет никаких сомнений, что во многом происходит это как раз из-за озвученных сложностей. Между тем амбициозных задач, стоящих сегодня пе��ед филиппинской экономикой, никто не отменял.
Взгляд на север
Разумной альтернативой для филиппинского рынка в текущих условиях выглядит более пристальное внимание к компаниям, условно расположенным между крупнейшими западными и китайскими производителями. Все они тоже имеют свои неоспоримые плюсы. Так европейские — финские, французские, британские и др. — игроки сегодня способны производить технику на уровне самых высоких мировых стандартов. Все активнее расширяет линейку производимой спецтехники Индия, предлагая весьма интересные образцы по приемлемым ценам.
Конечно, без минусов для заказчика здесь тоже не обойтись. В случае с Европой можно назвать те же немаленькие цены, проблемную логистику, для Индии — недолгую историю национального строительного машиностроения, текущий спад производства. Но как компромиссное решение использование «альтернативной» техники выглядит как минимум не портящим общую картину на рынке и способным дать ему необходимую «свежую кровь».
Конкретным перспективным направлением для Филиппин в этом отношении может стать Россия, с ее серьезной машиностроительной школой, относительной географической близостью, обширной и качественной ресурсной базой (соответственно, и высоким качеством материалов), привлекательным соотношением цена/качество продукции.
Обращу отдельное внимание, что в России сегодня наблюдается настоящий бум рынка строительной спецтехники, хорошо видный на данных Statista и BusinesStat (см. ниже на графиках). Увеличивающаяся востребованность сегмента проявляется как в качественной стимуляции собственного производства (что поддерживается на уровне государства по линиям импортозамещения, реализации национальных проектов и пр.), так и роста импорта. Получающийся “плавильный котел” на фоне конкуренции способствует росту компетенций отечественных машиностроителей и их амбиций по поводу выхода на зарубежные рынки. Кстати — как раз с этого года российский бизнес сможет компенсировать до 60% затрат на транспортировку промышленной продукции за рубеж, и машиностроители могут рассчитывать на 70% общего объема субсидий. Конечно, почувствуют от этого выгоду и конечные зарубежные потребители.
Да, пока доля российской техники на филиппинском рынке не велика. В 2021 г. она составила всего 0,03% от совокупного объема импорта строительной спецтехники (Tradeline Philippines). Но в следующем, например, она выросла сразу в шесть раз по объему, уже до 0,15%. Так что предпосылки для роста ее популярности и востребованности есть. Тем более, что российские производители уже доказали, что готовы брать на себя как сервисное обучение филиппинских пользователей, так и изначально делать технику с учетом специфики ее использования (в нашем случае — высоких температур и влажности). Уверен, рост подобных локально ориентированных кейсов и увеличение импорта качественной спецтехники вообще способны стать хорошей помощью для Филиппин в решении стоящих перед ней сегодня больших экономических задач.