Слышать фермера, быть как фермер: как мы создавали онлайн-площадку для агробизнеса
Летом 2020 года мы запустили онлайн-площадку Своё Фермерство. Это сайт, который позволяет эффективно вести бизнес в сельском хозяйстве: от закупки сырья и подбора персонала до сбыта продукции и внедрения агротехнологий. Сделать полезный сервис для фермеров без участия самих фермеров невозможно. Поэтому мы постоянно советовались с агропредпринимателями, чтобы создать продукт, который будет реально соответствовать их ожиданиям. Рассказываем, что узнали о фермерах в России и как им поможет цифровизация.
Почему сельское хозяйство
На протяжении 20 лет Россельхозбанк является главным аграрным банком страны. Мы всегда тесно сотрудничали с предпринимателями в агросекторе и понимали, с какими проблемами они сталкиваются и где им нужна помощь.
Цифровизация бизнеса — одна из таких проблем. Многие сферы жизни переходят в онлайн — банковские услуги, торговля, образование, благотворительность. Особенно резкий переход виден в 2020 году, где уход в онлайн стал жизненной необходимостью, чтобы сохранить бизнес или вырваться значительно вперёд на фоне конкурентов.
Иначе обстоят дела в агросекторе. До сих пор многие фермеры оффлайн взаимодействуют с банками, покупают сельхозтехнику, ищут сотрудников и реализуют свою продукцию. На это требуется больше сил, времени и ресурсов. Пока фермер едет в банк/к производителю техники/к ветеринару/на ярмарку, бизнес простаивает. Мы хотели создать площадку с необходимыми сервисами под рукой, чтобы агропредприниматели могли решать бизнес-вопросы онлайн, не покидая свою ферму.
Кто наша аудитория
Неужели у всех фермеров такие проблемы? А как же новости про летающих дронов над полями, умных роботов, собирающих яблоки, и биотехнологии, позволяющие выводить новые сорта растений?
Всё это, конечно, применяется не только зарубежными фермерами, но и российскими. Но в большинстве случаев такие технологии доступны крупным агропредприятиям, у которых большое производство, доходы и возможности.
Мы же хотели помочь микро, малым и средним хозяйствам, у которых продукция ни разу не хуже, чем у крупных бизнесменов, а вот возможностей не так много. Им сложнее внедрить агротехнологии ввиду самых разных причин: высокая цена на технические решения, отсутствие ресурсов или просто незнание о таких возможностях. Вот для них мы и создавали Своё Фермерство.
А что вообще нужно фермерам
Только фермеры это и знают. Поэтому с самого начала мы ездили на фермы, тесно общались с агропредпринимателями, узнавая, какой сервис им нужен, чтобы прокачать эффективность.
Наша первая идея заключалась в том, чтобы предложить фермерам готовые пакеты сервисов и услуг. Мы разбили предпринимателей на несколько категорий и составили пакеты сервисов для каждой группы: для животноводов, растениеводов, начинающих и опытных.
Показали фермерам. Оказалось, что большинство из них занимаются всем понемногу. Например, предприниматели, содержащие крупный рогатый скот, часто выращивают ещё овощи, фрукты или зелень. Вот вам и модный безотходный цикл производства, когда навоз животных можно использовать как органические удобрения для посадок.
Окей, пакеты как решение нам не подходят. В итоге сделали площадку, на которой фермер имеет доступ ко всем сервисам и может самостоятельно выбрать подходящий вариант. Мы продолжили общаться с фермерами и выяснили их самые популярные проблемы.
Проблема 1. Где найти квалифицированных работников
Проблема 1. Где найти квалифицированных работников
И тут одна проблема сразу разбивается на несколько:
● Опытные кадры в сельскохозяйственной отрасли в дефиците.
● Молодые специалисты не хотят идти работать в агросектор, так как не считают такую работу престижной.
● Если нужен разнорабочий, где искать такого, чтобы и овец пас, и технику ремонтировал, и на тракторе ездил, и ответственно подходил к работе — не пил и не прогуливал.
● Где искать сезонных работников в большом количестве.
Как решили. Мы хотели, чтобы для фермеров был свой специализированный рекрутинговый сервис, где будут только нужные люди с нужными навыками — так появился сервис «Работа» на Своём Фермерстве. В карточке вакансии раздел с навыками был вынесен вперёд, чтобы работодатель понимал, кто ему подходит, а соискатель видел, что от него требуется. Если фермер ищет сезонных работников, в вакансии можно сразу указать, сколько людей нужно. Если работодатель может предоставить жильё прямо на территории хозяйства, соискатель увидит это, даже не переходя в карточку. Роструд помогает нам собирать отраслевые вакансии и резюме опытных специалистов, а профильные вузы помогают продвигать сервис среди студентов и выпускников. Сейчас на сайте более 3,5 тысяч вакансий.
Проблема 2. Где найти хорошего юриста и бухгалтера
Фермеры мечтают заниматься только сельским хозяйством, не отвлекаясь на документацию, бесконечные счета и договоры. В реальности агропредпринимателям приходится быть одновременно бухгалтерами, юристами, HR, маркетологами, SMM-щиками и т.д. При этом нанимать отдельных людей на постоянную позицию не выгодно. Зачастую специалист нужен в конце месяца, квартала или года, чтобы закрывать счета или в каких-то сложных ситуациях, где требуется консультация опытного специалиста.
Как решили. В бизнес-сервисах Своего Фермерства мы добавили онлайн-бухгалтерию и юридическую помощь. Первый сервис сам рассчитывает налоги, создаёт счета, заполняет декларации и отправляет онлайн. Второй — это правовая круглосуточная онлайн-помощь в удобном формате, по телефону и почте, с тарифами, которые можно выбрать под конкретную ситуацию.
Проблема 3. У кого покупать сырьё и сельхозтехнику — вокруг одни мошенники
Если фермеры покупают сельхозтовары, то только по рекомендации знакомых. Плюсы — при сарафанном радио меньше шанс, что тебя обманут. Минусы — фермер ограничен в выборе и цене. Покупка в интернете — стресс для агропредпринимателей: большая вероятность, что за онлайн-объявлением стоит мошенник, мало надёжных онлайн-площадок с сельхозпродукцией, не везде есть фильтры, которые отсекают лишнее.
Как решили. На Своём Фермерстве мы сделали маркетплейс, где фермеры могут покупать сельхозтовары у проверенных поставщиков. Мы следим за юридической и финансовой надёжностью, опытом и репутацией наших продавцов на площадке.
В маркетплейсе можно купить семена, корма, агрохимию, удобрения, животных, средства защиты растений, зерно и запчасти — всего более 10 тысяч товаров. В каталоге сельхозтехники представлено более 3 тысяч товаров от крупнейших участников рынка — Кировец и МТЗ, техника от Ростсельмаша, Воронежсельмаша и БДТ Агро.
Проблема 4. Где и кому продавать свою продукцию
Продавать через перекупщиков — малобюджетно. Выходить на ярмарку или рынок — придётся ограничить выбор продукции, ведь на одном прилавке вряд ли получится продать и рыбу, и мясо, и овощи, и молочные продукты. Открывать свой магазин — большие затраты на старте и небольшая площадь охвата покупателей. Создать свой онлайн-магазин — нужно найти разработчика и придётся много работать над рекламой и продвижением сайта, ведь не зная и не доверяя, покупатель не будет покупать.
Как решили. Для фермеров, которые хотят продавать готовую фермерскую продукцию потребителям или предлагают агротуры на своё хозяйство, подойдёт площадка —Своё Родное. Агропредприниматель просто регистрируется на сайте и создаёт каталог своих товаров, а мы его продвигаем и находим новых клиентов.
Для тех, кто хочет продавать для B2B, подойдёт маркетплейс Своё Фермерство. Там можно не только покупать у подрядчиков, но и продавать сельскохозяйственные товары другим фермерам.
Проблема 5. Какие существуют агротехнологии и кто их предоставляет
Часть фермеров интересуются агротехнологиями, постоянно изучают новые, ходят на выставки и форумы и ищут то, что поможет повысить эффективность. Другие находятся в информационном вакууме: ничего не слышали и уверены, что им такая технороскошь не по карману.
Как решили. Мы сделали информационную карту агротехнологий. Разбирающимся она подскажет, к каким компаниям на рынке можно обратиться за тем или иным решением. Незнающим карта поможет сформировать представление об этом рынке.
Проблема 6. Какая бывает господдержка для аграриев и могу ли я её получить
Фермеры были бы рады получить субсидии и льготы от государства, но не понимают, подходят ли под условия программы и где искать достоверную информацию об этом.
Как решили. Мы сделали навигатор госуслуг, где можно узнать, какие виды господдержки существуют для агропредпринимателей. Фермер проходит тест и узнаёт, может ли он претендовать на тот или иной грант или нет.
Что дальше
Своё Фермерство запустилось за год и продолжает набирать обороты. Каждый месяц мы выпускаем новые релизы, дополняем функции, сервисы и возможности. Своё Фермерство стало частью экосистемы Своё, в которую вошли онлайн-ярмарка Своё Родное и сайт для подбора ипотеки и недвижимости Своё Жильё. Сервисов на Своём Фермерстве становится больше. У нас появились телеветеринар, подбор семян, мониторинг рождения телят. Для молодых фермеров появился информационный сервис — Путь фермера. Многое ещё предстоит улучшить и добавить, но это намного легче делать, если общаться и слышать свою аудиторию.