Ошибки, которые чуть не утопили мой бизнес. Кейс сети лазерной эпиляции
Что мотивирует сотрудников круче денег, стоит ли вести бизнес с мужем и почему делегирование не всегда полезно? Ответы - в этом тексте.
Зимой 2018 года открылась первая студия Laser Love . Мы сами накрывали праздничный стол, надували шары и орудовали шваброй после мероприятия. Сейчас - у нас 305 студий в России и Казахстане, а главная цель - стать международной сетью. Знаете, что самое интересное в этой истории? Закулисье.
Я не хочу рассказывать только об успехе - это нечестно. Путь от маленькой студии до лидера рынка не может обойтись без ошибок.
Мое правило - извлекать выгоду из каждой оплошности, ведь в маленьком факапе кроется потенциал большого успеха.
Мы говорим партнерам: берите наш опыт и зарабатывайте, не спотыкайтесь о камни, которые мешали когда-то нам. Предлагаю сделать так же читателям этой статьи - посмотрите на мои ошибки, проанализируйте и искорените их в своем бизнесе.
Итак, 5 ошибок, которые чуть не утопили крупнейшую франчайзинговую сеть в бьюти-сегменте. Поехали!
Команда
Предприниматели поймут: сотрудники — головная боль любого бизнеса. Мой просчет заключался в том, что на старте я отдавала много своих полномочий людям, которые с ними не справлялись. И это вопрос не только профессионализма.
Инсайт: если вы платите людям зарплату, то они не должны выполнять любое ваше требование. Они должны выполнять только ту работу, в которой разбираются. Каждый должен заниматься своим делом, а не выполнять все поручения, лишь бы не уволили.
Сейчас для каждого специалиста мы прописываем его роль в общем процессе, обязанности, должностные инструкции. Следующий шаг - карта развития для каждого сотрудника. Этот подход помогает команде чувствовать себя частью большого механизма - такая мотивация работает круче любых премий.
“Доверяй, но проверяй” - это не пустые слова. Вы должны быть в курсе всех процессов, даже если на 100% полагаетесь на людей.
Собственник не должен замыкать на себе кучу обязанностей - это неэффективно. Делегировать, не разобравшись в компетенциях людей - тоже плохая стратегия. Разделяйте, анализируйте, ищите потенциалы.
Масштабирование
Почему лидерами Forbes становятся компании эконом-сегмента? Все просто: для быстрого масштабирования достаточно всего лишь задать низкий порог входа в бизнес. Так сделали и мы, и ключевой ошибкой стала неподготовленность к такому масштабу. Мы горели мыслью открыть как можно больше студий, но столкнулись с тем, что количество - это не всегда про качество.
Я искренне верю, что наша управляющая компания отличаемся именно обучением и развитием сети. Мы реально много вкладываем во франчайзинг, потому что бизнес для нас - это образ жизни.
Резюмирую: масштабироваться через низкий порог входа можно только в случае, если вы к этому масштабу готовы. Если у вас есть достаточно ресурсов. Следуйте по стратегии - количество = качество, планируйте работу с последствиями на опережение. Не ждите момента, когда придется подключать экстренные меры. Регламенты и система обучения решает.
Семейный бизнес
Я строю свою компанию вместе с супругом. Конечно, я могу написать, что семейный бизнес - это в принципе ошибка, но мы не ищем легких путей. Я вижу в таком формате только плюсы, а ошибка - это не вкладывать ресурс в разделение ролей.
Не скрою, что бывает по-человечески тяжело. Вы не приходите к одному решению на работе, а от этого страдают и семейные отношения. В офисе я - партнер, дома - жена и мама, и это очень важная часть моей жизни. Выход - умение переключаться, хоть это и сложно.
Как переключиться на работе? Очевидно, что каждый из партнеров имеет свои сильные стороны и сильные компетенции - важно увидеть и принять это, чтобы усилить продукт. В идеале, каждый должен прописать свою зону ответственности. Наверное, в этом подходе и кроется секрет успеха нашего союза.
В ваших интересах работать сообща, и быть союзниками, объединяя навыки и умения. Любой продукт в партнерстве должен улучшаться минимум в два раза.
Маркетинг
Если предприниматель не готов выделять бюджет на продвижение, то у него не будет клиентов. Но тогда не будет и прибыли! Получается замкнутый круг: у вас не появятся новые заказчики, пока вы не выделите деньги на маркетинг.
Совет для тех, у кого пока этих денег нет: тратьте хотя бы 100 рублей в день на кнопку «Продвигать» в Instagram. Вы можете получить пачку клиентов по цене кружки капучино - выбор очевиден. Постепенно, когда пойдут клиенты, вы сможете тратить на маркетинг больше, наращивая обороты. Но ни один бизнес не совершит качественный скачок в развитии без статьи расходов на продвижение.
Делегирование
“Лучше меня никто не сделает” - установка, которая стопорит любое развитие. Действительно, лучше вас никто не поймет бизнес, но это не значит, что вокруг нет профессионалов, которые возьмут на себя часть задач. Скидывайте операционку и рутину - занимайтесь развитием. Пока вы не начнете перекладывать ответственность, люди не начнут ее принимать - а зачем, если вы делаете все сами?
У вас должно хватать времени и ресурсов на то, чтобы быть собственником - это большой энергетический и физический труд. Все рухнет, если у вас не будет сил, чтобы двигать бизнес, и времени, чтобы думать о стратегии, горизонте планирования, коммуникациях.
Мой совет — правильно делегировать. Не забирать работу у своей команды. Задайте себе вопрос: “Если они дураки, то почему я их нанял?”.
В этой статье я выделила 5 ключевых ошибок. Их совершила я, на эти же грабли наступает часть партнеров, об этих же проблемах я слышу из выступлений ��едийных персон. Посмотрите на свой бизнес через призму этих ошибок - минимум одна из них у вас 100% есть. Искореняйте!
Помните, что один исправленный факап - это +100 к вашему опыту. Главное - заметить ошибку и перевернуть игру.
Уверена, вам есть, что ответить на мой рассказ - готова к обсуждениям в комментариях или в директе в Instagram. Пишите - я открыта к общению.