Идеи из ниоткуда: проверенные методы креативного прорыва
Вы когда-нибудь оказывались в ситуации, когда нужно срочно придумать что-то новое и оригинальное, но никак не получается? Казалось бы, у вас ес��ь опыт, вы профессионал, и пора создать что-то своё или хотя бы заметное на уровне компании. Вы чувствуете, что способны на это, но все идеи кажутся уже реализованными.
Не торопимся никого винить и считать себя нетворческим человеком. Сейчас я всё объясню.
Дело в том, что наш мозг крайне эффективен. Чтобы мы действовали максимально продуктивно, он постоянно ищет простые пути – шаблоны. В нормальном состоянии мы функционируем в рамках привычных контекстов и поведенческих паттернов. Мозг даже отфильтровывает 'фоновый шум', самостоятельно определяя, что к нему относится. Это, конечно, особо обидно.
И пока вы ищете новую идею, ваш мозг ищет знакомые шаблоны.
И даже известный подход Growth Mindset здесь не сильно поможет. Он отлично работает для личного и профессионального развития и накопления опыта, но не для мышления вне привычных рамок.
Для тренировки креативного мышления существуют специальные техники. Некоторые из них широко используются гейм-дизайнерами, а изначально были разработаны ещё в 1960-х годах.
Я хочу рассказать о синектике и нескольких эффективных методах, основанных на ней.
1. Метод случайных слов.
Пишем (для надёжности) задачу. Потом берем словарь и выписываем несколько случайных слов. Обратите внимание, не мухлюем, беря якобы первые пришедшие в голову слова, а берем слова из независимого источника.
И потом пытаемся связать это случайное слово с задачей.
Например, мне нужно придумать идеи того, как развивать сервис фотографий, и мне попались слова режим, загар и дьякон. На связи этих слов можно увидеть идеи для сегментации, и паттерны использования, интересы людей, и конечно, новые фичи.
Согласно науке (и я с этим согласна), метод случайных слов не принесёт вам новых идей. Он направлен на то, чтобы разбить в вашей голове шаблоны и связки. Впустить в голову новые контексты.
2. Ментальные карты.
Пишем на листе центральную тему, а затем все идеи и ассоциации с подтемами. Например, что такое «Красивая картинка»? Это про «что изображено», «как», «где», «кем», «как сочетаются цвета», «как сочетаются линии и элементы», а ещё это «разрешение» и «предобработка».
Меня зовут Таня, и я пишу всякое разное интересное в своем канале Семейка Продактов
Как только вы опишете все эти категории и ассоциации, у вас появится куча идей для улучшения продукта или неочевидные способы решения задачи. Это отличный способ, когда у вас много мелких идей, их хочется как-то зафиксировать, но использовать всерьёз нельзя.
Обычно, у меня в процессе выстраивания ассоциаций и категорий несколько мелких идей сливаются во что-то одно крупное, с чем можно работать.
3. Комбо-техника SCAMPER – акроним из приёмов. Это очень крутой и действенный метод, им можно создавать мощные идеи и «голубые океаны». Загвоздка только одна: SCAMPER лучше всего работает на мозге, раскачанном первой и второй методикой.
Substitute (Замена)
Combine (Комбинирование)
Adapt (Адаптация)
Modify (Модификация)
Put to another use (Применение в другой области)
Eliminate (Устранение)
Reverse (Обращение)
Например, берём Netflix, и добавим в него интриги из сервиса знакомств – вы узнаете, кому нравится кино, после того, как полностью его посмотрели и оценили, и если этот человек в вашем городе, вы сможете початиться анонимно, если хотите. А потом не анонимно. Вот у нас и придумался достаточно оригинальный сервис знакомств, в котором не нужно ничего делать, кроме того, что ты делаешь обычно, и сразу есть тема для общения.
Идею – дарю, и для иллюстрации эффективности метода - я придумала её за 5 минут, в процессе написания статьи.
Жду ваши идеи в комментариях.
Прокачаем творческое мышление!