Тест на гибкость: как бизнесу в узком сегменте выплыть в водовороте перемен?
Мы так привыкли к бытовому комфорту, что не замечаем всех тех скромных достижений инженерной мысли, которые этот комфорт и создают. Мы не благодарим каждый день текущее по проводам электричество за то, что наш тринадцатый не разрядился «в ноль». Мы не удивляемся каждый раз тому, как быстро самолет может доставить нас из точки А в точку Б. И уж точно мы не поем оды, скажем, ленточному конвейеру, который крутится, как белка в колесе, чтобы мы вовремя получали новую автодорогу с «подушкой» из щебня, свежевыпеченный хлеб из муки и даже свой чемодан в зоне выдачи багажа в аэропорту. Ленточный конвейер, этот трудяга, не останавливается ни на день, чтобы обеспечивать работу практически всех сфер промышленности. Так что он, пожалуй, заслужил свою собственную историю.
Первые опыты использования конвейеров в строительстве, промышленности и ЖКХ относятся еще к Древнему Египту и Древней Месопотамии. К XVII веку скребковые и винтовые конвейеры уже применялись в мукомольном производстве, а в конце XVIII века это оборудование заняло свою нишу в перемещении сыпучих материалов - правда, длина конвейера в те времена была невелика (а до середины XX века конвейерная лента длиной в километр считалась немыслимым чудом техники). С XIX века начинается бурное развитие технологий изготовления конвейеров и, как следствие, расширяются сферы их применения: с помощью конвейерных лент транспортируют от зерна и муки до крупнодробленой руды. И началось триумфальное шествие этого оборудования по миру.
В 1984 году в Западной Австралии был смонтирован односоставной канатно-ленточный конвейер длиной в 30 километров. А в Израиле на месторождении калийных руд близ Мертвого моря в 1987 году был сооружен изгибающийся конвейер длиной в 18 километров. Но самым длинным на сегодняшний день является ленточный конвейер, работающий в Западной Сахаре: гигантское сооружение протяженностью в 98 километров транспортирует с месторождений фосфатную руду. Махина перевозит 2 тысячи тонн руды в час; грандиозную конструкцию видно даже из космоса!
По словам генерального директора “Русбелт” (компания с многолетним опытом работы в сфере поставок конвейерных лент и комплектующих для конвейерного оборудования) Алексея Лазарева, за последние сто лет ничего революционного в конструкции ленточных конвейеров не произошло. Изменения происходили, скорее, эволюционно: все прочнее и совершеннее становились материалы, все надежнее - соединительные механизмы. Есть некоторый тренд на энергоэффективность - например, представленные несколько лет назад конвейерные ленты на воздушной подушке позволяют снизить потребление электроэнергии. Больше внимания стало уделяться автоматизации и безопасности конвейерного оборудования. Сами материалы комплектующих для конвейеров становятся более долговечными: фторопласт, полиуретан, капролон, корды из химволокна, специальные пропитки позволяют увеличить срок службы конвейерного обор��дования.
Но для предприятий, где используются конвейеры, важны не столько инновации, сколько гарантия минимальных простоев. По словам генерального директора компании “Русбелт” Алексея Лазарева, российские предприятия в большинстве своем выбирают средний уровень цены и качества конвейерных лент, предпочитая “инвестировать” в долгосрочные отношения с надежным поставщиком, а не в бренд. “Лента рвется, как правило, неожиданно, и она нужна всегда “здесь и сейчас”, потому что пока ты ее не заменил - твое производство стоит. Никто не может себе позволить простаивать,” - объясняет Алексей Лазарев. Поэтому на рынке выигрывают те, у кого есть большой ассортимент и широкая география оперативных поставок. Например, компания “Русбелт” в свое время сделала ставку не только на востребованный ассортимент и широкую географию поставок по РФ и странам ЕАЭС, но и на хороший сервис: бесплатная доставка по Центральному Федеральному округу, услуги опытных монтажников, обучение сотрудников заказчиков стыковке лент, открытие складов в регионах (Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону) для удобства клиентов.
Однако с поставками как раз и возникли проблемы на фоне пандемии. Из-за нехватки контейнеров и, соответственно, роста цен на перевозки увеличились не только сроки поставки, но даже сроки изготовления конвейерных лент и других комплектующих - с одного месяца до двух-трех. Соответственно, если раньше компания могла гарантировать поставку отсутствующих на складе импортных товаров за три месяца, то теперь это в лучшем случае пять месяцев.
Но и не обеспечить предприятия комплектующими означало не просто парализовать работу этих предприятий, а оставить людей без товаров повседневного спроса, товаров первой необходимости - от продуктов питания до энергоносителей.
Компания “Русбелт” проявила гибкость, которой позавидовала бы конвейерная лента. Во-первых, решено было диверсифицировать ассортимент, работать не только с китайскими, но и с российскими производителями, которые берут 35-40 дней на изготовление и имеют короткое плечо поставки. Правда, при удовлетворительном качестве цена оказалась выше, чем у китайских производителей, но между потерей в прибыли и потерей клиентов руководство “Русбелт” выбрало первое - как меньшее из зол. Кроме того, компания увеличила сам объем заказов в Китай: если раньше складской запас планировался на три месяца вперед, то теперь этот срок увеличился вдвое. Пришлось увеличить свои складские площади более чем вдвое - до 5 тысяч кв.м., - но зато появилась уверенность, что все клиенты получат необходимые расходники вовремя.
Чтобы восполнить дефицит клиентов, компания пошла в непривычные для себя каналы продвижения - увеличила затраты на маркетинг, начала осваивать соцсети и даже снимать ролики для Youtube-канала.
В итоге “тест на гибкость” компания не просто успешно прошла, но и получила дополнительный импульс к развитию - от расширения ассортимента до разработки нового формата работы с поставщиками. Так что можно предполагать, что 2022 год будет для “Русбелт” годом выхода на новый уровень.