Как написать жалобу?
Что такое жалоба
Жалоба – это официальное обращение в письменной или электронной форме в тот или иной государственный орган или орган местного самоуправления. Жалоба может направляться как непосредственно определенному чиновнику, так и просто по адресу расположения организации. Сейчас мы вам расскажем, в какие государственные органы подаются жалобы и дадим примеры их написаний.
Жалоба является официальным документом, претензией, с помощью которой лицо может заявить о нарушении своих законных прав. Иными словами, жалоба - это отправная точка урегулирования конфликта.
В законодательстве не закреплена определенная форма написания жалобы. Претензия пишется в произвольной форме. Главное требование - четко и кратко описать сложившуюся ситуацию.
Основания для написания
Основными причинами написания жалобы являются:
- Грубое отношение со стороны должностных лиц и рядовых сотрудников.
- Некачественное обслуживание в сфере розничной или оптовой торговли.
- Вымогательство взятки. К данной категории можно отнести также любую вынужденную материальную благодарность должностному лицу.
- Нарушение графика работы предприятий всех форм собственности.
- Отказ в предоставлении льготы.
Личные интересы могут быть нарушены не только государственными органами. Нередки случаи, когда нарушаются трудовые права гражданина. В подобных случаях не рекомендуется сразу обращаться с претензией в вышестоящие инстанции. Лучший способ решить конфликт с минимальными потерями - беседа с руководителем.
Личная или коллективная
Выделяют два основных вида претензий:
- Частная - подается от имени лица, права которого были нарушены.
- Коллективная - подается от имени 2-х и более лиц.
К коллективным обращениям всегда относятся с пристальным вниманием. Их никогда не игнорируют и всегда ставят на особый контроль.
Не стоит думать, что частные обращения бессмысленны. Правильно оформленная жалоба, смысл которой подкреплен законодательными нормами, принесет результаты.
Форма и содержание
Жалобы бывают устными и письменными.
Устное обращение уместно в основном в случаях обращения в диспетчерскую службу или в колл-центры крупных организаций. Для того, чтобы быть уверенным в том, что ваша претензия не будет проигнорирована, рекомендуем всегда уточнять контактные данные лица, которое приняло обращение к сведению, и порядковый номер обращения.
Письменная жалоба имеет ряд преимуществ. Однако, для положительно результата стоит учесть следующее:
- Обращение составляется в двух экземплярах. Один остается у адресата, другой - у заявителя.
- На копии, которая остается у заявителя необходимо ставить отметку о получении.
- Если нет возможности лично передать копию обращения в нужную организацию, воспользуйтесь услугами почты или курьерской доставки.
Законом не предусмотрен четкий регламент оформления жалобы. Однако при написании следует руководствоваться нормами деловой переписки.
Обычно структура обращения состоит из:
- Реквизиты сторон (иными словами, “шапка”).
- Описание проблемы.
- Требования заявителя.
- Дата и подпись заявителя.
Рассмотрим детально каждый пункт.
Реквизиты сторон
В “шапке” указывается наименование сторон, их адреса и контактные данные. Узнать точные контактные данные адресата можно либо на сайте организации, либо на любом официальном документе, который выдавала данная организация (например, приходно-кассовая накладная).
Реквизиты заявителя также должны быть прописаны в обращении. Обязательно указывайте актуальный номер телефона. Если жлоба носит коллективный характер, в качестве заявителя указывается один человек, от имени которого подается заявление.
Основная часть и описание проблемы
Текст жалобы составляется в соответствии с нормами деловой переписки. Недопустимо использование ненормативной лексики и чрезмерно эмоциональных высказываний. Однако, стоит учесть, что жалоба, написанная в разговорном стиле, не может быть отклонена. Все обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению. Исключение - анонимные заявления.
Претензии заявителя должны быть подкреплены законодательными нормами. Но данное требование не является обязательным. Многие граждане не владеют достаточным объемом знаний в области права. Поэтому допускается изложение претензий заявителя без ссылки на статьи нормативных актов.
Приложения и показания свидетелей
Доказательные документы необходимы случаях, когда жалоба является следствием грубого нарушения прав заявителя. В тексте претензии необходимо в обязательном порядке указывать перечень этих документов в виде нумерованного списка.
Список свидетелей также указывается отдельным приложением к основному тексту жалобы. Помимо ФИО свидетелей, необходимо прописать их контактные данные (адрес места жительства и номер телефона).
Куда направить жалобу
Законодательством определен перечень государственных подразделений, в которые человек может обратиться с письменной жалобой. К ним относится:
- Органы прокуратуры.
- Инспекция по труду.
- Роспотребнадзор.
- Федеральная антимонопольная служба.
- Жилищная инспекция.
Выбор о��ганизации зависит от конкретной ситуации.
Юристы компании "Врата закона" бесплатно проконсультируют Вас по любому вопросу, связанному с составлением документов и подготовке жалоб, все чётко объяснят, рассмотрят уже имеющиеся документы, помогут определить правовую позицию по Вашему вопросу и разрешить спор, не пропуская сроков исковой давности.