Задача: попробуйте определить риск перевозки груза
Оценка рисков в грузоперевозках — дело логики и здравого смысла. Так считают почти все предприниматели, которые приходят к нам за страховкой. Давайте на практике проверим, так ли это.
Вот три ситуации и три вида груза — все они реальны, кейсы мы взяли из наших страховых договоров. Стоимость каждого груза — несколько миллионов рублей.
1. Фура с айфонами. Едет по маршруту Питер–Москва
2. Открытая платформа с авиационным двигателем. Едет по Хабаровскому краю
3. «Газель» с эксклюзивной итальянской сантехникой. Едет по Подмосковью
Оцените по 5-балльной шкале риски:
- Кража/угон
- Повреждение груза в ДТП
- Катастрофическое ЧП (груз или поврежден без возможности восстановления, или полностью утрачен).
За 5 возьмем высокую вероятность реализации сценария, 4 – вероятно, 3 – средняя вероятность, 2 – маловероятно и 1 – крайне маловероятный исход.
Получилось?
Давайте проверим, насколько ваши оценки соответствуют реальному положению дел.
Как думают предприниматели?
Владельцы малого и среднего бизнеса, которые обычно не страхуют грузы добровольно, рассуждают примерно так:
1. Фура с айфонами. Санкт-Петербург–Москва
- Кража/угон — 2 из 5, маловероятно
Трассы М10 и М11 хорошие — федеральные, местами платные, освещенные. Организованы охраняемые стоянки для фур, расстояние между городами можно преодолеть за день. Риски угона фуры или кражи товара крайне малы.
- Повреждение груза в ДТП — 5 из 5, высокая вероятность
Риск ДТП довольно велик, ведь трассы новые и скоростные. Айфоны — товар хрупкий, могут не пережить столкновения или опрокидывания фуры.
- Катастрофический сценарий — 1 из 5, крайне маловероятно
Полная утрата товара, пожар, серьезное ДТП (например, машина падает с моста или съезжает в реку) — самые дорогие риски. Но вероятность их наступления крайне мала.
2. Открытая платформа с авиационным двигателем. Хабаровский край
- Кража/угон — 5 из 5, высокая вероятность
Самолетный двигатель — вещь дорогая и эксклюзивная. Платформа для перевозки открытая, охраны нет. Едут по Дальнему Востоку. Риски потери груза максимальны.
- Повреждение груза в ДТП — 5 из 5, высокая вероятность
Даже мелкое ДТП может серьезно повредить конструкцию двигателя. После этого восстановить его будет невозможно или это будет дорого стоить. Риск максимален.
- Катастрофический сценарий — 5 из 5, высокая вероятность
Кража, ДТП, сход платформы с трассы с опрокидыванием. Любой из сценариев довольно реален, учитывая вид груза и регион.
3. «Газель» с эксклюзивной итальянской сантехникой. Московская область
- Кража/угон — 5 из 5, высокая вероятность
Итальянская сантехника — дорогой продукт, «Газель» гораздо проще угнать, чем фуру. Риски максимальны.
- Повреждение груза в ДТП — 3 из 5, средняя вероятность
Риск есть, только если «Газель» опрокинется. Опрокинуть груженую машину довольно сложно, а в Подмосковье круглосуточно пробки, разогнаться до опасно высокой скорости водитель вряд ли сможет. Риск есть, но он невелик.
- Катастрофический сценарий — 3 из 5, средняя вероятность
Пожар или крупное ДТП, например, когда машина слетела с моста или упала в водоем, — вероятность таких сценариев есть, но небольшая.
Как на самом деле?
Вроде бы оценки верны, сценарии продуманы и расчеты соответствуют реальности на дорогах. В отсутствии логики и здравого смысла предпринимателей не упрекнуть. Только реальные риски грузоперевозок на практике выглядят совсем иначе:
1. Фура с айфонами. Санкт-Петербург–Москва
- Кража/угон — 5 из 5, высокая вероятность
Если у вас в рейсе фура с айфонами — считайте, что ее уже угнали. Дело в том, что угоны и крупные кражи в России — это не бандитский промысел, а хорошо организованный системный бизнес. Здесь работают профессионалы, которые творят чудеса. В нашей практике был случай, когда фуру с оргтехникой разгрузили на полном ходу (каскадеры из «Форсажа» отдыхают). Так что качество трассы и безопасность дорожной инфраструктуры значения не имеют, как и опыт водителя. Риск утраты груза максимальный. И страховка будет стоить недешево.
- Повреждение груза в ДТП — 2 из 5, маловероятно
А вот риски ДТП, напротив, достаточно низкие. Даже если фура перевернется, все айфоны разом вы не потеряете. Да, упаковка пострадает. Но этот риск можно нивелировать дополнительными креплениями груза.
- Катастрофический сценарий — 5 из 5, высокая вероятность
Угон или «тотальный разгруз» — реальные риски, которые полностью избавляют вас от перевозимого товара (и фуры, заодно). Еще один дорогой риск — пожар. Звучит странно, но 20-тонники горят очень часто. Мы как-то выплатили 3 млн рублей за сгоревшую фуру, которая ехала из Новосибирска в Барнаул.
2. Платформа с авиационным двигателем. Хабаровский край
- Кража/угон — 1 из 5, крайне маловероятно
Самолетный двигатель действительно стоит дорого, но красть его при этом бессмысленно — перепродать такой силовой агрегат можно разве что обратно владельцу. Более того, угнать многотонную платформу с грузом довольно сложно. В итоге получаем минимальный уровень риска. А если за платформой едет машина сопровождения — риск кражи/угона равен нулю.
- Повреждение груза в ДТП — 1 из 5, крайне маловероятно
ДТП с тяжелой платформой обычно приносит максимальный ущерб третьим лицам, сказывается простота и тяжеловесность конструкции. Двигатель самолета на таком постаменте занимает сравнительно мало места и риск его повреждения в ДТП невелик. Более того, агрегат закреплен на платформе специальным образом, что также снижает риск ущерба. Остаются ситуации схода спецмашины с трассы и переворота, и они также маловероятны: платформы едут медленно и крайне редко переворачиваются.
- Катастрофический сценарий — 1 из 5, крайне маловероятно
Двигатель можно утратить в крупном ДТП, в результате кражи и в случае переворота платформы — все три сценария крайне нетипичны и маловероятны.
3. «Газель» с эксклюзивной итальянской сантехникой. Московская область
- Кража/угон — 2 из 5, маловероятно
Итальянская сантехника — это красиво, дорого, но нужно, обычно, только конечному заказчику. Угонщиков гораздо больше интересует оргтехника и стройматериалы, а не банный эксклюзив. Так что риски небольшие.
- Повреждение груза в ДТП — 5 из 5, высокая вероятность
Как правило, сантехнику в «Газель» набивают под завязку. Заводская упаковка поможет пережить транспортировку, но не ДТП. Даже мелкая авария здесь чревата потерей половины груза. К тому же стоит учесть: эксклюзивную раковину со сколом или золотой унитаз с трещиной заказчик не примет даже со скидкой. Причем, дополнительной упаковкой тут проблему не решить: будет удар — будет ущерб. Риски максимальны.
- Катастрофический сценарий — 5 из 5, высокая вероятность
ДТП, возгорание и даже ошибки в креплении груза — все это риски, которые могут реализоваться с большой вероятностью. Причем, управлять ими довольно сложно. Выгоднее застраховать. Кстати, в полис можно включить и расходы по спасанию груза и уменьшению размера убытка. Подробнее — у нас на сайте.
Опыт, который лучше не получать
Понятно, что риски на практике не оцениваются по 5-балльной шкале, в страховании применяется многофакторная математическая модель, в которой учитываются модели авто, количество водителей, детали маршрута, характеристики груза, погодные условия региона и другие факторы.
Даже если ваши предположения относительно рисков укладываются в канву логики и опыта, они не всегда могут быть верны. А некоторые гипотезы в реальности лучше вообще не проверять. Замечали ли вы легковые автомобили, часто следующие за фурами? Как правило, это хозяева груза или их представители, которые пережили утрату машины и больше так не хотят. Страховка у них теперь тоже есть, о рисках можно не беспокоиться. Вот только полученный опыт уже не вернешь…
СПАО “Ингосстрах”Лицензии ЦБ РФ на осуществление страхования: СИ №0928, СЛ №0928, ОС №0928-03, ОС №0928-04, ОС №0928-05 и на осуществление перестрахования ПС № 0928, выданные 23.09.2015 и ОС №0928-02 от 25.12.2019, все лицензии без ограничения срока действия.