Что умеет суперприложение Mail.ru — и как мы его разрабатывали
Mail.ru объявила о запуске суперприложения на основе Почты для всех пользователей. В нем есть быстрый доступ к голосовому помощнику Марусе, Календарю, Задачам, Облаку и Видеозвонкам.
Создание почтового суперприложения — еще один шаг к объединению продуктов в рамках экосистемы компании. Обновленная Почта позволит решать повседневные задачи, быть в курсе новостей, управлять своими данными и аккаунтами внутри сервисов экосистемы.
О том, как шло создание новой версии, — в рассказе команды Mail.ru.
Зачем пользователям почты другие сервисы
Почта Mail.ru давно помогает людям решать личные и рабочие задачи. Сама работа с письмами — это ее ядро, которое воспринимают неотрывно от других инструментов продуктивности: Облака для хранения файлов или Календаря для планирования времени. В прошлом году мы запустили сервис Задачи, который помогает не забыть важные дела, и Видеозвонки, чтобы облегчить общение во время изоляции. Приложение, в котором эти сервисы удобно объединены, — очередной шаг в предоставлении нашим пользователям лучшего способа не упускать важные дела и управлять рутиной внутри экосистемы.
Важным моментом для нас стало то, что пользователь получает разный опыт, работая с Почтой на компьютере и на смартфоне.
Веб-версия проектировалась как портал: человек открывает Mail.ru и видит количество новых писем, Новости, встречи в своем Календаре и другие сервисы. В приложении такого не было — и это разрывало целостность взаимодействия с продуктом. Люди сами это замечали и даже писали нам об этом.
Мы стремимся к тому, чтобы все инструменты и нужная информация были под рукой у пользователя с любых устройств и в любое время.
Из этого вырос список задач для нашей команды:
- Выбрать сервисы, которые будут самыми полезными для пользователей приложения Почты, и сделать доступ к ним быстрым и простым.
- Дать каждому пользователю персональный инструмент продуктивности. Поэтому мы добавили возможность выбирать, какие сервисы и в каком порядке расположены в суперприложении.
Сохранить быстрый доступ к смене аккаунта. Многие наши пользователи имеют больше трех почтовых аккаунтов, и им важно быстро переключаться между ящиками.
- Постараться не менять интерфейс радикально и оставить возможность возвращения к предыдущей версии Почты, чтобы не вызвать дискомфорт у постоянной аудитории — ведь последний существенный редизайн нашего приложения был не так давно.
Больше всего я переживал о том, чтобы максимально сохранить паттерны, которые уже стали привычными для пользователей. Нашим продуктом пользуются миллионы людей, и многое в его интерфейсе они делают на автомате.
Исследования и подготовка к разработке
В Mail.ru Group большая юзабилити-лаборатория. Есть три исследователя, занимающихся исключительно Почтой. Это команда, которая помогает проверять гипотезы, тестировать новые интерфейсы и узнавать, как люди пользуются продуктом.
Приступив к задаче по расширению почтового приложения, мы не обошлись одним исследованием. Мы прошли полный цикл — от изучения пользователей до юзабилити-тестов. Анализировали потребности и ожидания людей, проверяли, какие решения лучше воспринимаются.
В формате интервью мы спрашивали, как респонденты представляют себе приложение-помощника и что думают об этой концепции.
Ключевыми инструментами для такого приложения, по мнению респондентов, являются Почта, удобный доступ к файлам и заметкам и решения для планирования: календарь и напоминания.
Опросы показали, что только 5% респондентов не хотели бы видеть в Почте никаких дополнительных сервисов.
Кажется, что это не так много, но учитывая, что Почтой Mail.ru активно пользуются 50 миллионов человек в месяц, мы решили добавить возможность настраивать список доступных сервисов и порядок отображения — а еще возможность вовсе их выключить.
Гипотезы в интерфейсе и их проверка
В задачах с высокой степенью неопределенности один дизайнер не всегда может попасть в правильный для продукта результат. В таких случаях мы проводим хакатоны среди дизайнеров. Хакатон — это возможность дать волю самым абсурдным идеям, понимая, что большинство из них потом придется убить, но чем шире этап исследования, тем больше гипотез можно просмотреть.
В среднем в хакатонах участвует группа дизайнеров от четырех человек. Особенно хорошо показала себя практика привлекать к хакатонам дизайнеров из других команд. Они не знают продукт так досконально, не имеют привязанности к нему и часто предлагают новые или неожиданные вещи.
В этот раз мы сфокусировались на навигации в новом приложении. Нужно было в несколько раз увеличить его функциональность, не сломав при этом значимые пользовательские привычки и сценарии.
В этом хакатоне участвовало шесть дизайнеров, каждый из которых принес по несколько идей. Мы подробно разобрали каждую из них и выбрали фаворитов, над которыми продолжила работу команда дизайнеров Почты.
В финал попало две гипотезы по навигации: с расположением сверху и снизу. Возможность выбрать окончательный вариант мы предоставили пользователям — и снова пошли в юзабилити-лабораторию.
Чтобы изучить восприятие и удобство обеих версий навигации, мы провели серию юзабилити-тестов. Участники работали с прототипами и выполняли в них одинаковые задания, с которыми могли бы столкнуться в жизни: например, посмотреть свои встречи на сегодня, записать, что нужно не забыть купить антисептик, найти нужное письмо и так далее.
Мы заметили забавную тенденцию: пользователи часто отдавали свои симпатии той версии, которую они видели на тесте первой.
Технические характеристики выполнения заданий, такие как время и количество действий до результата, оказались более показательными.
Легче выполнялись в варианте с верхней навигацией. На мой взгляд это произошло потому, что все ключевые элементы интерфейса остались на своих местах. Написанием письма, быстрой сменой аккаунта и выбором папок ежедневно пользуется огромное количество людей, и им не придется переучиваться. Кроме того, переключение между сервисами в рамках сессии происходит реже, чем навигация внутри каждого сервиса. Таким образом мы добавили больше возможностей, не усложнив работу с приложением.
Юзабилити-тесты помогают определить, насколько наша логика понятна для других людей. Очень часто то, что кажется дизайнеру очевидным, на тесте оказывается проблемой для пользователя — и наоборот.
Мы ходим почти на все тестирования наших интерфейсов. Это помогает лучше чувствовать людей, для которых мы создаем Почту. Кроме того, прямо в процессе теста мы часто правим что-то в самом прототипе.
Во время второй итерации тестов мы сфокусировались на дополнительной проверке выбранного типа навигации: респонденты решали еще больше новых задач с ее помощью. Кроме того, во второй итерации мы более подробно тестировали каждую из частей приложения, пока твердо не убедились, что задуманный дизайн решает поставленные задачи.
Процессы и координация команд
Всего над проектом трудилось 75 человек: команда Почты и участники от других сервисов, вошедших в обновленную версию приложения, например, команда голосового помощника Маруси.
Команды, отвечавшие за вкладки, сами определяли, какие из функций их продуктов представляют наибольшую ценность для пользователя — а команда Почты следила за тем, чтобы эти фичи были консистентно вписаны в приложение. Это непрерывный итеративный процесс, который продолжается и после релиза.
Например, мы продолжаем межкомандные еженедельные встречи по проектированию решений и статусам задач.
Нам пришлось поменять устоявшиеся процессы. Мы отказались от привычных инструментов планирования в пользу менее функциональных, но более гибких.
Например, мы использовали легкий Trello вместо привычной Jira на этапах, когда скорость была важнее формализации процессов. Но самым сложным было перестроить подход к разработке в команде — теперь мы создавали не отдельное приложение, а платформу для интеграции нескольких сервисов, которой пользуются другие разработчики компании.
Приложение получилось сделать в рекордно сжатые сроки: от начала разработки до выпуска первой beta-версии для внутреннего использования прошло меньше двух месяцев.
Нашей основной целью было, чтобы получившийся продукт соответствовал жестким SLA Почты по Сrash Free, скорости запуска и другим техническим требованиям. Нам удалось распределить нагрузку между командами разработки и тестирования и выполнить основную цель на запуске: продукт был стабилен.
Мы стремились сделать запуск понятным для пользователей и одновременно иметь контроль над переходом на новую версию для всей пользовательской базы. Нам было важно обезопасить наши сервисы от непредвиденной нагрузки, а пользователей — от возможных ненайденных нами ошибок. Для этого мы научились гибко и без перевыпуска приложения, настраивать то, какие вкладки доступны для включения и покрыли всё приложение метриками, которые помогают нам понять как идет процесс перехода на новую версию.
Самый большой вызов, с которым столкнулась наша команда — перестроить парадигму от «Мы делаем веб-сервис» к «Мы разрабатываем часть мобильной платформы».
Чтобы ускорить работу в условиях дефицита мобильных разработчиков, мы решили переиспользовать веб-приложения Календаря и Задач, а не создавать их в нативе с нуля.
Это позволило сделать почти нативный UX и, судя по отзывам, упростить жизнь многих пользователей.
тестирования iOS
тестирования Android
На старте команды тестировали свои вкладки в изолированной среде, в тестовом приложении. Затем все вкладки собирались в одно приложение на основе Почты и проводилось регрессионное тестирование обеих версий, с выключенным и включенным режимом вкладок. Были написаны и запускались автоматизированные UI-тесты.
Мы осознанно пошли на дорогое тестирование в несколько этапов, поскольку для нас было крайне важно, чтобы пользователи не столкнулись с нестабильной функциональностью в повседневной работе в своей любимой Почте. Когда мы стали довольны качеством и выпустили суперприложение, мы разделили ответственность на несколько команд тестирования. Core-команды iOS и Android обеспечивают качество почтового клиента и отвечают за весь продукт в целом, команды сервисов отвечают за тестирование своих вкладок, но теперь в рамках единого приложения.
Команды постоянно работали и работают вместе над дополнением тестовой документации для того чтобы качество продукта было на высоте.
Что получилось
Мы дали каждому пользователю персональное пространство для личных и рабочих задач с возможностью настроить все сервисы под себя. Почта теперь помогает не упустить важную информацию и не забыть о важных делах. При этом она остается безопасной и технологичной: мы защищаем пользователей от спама, мошеннических рассылок и предупреждаем о небезопасных ссылках и подозрительных действиях.
Пользователи, активировавшие новую версию, остаются на ней, и их частота взаимодействия с продуктом растёт.
Опросы таких людей подтвердили удовлетворенность обновлением. Использование не-почтовых сервисов в приложении выросло более чем в 10 раз.
С учетом кардинальности изменений, это большой успех. Обычно люди не очень рады редизайну больших и часто используемых продуктов.
Мы продолжим развивать сервисы личной продуктивности вокруг Почты, опираясь на обратную связь во время бета-тестирования. Планируем выпускать обновления постепенно, чтобы у людей было время попробовать каждую функцию и привыкнуть к ней.
Улучшения и эксперименты в интерфейсах наших приложений происходят часто. Если хотите пробовать их первыми, присоединяйтесь к бета-сообществу Mail.ru.