Инвесторы разлюбили ИИ. Поднимется ли технология со Дна точки разочарования
После шумной вечеринки с излишествами наступает похмелье — это закон природы. После бурного хайпа вокруг AI с начала года, сейчас у инвесторов то же самое неприятное состояние (это еще называют отходняк).
В технобратстве Кремниевой долины последние несколько недель были трудными, но ИИшники (назвала по аналогии с айтишниками) уже заявили, что это всего лишь закономерная фаза в цикле хайпа.
Все больше инвесторов переживают, что вложения в ИИ-технологии не принесет ожидаемых больших денег. В июле акции компаний-лидеров в разработке AI достигли пика и сейчас упали на 15%, рапортует The Economist. По данным Census Bureau только 4.8% американских компаний используют ИИ в производстве и сервисе, в начале года этот показатель был 5.4%. И примерно 5% компаний намерены использовать ИИ-технологии в следующем году — как-то не очень похоже на взрывной рост.
В Кремниевой долине над ИИ-скептиками смеются и приводят теорию «цикла хайпа» (в русскоязычной техлитературе используется термин Цикл зрелости технологии).
В теории развитие технологии проходит пять фаз:
- Инновационный триггер. Период когда общество знакомится с новой технологией и начинается оживленное обсуждение.
- Пик завышенных ожиданий. Время иррациональной эйфории и чрезмерных инвестиций. Классический пример — железная дорога. Железнодорожная лихорадка охватила Британию в позапрошлом веке и в расчете на высокую прибыль в акции ЖД вкладывались практически все, включая Чарльза Дарвина.
- Дно точки разочарования. Инвесторам сообщают о невысокой производительности и низкой окупаемости инвестиций. Настроение публики испорчено. В худшем случае на фондовом рынке пузырь и даже крах.
- Склон просветления. Адепты технологии продолжают работу, в обществе начинают понимать, как адаптировать инновацию в производстве или сервисе.
- Плато производительности. Возвращаясь к примеру с ЖД, используя капитал, привлеченный во время Пика завышенных ожиданий железнодорожные компании построили рельсы, соединив Великобританию сверху донизу и преобразовав экономику. Цикл ажиотажа завершился.
По циклу хайпа развивался интернет. Некоторые экономические обозреватели полагают, что то же самое произойдет с ИИ.
«Идет дорогостоящее строительство масштабной инфраструктуры, за которым последует мощный крах, когда люди поймут, что на самом деле не знают, как продуктивно использовать ИИ, — рассуждает экономический комментатор Ноа Смит. — А затем медленное возрождение».
Звучит красиво и обнадеживающе. Но только если не задаваться вопросом, а как часто технологии развиваются по закономерностям Цикла хайпа. Например, облачные технологии и соцсети развивались прямолинейно. Инвестор Майк Маллани восемь лет назад провел собственное исследование и пришел к выводу, что полное развитие технологии по циклу хайпа — редкость и 6 из 10 инноваций так и не поднимаются со Дна точки разочарования.
Что касается именно ИИ, то технология уже пережила две «зимы» (период спада интереса публики и инвесторов — в 1970-х и 1990-х годах) и сейчас американские экономисты оживленно говорят о третьей.
«Сейчас задача крупных технокомпаний — доказать, что ИИ может что-то предложить реальной экономике, — заключает The Economist. — Но гарантий успеха никаких».
Ваше мнение? Я полагаю, эта третья зима будет для ИИ не последней.