Стратегическое планирование в России представляет комплексный процесс целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития как страны в целом, так и ее отдельных административных районов или отраслей экономики. Развитие территорий Дальнего Востока и Арктики плавно встраивается в эту систему, при этом обладая отдельными привилегиями, обоснованными необходимостью не просто сбалансированного развития, а именно опережающего развития, способного стимулировать к максимальному использованию всех конкурентных преимуществ данных территорий. В сфере социально-экономического развития Дальнего Востока по указанию Президента Владимира Путина была разработана и утверждена Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, которая задает целевые ориентиры для ускоренного экономического роста, технологического развития и повышения качества жизни населения. Данного типа документ стратегического планирования не разработан более ни для одной территории России. Ранее были утверждены и действуют до сих пор Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и государственная программа "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа". В части демографического развития реализуется Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года (также отмечу, что ни для одного другого региона России такого документа нет). Для Арктики основополагающими документами являются Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года и Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Вышеуказанные документы распространяются на все территории Дальнего Востока и Арктики России. Напомню, что российский Дальний Восток – это 11 регионов; а российская Арктика – это полные 4 региона и отдельные северные муниципальные единицы. И между обеими территориями имеются пересечения. Для регионов и муниципалитетов также предусмотрены собственные документы стратегического планирования, которые встраиваются в общую иерархию: стратегии и прогнозы социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды. Отдельно стоит отметить новую систему пространственного развития, пилотной территорией для апробации которой опять выступили агломерации Дальнего Востока и Арктики. Мастер-планы развития агломераций призваны усилить градостроительное планирование сбалансированным пространственным развитием, учитывающим мероприятия вышестоящих документов стратегического планирования. Концепция развития дальневосточных приграничных территорий, помимо внутренних социально-экономических аспектов развития, фокусируется также на создании условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через границу. Все указанные документы отвечают принципам стратегического планирования, а именно: синхронизируются между собой, работают в системе и подлежат актуализации. В рамках поддержки бизнеса и привлечения инвестиций также разработан широкий ряд инструментов поддержки: территории опережающего развития, преференциальный режим резидента Арктической зоны, свободный порт Владивосток и другие. Есть механизм дальневосточной концессии, работающий на базе государственно-частного партнерства, где частная сторона-инвестор получает гарантийные обязательства от публичной (государственной) стороны на возврат инвестиций от источников использования инфраструктуры, являющейся объектом соглашения. По многим из указанных документов заканчивается срок, поэтому ждем разработки новых программ и концепций, а также готовимся мониторить план-факт. Не лонгриды можно читать в моем телеграмм канале @digital_scientist или в профиле в тенчат.