Что наиболее важно для инвестиционной компании: поиск проектов или инвесторов
Первую половину своей деятельности в инвестиционной сфере, я искренне считал, что для инвестиционной компании важнее всего привлечь финансовые ресурсы. Поэтому стремился нарастить «капитал» из деловых связей с состоятельными инвесторами, которых можно привлечь в проекты.
Но со временем убедился в том, что денег всегда больше, чем качественных проектов. Поэтому нужно подбирать инвесторов под проекты, а не наоборот. К такому выводу я пришёл, когда стал акцентировать внимание на поиске и аналитике потенциальных инвестиционных проектов. Я проводил множество встреч, общался с собственниками, постепенно собирал пул критериев оценки проектов.
Вот некоторые из критериев:
- финансовые показатели компании
- устойчивость бизнес-модели
- уровень потенциала к развитию
- заинтересованность собственника в развитии компании
- уровень его вовлеченности в бизнес
- степень компетентности в нише
- законность деятельности
- целостность и эффективность корпоративной культуры (ценности, миссия компании, обучение сотрудников и тд)
- команда и топ-менеджмент (компетентность, преданность компании и прочее)
Такой подход полностью оправдал себя. Он позволил оптимизировать процесс отбора и оценки компаний. И это позволило среди сотен потенциальных вариантов давольно быстро находить максимально перспективные для инвестиций компании.
А для проектов, с сильной командой, под руководством компетентного собственника и управленцев, делающие качественный продукт, найти инвесторов не составляло труда. Они появлялись будто сами по себе. Но мы то знаем, что просто так ничего не бывает. Всё логично и закономерно.
Почему многие проекты не могут найти инвесторов? Потому что большинство предложений звучат, как будто их составляли школьники. Если утрировать, то примерно так: «Дайте денег, идея топ, заработаете x10». Никого не хочу обидеть, но увы, это реальность. А состоятельные люди никогда не воспримут такое предложение всерьез.
Именно это и есть одна из наших задач, как инвестиционной компании. Мы подготавливаем проекты, в которых будет всё прозрачно и понятно. Что, кто, сколько и когда получит, кто и за что несёт ответственность, какие действия планируется осуществляться для достижения результатов. Что будем делать, если возникнут сложности.
А теперь представьте, что вам предлагают вложить деньги в два проекта. Всё, что вы знаете о первом проекте, это то что ему нужны ваши деньги. И второй вам презентуют в подробностях, как в предыдущем абзаце. Даже не вижу смысла спрашивать, какой проект вас заинтересует и вызовет наибольшее доверие.
Какой вывод мы можем сделать. Систематизированная, глубокая и всесторонняя оценка проектов даёт возможность ускорить процесс отбора компаний. И находить среди них те, что будут обладать наибольшим потенциалом к росту и принесут наибольшую доходность. Это позволяет сделать упаковку инвестиционных проектов привлекательной для инвесторов, и упрощает процесс привлечения инвестиционного капитала.
И в заключении хочу добавить. Для спортсмена важны обе ноги, но необходимо определить какая из них толчковая. Так и при выборе, что искать в первую очередь: проекты или инвесторов. И то, и другое важно, но проекты, это и есть та самая «толчковая нога», точка опоры для успешного старта