Акции это просто? От выпуска до IPO
Большинство начинающих инвесторов выбирают именно акции для первых шагов на фондовом рынке. Вероятно, из-за кажущейся простоты и возможности быстро увидеть результат. Акции действительно очень просто купить. О них охотно пишут все финансовые СМИ и блогеры. Новостные ленты пестрят обзорами событий в компаниях, акции которых торгуются на биржах и графиками цен на их акции. В Сети полно рекомендаций о покупке тех или иных акций. Брокеры активно предлагают своим клиентам вложения именно в акции.
По количеству сделок, оборотам на бирже и ликвидности акции в лидерах среди инструментов фондового рынка. Благодаря высокой активности инвесторов цены на акции непрерывно и активно изменяются, порой на десятки процентов в течение дня (это называется высокая волатильность) и удачливый инвестор может быстро увидеть прирост стоимости своих вложений. Или получить убыток.
Так ли просты акции для начинающего инвестора на самом деле? Ведь часто происходит так, что инвестор, не совсем удачно торгуя какое-то время акциями, получает ощутимый для себя убыток, «обжигается», разочаровывается в этом занятии и теряет интерес к инвестированию надолго, если не навсегда. Несмотря на кажущуюся простоту акции далеко не самый легкий и один из самых рискованных инструментов для инвестиций.
Что такое акции и откуда они берутся
У любой компании есть такая штука как уставной капитал. Грубо говоря, это деньги, которые вносят в компанию её учредители. Если компания является акционерным обществом, то её уставной капитал выпускается в виде акций, которые распределяются между учредителями пропорционально их вложениям. Владельцы компании сами решают какое количество акций будет выпущено.
К примеру, владельцы решили внести в уставный капитал компании 1 миллион рублей и оформить этот капитал в виде 1 тысячи акций. Тогда номинальная стоимость одной акции будет 1 000 рублей. Получается, что капитал компании «разделен» на 1 тысячу акций. Благодаря такому «разделению», акционеры получают возможность при желании или в случае необходимости продать не всю компанию целиком, а только какую то её часть (долю) в виде акций.
Конечно, владельцы продают акции своей компании не по их номинальной стоимости. Для этого оценивается рыночная стоимость компании, то есть сумма, за которую теоретически эту компанию можно было бы купить или продать целиком. А она получается если умножить рыночную стоимость 1 акции на их общее выпущенное количество. Это называется рыночная капитализация компании.
Купив одну или несколько акций, инвестор покупает долю в уставном капитале компании, то есть становится ее акционером. Это дает ему право получать долю от прибыли компании в виде дивидендов, участвовать в собраниях акционеров, получать выгоду от успешного развития компании в виде роста стоимости ее акций. А также почувствовать на себе горечь финансовых потерь, если дела у компании пойдут не очень и её рыночная стоимость обвалится и претендовать на долю в стоимости имущества компании в случае ее банкротства.
Какие бывают акции
1. Обыкновенные акции:
- Дают право на участие в голосовании на общих собраниях акционеров.
- Платят дивиденды, если компания решит их распределить (но это не гарантировано).
- В случае ликвидации компании акционеры получают свою долю после того, как будут погашены все долги компании (это делает их более рискованными).
2. Привилегированные акции:
- Обычно не дают права голоса, но обеспечивают акционерам приоритетное право на получение дивидендов.
- Дивиденды по привилегированным акциям обычно фиксированные и выплачиваются первыми.
- В случае ликвидации компании владельцы привилегированных акций получают свои деньги до владельцев обыкновенных акций.
IPO
На ранних этапах развития компании ее акции распределяются между первыми владельцами - теми, кто вкладывается в создание и развитие бизнеса компании. Обычно это основатели, частные инвесторы (так называемые ангелы) и венчурные компании или фонды.
Чтобы купить акции такой компании нужно заключить сделку непосредственно с владельцем по какой-то устраивающей всех цене. Очевидно, определить справедливую цену акций на этом этапе непросто.
Для того, чтобы оценка компании стала более прозрачной и любой желающий мог купить долю в компании, ее акции должны находиться в свободном обращении и быть допущены к торгам на какой-либо фондовой бирже. Другими словами, компания должна стать публичной. Для этого часть акций компании продается неограниченному кругу инвесторов. Это называется IPO (Initial Public Offering или первое публичное размещение).
Для IPO могут быть либо выпущены дополнительные акции (тогда количество акций в уставном капитале увеличивается) либо владельцы могут продать часть своих акций.
Далеко не все, даже очень крупные, компании являются публичными. К примеру такие известные компании как IKEA или Mars являются частыми и не торопятся выходить на IPO. Ведь продавая часть своих акций владельцы компании «пускают» в акционеры толпы розничных инвесторов, с которыми нужно будет делиться прибылью компании и отчитываться перед ними.
Зачем же компании идут на IPO? Есть несколько основных причин:
- Компании нужны деньги для дальнейшего развития, а использовать заемный капитал она по каким-либо причинам не хочет или не может
- Для дальнейшего развития и позиционирования на рынке компании выгодно стать публичной
- Компания вышла на тот уровень развития, когда акционеры (либо ранние инвесторы) больше не ждут от нее взрывного роста (зрелость компании)
- Акционеры хотят повысить ликвидность акций компании
- Акционерам нужны деньги на другие проекты
- Компании нужны деньги для погашения ранее взятых долгов
Среди перечисленных причин есть условно хорошие и не очень. Если причины кроются в том, что у компании есть финансовые проблемы и акционеры хотят использовать IPO как «костыль», они вряд ли будут об этом публично заявлять. Задача аналитиков и инвесторов разобраться в истинных причинах и сформировать независимый взгляд на перспективы компании. Для этого нужна абсолютно прозрачная отчетность компании до проведения IPO, а в реальной жизни с этим могут быть проблемы.
Сама процедура IPO проводится компанией не самостоятельно, а через организаторов - брокерские компании или банки. Организаторы оценивают общую стоимость компании. Исходя из этого, устанавливают диапазон цены, по которой акции будут предложены инвесторам. Далее собирают заявки от желающих принять участие в IPO и затем распределяют среди них акции.
Часть акций компании, поступивших в свободное обращение, называется free-float. Размер free-float принято указывать в процентах от общего количества акций компании.
Участие в IPO может оказаться потенциально прибыльным вложением, так как порой очень перспективные компании желают стать публичными. Зачастую, после IPO акции компании могут вырасти в разы. К тому же, IPO происходят сравнительно нечасто. Но рост стоимость акций после IPO не гарантирован! Очень внимательно нужно относится к определению цены, по которой имеет смысл покупать акции на IPO.
Организаторы и акционеры заинтересованы в «разогреве» интереса к размещению, чтобы продать акции по наиболее выгодной для них цене. Нередко это приводит к тому, что в процессе IPO цена необоснованно взлетает и инвесторы получают сильно переоцененные акции, которые затем резко падают в цене.
Кроме того, неплохо бы разобраться, почему компания выходит на IPO, не стремятся ли акционеры избавится от потенциально убыточного бизнеса, продав его по высокой цене. Об этом может свидетельствовать предложение слишком большой доли акций от акционеров или продажа акционерами своих акций вскоре после IPO.
Резюмируя сказанное в этом разделе: участие в IPO может быть сопряжено для инвестора с неопределенностью намерений владельцев компании и недостаточной прозрачностью в отчетности. Отсюда возникает риск получить акции по завышенной цене, которая упадет после IPO.
Продолжение серии:
Мой телеграм-канал про деньги, инвестиции и все, что с ними связано.