Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

Показываем на примерах, как правильно сформулировать конкретную и понятную цель.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

Всем привет! На связи команда таск-менеджера ЛидерТаск.

ЛидерТаск можно скачать на телефон и компьютер или установить коробочную версию на свой сервер.

Сегодня расскажем, как правильно ставить SMART-цели и какие инструменты в этом помогут.

Критерии метода SMART

Впервые про SMART написал в 1981 году Джордж Т. Доран — эксперт в области стратегического планирования. Суть метода в том, чтобы из абстрактного намерения сделать простую, понятную и конкретную цель.

SMART — это аббревиатура, которая обозначает 5 ключевых критериев для оценки поставленных целей: конкретность, измеримость, достижимость, значимость, ограниченность во времени.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

S — Specific — конкретная

Цель должна быть сформулирована конкретно и однозначно, то есть не допускать двояких толкований. Все участники процесса должны понимать сразу, что от них требуется.

В формулировке не должно быть абстрактных слов, например, «достаточно», «оптимально», «примерно». Она должна отвечать на вопрос «что нужно сделать?» и быть направленной только на один конкретный результат, а не на несколько.

Дополнительно можно указать способ достижения цели или необходимые инструменты.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

M — Measurable — измеримая

У цели должен быть KPI (ключевой показатель эффективности) — метрика, по которой можно оценить, удалось достичь цели или нет.

Он может выражаться в констатации факта достижения или недостижения цели — «да, сделано» или «нет, не сделано». Например, если вы ставили целью приобрести свое жилье, то оценить результат можно по тому, появилась у вас квартира или нет. Второй вариант — должен быть какой-то количественный результат. Например, была цель: увеличить продажи на 25%, а удалось только на 15%. Значит, цель не достигнута.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

A — Achievable или Attainable — достижимая

Цель должна быть достижима при имеющихся ресурсах. У критерия есть 2 нюанса:

  • Надо ставить реалистичные сроки. Например, вряд ли удастся за месяц увеличить объем продаж на 200%. А вот за квартал — вполне возможно.
  • При постановке целей нужно руководствоваться объективными данными: опытом прошлых периодов или анализом ситуации на рынке. Тот же пример с продажами: невозможно за месяц увеличить продажи на 100%, если последние полгода они росли в среднем на 15% в месяц.

Если ставить цели, которые сложно достичь, то это демотивирует человека или команду, и в следующие разы будет меньше желания стараться. Поэтому этот критерий очень важен. Но при этом цель не должна быть легко достижимой. Надо ставить амбициозные цели, чтобы приходилось прикладывать некоторые усилия для роста.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

R — Relevant — значимая

Этот критерий значит, что цель должна быть важной именно для вас или соответствовать курсу развития компании. Он отвечает на вопрос: «А нужно ли мне это все вообще?». Или это навязано желанием быть похожим на кого-то, мыслью, что все так делают, значит, и мне тоже надо.

Чтобы понять актуальность цели, нужно задать вопросы:

  • какие выгоды я получу в результате?
  • как эта цель соответствует моим глобальным жизненным целям и принципам?
  • что будет, если я не достигну цели?

Этот пункт очень важен, чтобы не слить силы и энергию на то, что фактически вам не нужно. Цель может быть конкретной, измеримой и достижимой, но совершенно неактуальной, поэтому ее нужно либо переформулировать, либо отказаться от нее.

В бизнесе цели должны приближать к достижению глобальной цели компании. Например, если организация хочет стать крупнейшим в России поставщиком медицинских изделий, ей не нужно направлять усилия для продажи своей продукции за рубеж.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

T — Time bound — ограниченная во времени

Целям важно ставить сроки. Если этого не делать, то ее выполнение будет постоянно откладываться, потому что найдется что-то более важное и срочное.

Срок должен быть разумным. Не надо давать месяц на то, что можно сделать за 2 недели, но при этом и сильно ужиматься по срокам тоже не стоит. Опирайтесь на объективные данные, например, на анализ, сколько времени в среднем уходит на подобные задачи, плюс несколько дней запаса в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

Примеры SMART-целей

Систему SMART можно использовать для достижения как бизнес-задач, так и личных. Давайте рассмотрим на примерах.

  • Личная цель

Написать книгу по копирайтингу объемом 500 страниц к июлю 2025 года. Я буду писать по 100 страниц в месяц. Благодаря этой книге я покажу свою экспертность и, следовательно, увеличу доход.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах
  • Бизнес-цель

Привлечь 10 новых клиентов за 3 месяца с помощью увеличения рекламного трафика. Это поможет в достижении глобальной цели — стать крупнейшим поставщиком товара N в регионе.

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

SMART VS GROW

GROW — это другая популярная методика постановки целей. Ее еще называют методикой коучинга. Впервые она была сформулирована в 1980-х годах английскими коучами.

Критерии метода GROW:

  • G – Goal — цель — что ты хочешь? На этом шаге нужно определить и четко сформулировать свою цель, обозначить точку Б.
  • R – Reality — реальность — где ты сейчас? Человек должен определить свою точку А, понять, на каком уровне находится сейчас. Кроме того, на этом этапе нужно оценить ресурсы, которыми сейчас располагаешь, и как их можно использоваться, чтобы прийти в точку Б.
  • O – Options — варианты (возможности) — что можешь сделать? На этом шаге нужно изучить все возможные пути для достижения цели. Не надо зацикливаться на том, насколько они правильны или рациональны. Главное — понять все возможности.
  • W – Will — намерения — что будешь делать? На этом этапе утверждается план конкретных действий для достижения цели.

И SMART, и GROW помогают ставить и достигать целей. Основное их различие — в методике. SMART сосредоточена на том, как сформулировать и оценить цель, тогда как GROW использует методы коучинга и помогает достигать своих целей путём выявления препятствий и разработки стратегий для их преодоления. Поэтому SMART чаще используют в бизнесе, а GROW — для решения личных задач.

Но важно отметить, что эти две системы отлично дополняют друг друга. Первый шаг в GROW — это постановка цели, и лучше всего сделать это по методике SMART.

Инструменты для работы с SMART-целями

Таск-менеджеры

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

Это эффективные инструменты для работы с целями, построенными по системе SMART. Они помогают более детально подойти к постановке цели и ничего не упустить.

В таск-менеджере можно создавать отдельные проекты под каждую цель и очень подробно их расписать: сделать описание, добавить чек-листы или вложения. В них можно легко отслеживать прогресс, например, смотреть, когда завершена та или иная задача. Возможность разбить большую задачу на мелкие подзадачи и поручить их разным исполнителям упрощает работу в команде. Кроме того, в таск-менеджере можно ставить дедлайны.

Электронные таблицы и диаграммы

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

Достаточно гибкие инструменты, особенно когда ресурсы ограничены. Google Таблицы или Excel легко адаптировать под любые цели и задачи. Можно создать таблицу, где каждая строка — это отдельная цель, а столбцы — ее описание, метрики для измерения прогресса, срок и статус. Простые формулы и функции позволяют автоматизировать подсчеты, а графики — наглядно отслеживать прогресс.

Простой пример использования таблицы:

Вы хотите накопить N-ную сумму для финансовой подушки безопасности за X месяцев. Можно создать таблицу, в которой строки будут соответствовать месяцам, а столбцы содержать информацию, какую сумму необходимо отложить в каждый месяц, и статус — получилось это сделать или нет.

Бумажный ежедневник или планировщик

Как метод SMART помогает достигать целей в бизнесе и личных делах

Несмотря на большой выбор электронных инструментов, кто-то предпочитает бумажный вариант за его простоту и свободу в оформлении: можно рисовать какие угодно графики и диаграммы, таблицы, писать информацию в том формате, котором удобно.

Кроме того, записывая цели от руки на бумаге, можно лучше воспринять и осознать информацию, так как работает не только визуальная, но и механическая память.

Ставьте цели по методу SMART в ЛидерТаске. В приложении легко отслеживать свой прогресс на пути цели — можно создать иерархию задач, а также посматривать завершенные задачи. Для целей и задач можно ставить сроки, добавлять напоминания и заметки.

22
11
Начать дискуссию