Пожар на складе маркетплейса: Алгоритм для продавца по возврату денег

Про пожар склада Вайлдберрис в Санкт-Петербурге уже сообщено из каждого утюга. Все посмотрели, почитали и, наверное, пообсуждали. Проанализирую ситуацию и дам рекомендации продавцам что делать с утраченным товаром.

Кто в ответе за утрату товара?

Вайлдберрис работает с продавцами по двум моделям и одна из них предполагает приемку товара продавцов на хранение, с последующей передачей товара покупателям. В главе 13.2. оферты ВБ для российского региона указано, что площадка оказывает услуги по хранению товара с момента поступления товара на склад и до его убытия.

Будем рассматривать ситуацию, что продавец передал товары маркетплейсу, маркетплейс их принял и хранил. Стандартная ситуация согласно договору, без нюансов в виде того, что продавец подал заявку на вывоз и не вывез в срок.

сделано в kandinsky by sber ai
сделано в kandinsky by sber ai

Если руководствоваться общими правилами ГК РФ, то хранитель отвечает за повреждение, недостачу и утрату вещей. Ответственность возникает если есть вина у хранителя. Вина может быть как при умысле, так и при неосторожности. Отсутствие вины должен доказывать хранитель.

Давайте предположим, что хранитель виноват. В таком случае он должен возместить вред.На этом моменте важно понимать состояние товара - утрачен, его недостает или он поврежден. Это будет влиять напрямую на размер компенсации.

Я понимаю, что пожар был серьезный и все уже поразмышляли о том, что ничего не уцелело, но состояние, наличие товаров необходимо установить так или иначе. Этим ВБ думаю занимается, вряд ли они будут суперлояльные и безусловно возместят стоимость товара.

Для расчета вреда необходимо применять правила об убытках, то есть возмещаются убытки в полном объеме если иное не предусмотрено договором или законом.

Я просмотрел оферту Вайлдберриса и не увидел, чтобы ответственность хранителя была ограничена. В них есть условие, что ответственность по услугам ограничивается 0,1% стоимости услуг, но из контекста документа и его структуры, к услугам хранения это правило не должно применяться. Если есть специальный документ у ВБ, то дайте ссылку в комментарии, почитаем.

При повреждении товара возмещается сумма, в размере которой понизилась стоимость товара. При утрате товара возмещается сумма в размере стоимости товара. Как понимаете, это не сумма продажи, а сумма закупки продавцом.

Действуем, чтобы вернуть деньги

Теперь понимаем, что маркетплейс будучи хранителем должен отвечать перед продавцом. Продавцам нужно определиться со следующим, чтобы начать действовать:

  • товар принят и был на хранении у маркетплейса;
  • товар поврежден или утрачен маркетплейсом;
  • определен размер убытков.

Когда предварительную информацию собрали, то можно действовать. Если продавцу не выплатили компенсацию или он с ней не согласен, то действовать придется активно. Ниже будет алгоритм с разъяснениями для продавцов.

сделано в kandinsky by sber ai
сделано в kandinsky by sber ai

Алгоритм:

  • От вас зависит скорость возврата денег. Для начала необходимо принять решение, что нужно вступить в коммуникацию с площадкой. Делать это скорее всего придется в 2 этапа – через претензионную работу и суд.
  • Когда решение принято, вам необходимо собирать доказательства. В первую очередь это фиксация взаимоотношений с площадкой, что имеете статус продавца на площадке. Остальная часть касается товара, передачи и его хранения.
  • Необходимо зафиксировать всю информацию в личном кабинете. Базово это сделать скриншоты личного кабинете по заявкам на отгрузку товара и его приемку, а также остаткам на дату пожара. Скриншоты нужно делать всего экрана. На них должна быть видна ссылка интернет-страницы, дата, время скриншота. Также необходимо выгрузить эксель отчеты из личного кабинета, желательно с электронной подписью площадки.
  • Собираете документы на закупку товара у поставщиков. Пригодятся договор, упд, товарные накладные и платежные документы. Желательно, чтобы в этих документах было наименование товара и его количество.
  • Идете к юристу и передает документы для подготовки претензии. Юрист проверит все документы, при необходимости запросит дополнительные, подскажет какие нужны и в каком виде. Наша компания именно так бы и сделала.
  • Согласуете с юристом позицию и расчет по убыткам. Дальше юрист подготовит претензию или запрос о необходимой информации в площадку. Скорее всего может потребоваться информация о состоянии, остатках вашего товара на складе.
  • Дождаться ответа площадки или истечения претензионного срока. К этому моменту необходимо принять решение о предстоящем суде. Возможно, площадка возместит в какой-то части деньги по претензии. 8. Подготовка и подача иска вашим юристом. Спустя время, возможно, другие продавцы начнут подавать иски и сформируется судебная практика. Ее будет неплохо проанализировать, посмотреть что установлено судом. Это нормально, что всех документов у вас не будет, они могут появиться в процессе, например, площадка предоставит их продавцу или в материалы дела.
  • Выиграть спор и получить компенсацию убытков!

Помните, что сумма возмещенных убытков будет внереализационным доходом. Налог нужно будет рассчитать и заплатить.

Если продавцы Вайлдберрис прочитали, то напишите о своей ситуации в комментариях и полезен ли был материал. Буду ждать комментарии и подписки на канал!

Начать дискуссию