Оферта для продаж обучений разного формата. Что учесть, чтобы не облажаться?
Материал обязателен для прочтения тем, кто продаёт свои обучения и намерен делать это прозрачно, легально и безопасно.
Под форматами обучений я имею ввиду:
🔶 Полноценные онлайн-курсы, которые сочетают в себе:
• базу знаний в виде модулей, видео-уроков, чек-листов, гайдов и т. п
• групповые созвоны или прямые эфиры на определённые темы
• домашние задания и их проверка.
🔶 Наставничества (групповые или личные), где преимущественное значение имеют именно созвоны или встречи с разборами, а также поддержка наставника.
🔶 Видео-уроки в записи, когда эксперт оформил свои знания, навыки в какой-то нише в удобный для изучения формат и продаёт доступ к ним на постоянной основе без включения в работу с учеником.
Для продаж каждого из указанных форматов обучений необходим такой документ, как оферта. Именно о ней я подробно расскажу в этой статье ⬇
Что такое оферта и в чём преимущества её использования?
Публичная оферта — это предложение заключить договор на определённых условиях с любым, кто отзовётся на неё.
Иначе говоря, это документ, в котором вы максимально подробным образом прописываете положения, на которых готовы заключить договор с будущим учеником или наставляемым.
Тем самым вы расставляете границы во взаимоотношениях между вами и закрываете риски, которые могут возникнуть из-за недобросовестного поведения некоторых учеников или вовсе потребительского экстремизма.
Удобство использования такого документам, как оферта состоит в том, что:
✅ Экономит деньги. Один раз вкладываешься в разработку грамотной оферты индивидуально под свой продукт и используешь её неоднократно.
✅ Экономит время. Её условия не обсуждаются, потенциальный ученик не может их изменить, а только согласиться или нет.
✅ Экономит бумагу. Для заключения договора на условиях оферты не нужно что-либо распечатывать и подписывать. Потенциальному ученику достаточно акцептовать её способом, который указан в самой оферте.
Акцепт — это ответ лица, которому адресована оферта о её принятии.
Когда мы говорим об обучениях, то акцептом чаще всего прописывают оплату. То есть оплата = заключение договора на условиях оферты.
Легко, просто, быстро. Именно поэтому публичная оферта идеально подходит для продаж онлайн-обучений.
Однако для того, чтобы этот документ реально работал на вас, а не просто болтался где-то в "подвале " сайта он должен быть грамотно проработан. То есть учитывать множество нюансов, о которых вы можете даже не догадываться.
Что важно учесть в оферте, чтобы не облажаться при возникновении спора с учеником или наставляемым?
🔥Осторожно, спойлер! Важно учесть и проработать абсолютно всё, каждый раздел и каждый пункт, однако ниже я опишу только самые основные моменты, на которые нужно обратить внимание.
№ 1. Предмет договора.
При разработке данного раздела важно чётко понимать, обучение какого формата вы продаёте. Именно это влияет на выбор вида договора и норм права, которые мы будем использовать при разработке оферты.
Это может быть:
➡ либо "Договор возмездного оказания услуг", по которому вы будете оказывать образовательные и (или) информационно-консультационные услуги
➡ либо "Лицензионный договор", по которому вы будете предоставлять доступ к обучающим материалам (на юридическом — предоставление права использования обучающих материалов на определённых условиях)
➡ либо смешанный договор, где будут и услуги, и доступ.
Частые ошибки, которые я наблюдаю во многих офертах:
Первая.
❌ Использование конструкции "оказания услуг" и формулировки "оплата услуг", когда предоставляется доступ к обучающим материалам.
Здесь важно понимать, что чаще всего ваши обучающие материалы являются объектами авторского права. Когда вы предоставляете к ним доступ вы не оказываете услугу.
Идеальная конструкция для таких правоотношений, которая будет максимально безопасна для вас с юр. точки зрения — это использование конструкции "лицензионного договора" с выплатой "лицензионного вознаграждения" и обязательным согласованием существенных условий данного вида договора.
Вторая.
❌ Использование в "предмете договора" расплывчатых формулировок без конкретизации состава обязательств.
Здесь важно понимать, чем более конкретными и не допускающими двойственного толкования будут формулировки в вашей оферте, тем лучше она будет защищать вас от спорных ситуаций.
Если перечень ваших обязательств сводится к 1-2 созвонам в неделю, открытию 5-8 модулей и т. п., то срочно убирайте эту неопределённость из своих документов.
№ 2. Оплата и порядок расчётов.
При разработке данного раздела важно чётко и конкретно прописать несколько моментов, а именно:
➡ порядок оплаты (сайт, платёжный модуль, ссылка в переписке, бот)
➡ всевозможные способы оплаты (перевод, банковская рассрочка, внутренняя рассрочка, Актив кредит, Ресурс развитие)
➡ когда обязательство по оплате считается исполненным
➡ какова природа комиссий, которые берёт банк (при оплате по банковской рассрочке) или платёжная система за приём оплаты.
Здесь важно понимать, что существует куча вариантов и способов оплаты, а поскольку акцепт оферты чаще всего завязан на оплате важно очень подробно прописать каждый из вариантов.
Опять же, чем конкретнее, тем лучше.
№ 3. Порядок оказания услуг и сроки.
Этот раздел я вообще редко вижу в офертах в таком виде, в котором он должен быть, чтобы закрывать риски разного рода при возникновении спора.
При разработке данного раздела важно прописать огромное количество моментов, а именно:
➡ что происходит после оплаты
➡ где и по каким реквизитам происходит коммуникация сторон (если предусмотрено несколько способов, например, личный чат / общий чат / канал в Telegram, ГетКурс и иное, то описать подробным образом все)
➡ когда будут выходить уроки или открываться модули
➡ когда и где будут проводиться созвоны и будет ли направляться их запись
➡ в течение какого срока необходимо сдать домашнее задание
➡ будет ли проверяться домашнее задание, которое было сдано за пределами срока
➡ кем и в течение какого срока будет проверяться домашнее задание
➡ влияет ли выполнение домашнего задания на дальнейшее обучение
➡ каким образом предоставляется доступ к обучающим материалам
➡ на какой срок предоставляется доступ к материалам обучения
➡ и многое другое ...
Если в вашей оферте нет ответа хотя бы на один из вопросов выше, то это RED FLAG 🚩 для того, чтобы обратиться к юристу и проработать каждый пунктик в этом документе.
📑 За разработкой грамотной оферты для своего обучения, а также сопутствующих юр. услуг для инфобизнеса вы можете обратиться к автору поста.
№ 4. Односторонний отказ от договора и возврат денежных средств.
Вы не представляете, сколько запросов каждый день я получаю от недовольных учеников, которые хотят купить мою услугу по возврату денег за обучение. Некоторые дела я беру в работу и решаю очень успешно ("Про возвраты" почитать можно тут). Почему?
Потому что онлайн-школы, эксперты, наставники:
➡ либо в принципе не прорабатывают этот раздел оферты
➡ либо пишут в нём какие-то кошмарные пункты, которые ЯВНО ущемляют права учеников и легко могут быть признаны в суде злоупотреблением правом
Например, указание на выплату штрафа, если учение хочет отказать от договора или указание на то, что первый созвон или первый модуль стоит 80% от общей стоимости обучения и т. п. Поверьте мне, это в суде вряд ли устоит.
Такие ⬆ и подобные положения лишь создают иллюзию вашей защиты от недобросовестных учеников.
А теперь парочку слов о том, что действительно стоит учесть при разработке данного раздела, чтобы и себя защитить, и права учеников не нарушать:
➡ прописать, в каком порядке можно отказаться от договора в одностороннем порядке
Поверьте, это положение нужно не только для учеников, но и для вас. Не исключены ситуации, когда ваше обучение покупает токсичный и ленивый ученик, которому проще вернуть деньги, чем сливать свою энергию на того, кто не открыт и не готов применять знания.
➡ прописать, что является вашими фактически понесёнными расходами
Если мы заглянём в Гражданский кодекс РФ, то увидим, что если ученик отказывается от договора, то вы вправе удержать фактически понесённые расходы. Поэтому, важно их описывать на начальном этапе.
➡ прописать, каким образом будет производиться перерасчёт денежных средств в случае одностороннего отказа
Здесь важно учесть все варианты развития событий. В частности:
✅ порядок расчёта суммы к возврату, когда ученик отказался до начала услуг
✅ порядок расчёта суммы к возврату, когда ученик отказался до созвонов, но после предоставления доступа к обучающим материалам
✅ порядок расчёта суммы к возврату, когда ученик посетил несколько созвонов и отказался
✅ порядок расчёта суммы, которую ученик должен доплатить вам, если посетил бОльшую часть созвонов, но зашёл по внутренней рассрочке и сделал только один платёж
Если в вашей оферте нет положений о том, как действовать и делать перерасчёт в ситуациях, описанных ваше, то это RED FLAG 🚩 для того, чтобы обратиться к юристу и проработать каждый пунктик в этом документе.
Напомню, информация из статьи — это лишь малая часть того, что важно учитывать при разработке грамотной оферты, которая действительно будет работать и защищать вас.
Если мой материал был полезен, то буду рада вашим ❤ и сохранениям.
Больше полезных постов в моём Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не потерять полезный контакт юриста!
📑 За разработкой грамотной оферты для своего обучения, а также сопутствующих юр. услуг для инфобизнеса вы можете обратиться к автору поста.
С уважением, Александра.
Юрист для онлайн-бизнеса, digital-агентств и авторов.