Кому и зачем нужен IP юрист?
IP юрист – это юрист по интеллектуальной собственности. Он может помочь с защитой товарных знаков (брендов, названий продуктов), дизайна, программного обеспечения и других результатов творческого труда.
В сфере интеллектуальной собственности важно понимать, когда стоит обратиться за профессиональной помощью. Если обратиться поздно, исправить ситуацию может быть сложнее и дороже. Эта статья поможет вам распознать ситуации, когда вам стоит написать IP юристу, а когда можно отложить вопрос на потом.
Вы получили претензию или иск об использовании чужого товарного знака
Столкнуться с такой претензией можно в том случае, если вы использовали обозначение, похожее на чужой товарный знак. Такой риск реализовывается не так уж и редко:
1. Товарных знаков зарегистрировано довольно много;
2. Нарушением считается не только копирование, но и использование похожего обозначения. Степень сходства определяется не на глаз, а по определенным критериям, ее не всегда просто оценить без специальных знаний;
3. Ответственность наступает даже в том случае, если вы не знали о существовании такого товарного знака.
В идеальном сценарии для того, чтобы избежать такого риска, необходимо предварительно проверять название каждого товара или услуги перед началом использования.
Если претензия уже пришла, очень важно действовать аккуратно и оперативно. Если вовремя и качественно ответить на претензию можно или вовсе избежать конфликта, или снизить компенсацию (до снижения она может быть до 5 млн и даже больше).
Стоит помнить, что неудачный ответ, переписка по почте и иные хаотичные действия могут, наоборот, ухудшить ситуацию.
Идеальный момент привлечения IP юриста: сразу, как получена претензия
Вы запускаете новый бренд или продукт
Если вы запускаете новый цифровой продукт, товар или услугу, при этом планируется длительное использование, такое название стоит зарегистрировать в качестве товарного знака. Если использование не длительное или судьба продукта пока не понятна, можно будет ограничиться проверкой рисков использования.
Самые частые заблуждения:
- У меня оригинальное название, оно охраняется авторским правом;
- Если я начал использовать первым, я смогу защитить себя и без товарного знака.
К сожалению, это не так. Даже если вы придумали что-то невероятно оригинальное, без проверки не получится установить, что такое обозначение не сходно с ранее зарегистрированным товарным знаком. А если похожий товарный знак найдется – использование такого обозначения является нарушением.
Сам факт использования обозначения не позволяет запрещать другим лицам использовать похожее, а также не помешает недобросовестному конкуренту зарегистрировать ваше обозначение на свое имя.
Идеальная последовательность действий:
1. Планируется выпуск нового товара, услуги или ребрендинг существующего;
2. Вы отдаете его на проверку IP юристу или патентному поверенному;
3. Если результаты проверки положительные, то регистрируете товарный знак. С этого момента название полностью защищено;
4. Если результаты проверки негативные, вместе с IP юристом прорабатываете варианты изменения или преодоления рисков.
Идеальный момент привлечения IP юриста: до начала использования нового названия
Вы привлекаете дизайнера, программиста и другого творческого сотрудника или подрядчика
Творческие сотрудники создают объекты авторских прав. Самое важное, что стоит запомнить в этом блоке – изначально права принадлежат автору, то есть человеку, который лично создал что-то творческое (дизайн, код, видео, сценарий и т.д.).
Даже если вы заплатили по договору за создание результата, это не означает, что вам перешли права. Но есть хорошая новость: передать их несложно, нужно просто отдельно прописать эти условия в договоре.
Особенностью привлечения творческих сотрудников или подрядчиков на долговременной основе является то, что они создают такие результаты очень часто. Поэтому важно создать удобную систему оформления и передачи прав. Это важно как для того, чтобы избежать споров с таким сотрудником или подрядчиком, так и чтобы получить подтверждение наличия прав для защиты от копирования иными лицами.
Особенно это актуально в этих ситуациях:
1. Для вас по заказу создали или планируют создать важный IP актив (например, программу, фирменный стиль, логотип);
2. Вы IT компания, креативное агентство, то есть вся ваша деятельность связана с созданием большого количества интеллектуальной собственности;
3. У вас много творческих подрядчиков;
4. Вы сами такой подрядчик и хотите защитить свои права.
Идеальный момент привлечения IP юриста: на этапе обсуждения условий договора
IP активы критично важны для бизнеса, а вы не знаете, переданы ли вам права
Если вы понимаете, что у вас могут быть провалы в защите интеллектуальной собственности, то у вас два варианта действий:
1. Можно понадеяться, что риски не реализуются;
2. Можно заняться аудитом рисков до того, как произойдет проблема.
Во втором случае, скорее всего, вам будет комфортнее, спокойнее и дешевле. Например, если придет обоснованная претензия об использовании чужого товарного знака, то потребуется прекратить использование и сменить бренд. Иногда это дорого и всегда неприятно (даже если не упоминать суд, взыскание компенсации и судебные расходы).
Суть такого аудита: вы общаетесь с IP юристом, он задает много вопросов, запрашивает документы, а потом дает табличку, где прописаны риски, что может быть и как их нейтрализовать.
Идеальный момент привлечения IP юриста: когда появляется возможность
Когда можно решить вопрос самостоятельно
В этих ситуациях может быть целесообразно решить вопрос самостоятельно:
- Вы только запустили бизнес или направление, сейчас остро стоят другие вопросы;
- У вас есть шаблон или памятка, проверенные или разработанные специально для вас.
Давайте разбираться.
Вы только запустили бизнес или направление
Обычно на самом старте перед предпринимателем и его командой остро стоит множество иных вопросов. Это не означает, что интеллектуальная собственность становится не важна или действует какой-то особый режим. Но объективно в начале вопрос интеллектуальной собственности может оказаться не таким приоритетным, как вопрос выживания и функционирования проекта в целом.
На этом этапе можно постараться сделать самый минимум:
1. Использовать описательное название. Так, существуют неохраняемые обозначения. Например: «салон красоты», «стоматологический центр» и т.д. Такие обозначения не принадлежат никому, поэтому риск нарушения чужого товарного знака минимальный.
2. Найти какой-то проверенный шаблон договора с отчуждением исключительных прав. Да, он будет не персонализированным и может не полностью подходить, но это лучше, чем ничего. Сами по себе права от автора к вам точно не перейдут, а по договору – могут.
Важно вернуться к вопросам защиты интеллектуальной собственности как только появится такая возможность.
У вас есть проверенные шаблон или памятка
Если вопрос защиты IP возникает неоднократно, то лучше решать вопрос системно. Для этого, например, можно использовать:
1. Рамочный договор с разными вариантами условий;
2. Памятку по оценке новых названий;
3. Памятку по взаимодействию с творческим сотрудником.
Если такие документы составлены с пониманием ваших задач и специфики процессов, то их вполне комфортно и безопасно можно использовать без юриста.
Также, можно попробовать разобраться в основных моментах, читая качественные профильные каналы и иные ресурсы с практичной информацией. Один из таких каналов – напиши IP юристу. В нем я пишу практические советы на основании тех запросов от бизнеса, с которыми я сталкиваюсь в своей работе чаще всего.
Например, недавно я писала о том, какой договор лучше заключить с дизайнером; как отличить патентного тролля; что делать, если обнаружен сайт с доменным именем, как у вас.
Предлагаю в комментариях рассказать о ситуациях, когда у вас были проблемы с оформлением или защитой интеллектуальной собственности? Как решали? Чему вас научил этот опыт?