Что делать, если пришло письмо о нарушении авторских прав

Рассказываем, как сохранить заказы и контент на сайте.

Вы когда-нибудь получали письмо с претензией о нарушении авторских прав?

Продажа товаров и использование контента без согласия правообладателя – серьезный риск для владельцев интернет-магазинов. Зачастую правообладатель требует закрытия доступа к страницам сайта с незаконным содержанием. Для этого он отправляет досудебную претензию о нарушении авторских прав.

Такое письмо могут получить и владельцы интернет-магазинов, которые продают товары законно.

В статье рассказываем, что делать с претензией о нарушении авторских прав и как наши герои решили конфликт с правообладателем.

Антон: «Как я потерял прибыль и заказы»

Антон из СтройРем – руководитель бизнеса и мастер своего дела. По натуре темпераментный и нетерпеливый человек. Занимается продажей строительных инструментов и материалов в интернет-магазине.

Хит продаж в СтройРем – товары бренда МакАллистер. Это любимый производитель всех, кто неравнодушен к ремонту. Основное производство фирмы сосредоточено на профессиональных электроинструментах.

В начале января резко упали продажи товаров МакАллистер. Статистика показывала нулевую посещаемость, хотя инструменты этого бренда добавляют в каждую третью покупку. При переходе на страницу загружалась ошибка 403. Она появляется при загрузке сайта или страниц, к которым ограничен доступ.

Что делать, если пришло письмо о нарушении авторских прав

Первым делом Антон зашел в административную панель сайта. Все страницы были активны, но не загружались. Он сбросил кэш, но на страницах товаров МакАллистер загружалась все та же ошибка. Попробовал отключить и включить страницы, результат был тот же.

Антон понял, что не справится самостоятельно, и обратился к программисту. Тот сделал вывод, что доступ к сайту ограничен администратором хостинга и обращаться нужно к нему.

Антон позвонил в техподдержку хостинг-провайдера и сходу начал обвинять хостинг в безответственности, нарочном отключении сайта и лишении его дохода.

Специалист миновал негатив и перешел к делу: попросил Антона продиктовать данные тарифа хостинга и рассказать о проблеме с сайтом.

Антон постарался без раздражения объяснить ситуацию, хотя внутри все кипело. Специалист техподдержки выслушал и объяснил, что проблема возникла из-за предупреждения БрендРевизора. Он сказал, что отправлял письмо с претензией раньше и сейчас вышлет копию повторно. Теперь Антон понял, что действительно упустил их из виду. Специалист добавил, что решить проблему можно единственным способом – отправить БрендРевизору документы, которые смогут доказать легальную торговлю. Тогда конфликт будет урегулирован, а ссылкам восстановлен доступ.

Почему отключили сайт

Проблема возникла 30 декабря, когда сотрудники СтройРем праздновали удачное завершение года на корпоративе. На рабочую почту поступило сообщение от БрендРевизора.

БрендРевизор нанимают для защиты от незаконной торговли в интернете. Официальный дистрибьютор марки МакАллистер в России использует услуги этой компании. Ревизоры мониторят продукцию брендов в онлайне. При обнаружении незаконного использования логотипов или фотографий бренда направляют досудебную претензию владельцу сайта и хостингу. Конфликт быстро решается, если компании высылают подтверждающие документы.

Из-за молчания владельца сайта БрендРевизор отправил претензию хостинг-провайдеру и прикрепил документы:

  • претензию,
  • патент на товарный знак,
  • доверенность о том, что БрендРевизор могут действовать во всех правоотношениях, связанных с правонарушением интеллектуальных прав.

Техподдержка хостинга переадресовала полученное сообщение владельцу сайта и написала, что нужно срочно принять меры по размещению списка товаров на сайте. Иначе хостинг-провайдер ограничит к ним доступ до прояснения ситуации.

Здравствуйте, Никитенко Антон Викторович!

На ваш сайт СтройРем поступила досудебная претензия от компании ООО "БрендРевизор" о незаконном использовании товарных знаков "МакАллистер".

Во вложении находится скан-копия претензии и полученный пакет документов.

Вам необходимо срочно подготовить ответ на претензию и предоставить документальное подтверждение правомерности использования товарного знака, либо удалить указанные в претензии страницы, содержащие упоминание спорного товарных знака.

В случае отсутствия ответа на претензию до 2019-12-31 мы оставляем за собой право произвести полную блокировку аккаунта в соответствии с п. 3.2.4. Оферты об оказании услуг: https://reddock.ru/docs/oferta/.

Ответ с электронной почты СтройРем не поступил. Все сотрудники отдыхали и не проверяли рабочую почту. Тогда техподдержка позвонила на все номера, указанные на сайте, но никто не брал трубку. Разослала копии письма на почтовые ящики сотрудников, которые были на сайте. Ответ так и не поступил.

Хостинг-провайдеру пришлось ограничить доступ по перечисленным в претензии ссылкам.

Как Антон решил проблему

После звонка в техподдержку хостинга Антон отправил договор купли-продажи БрендРевизору. Ревизоры проверили договор и ответили хостинг-провайдеру о регулировании конфликта:

Добрый день,

Вопрос по сайту СтройРем был урегулирован с правообладателем. Просьба считать претензию отозванной.

Просим не предпринимать никаких дальнейших действий в отношении сайта.

Спасибо за содействие.

С уважением,

ООО “БрендРевизор”

Проблема разрешилась, все страницы возвращены в открытый доступ. Вот только клиенты ушли и вряд ли вернутся. Теперь Антон и его сотрудники проверяют рабочую почту несколько раз в день и даже на выходных.

Олеся: «Как я сохранила заказы»

Олеся из ЧудоДом – владелец интернет-магазина товаров для дома и офиса. Она противоположность Антона: в ее офисе царит спокойствие и порядок. Потеряться в поисках документов невозможно, каждому из них определено место.

На рабочую почту магазина пришло письмо от техподдержки хостинга, на котором размещен сайт. В нем:

  • претензия от представителя бренда Бош о нарушении авторских прав,
  • патент правообладателя на товарный знак,
  • требование удалить перечисленные товары с сайта.

Как быстро решить ситуацию

Олеся не растерялась и подготовила письменный ответ на претензию. К нему прикрепила:

  • Договор поставки.
  • Товарные накладные, подтверждающие приобретение товаров у официального дилера.

Отправила его на почту хостинг-провайдера и компании БрендРевизор.

Цитата:

Добрый день

Вся продукция Бош на сайте ЧудоДом оригинальная и приобретается в авторизованного постановщика ООО "Центр Бытовой Техники" договор прилагаем.

Документы подтвердили правомерное использование товарного знака. Полный список документов перечислен в статье Справочного центра.

Проблема решена: все страницы сайта остались доступными для клиентов. Техподдержка сразу ответила:

Здравствуйте, Олеся Ивановна!

Спасибо за оперативное решение. Отличного дня.

Что сказано в законе

Любое использование интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя считается незаконным. Авторские права охраняются:

  • Гражданским Кодексом РФ (ст. 1229, 1300, 1301),
  • Федеральным Законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 15.7).

Правообладатель может потребовать блокировку сайта в течение 24 часов и обратиться с заявлением в суд. Компенсация за нарушение авторских прав составляет от 10 000 до 5 000 000 рублей.

Что будет, если все оставить как есть

Если вы проигнорируете письмо – проблема не решится сама собой. Давайте разберемся, как хостинг-провайдер действует по закону.

Согласно п. 2 ч. 3 статьи 1253.1 Гражданского Кодекса РФ информационный посредник должен своевременно принять необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Поэтому хостинг-провайдер:

  • Уведомляет о полученной претензии.
  • Дает время на оперативное разрешение ситуации.
  • Если проблема не решается, то доступ к контенту ограничивается.

Для нас важно сохранить ваш проект в целости и сохранности: делаем все для отстаивания ваших прав.

Мы связываемся с вами всеми способами – пишем на электронную почту и звоним по номерам, которые указаны в анкете, на сайте, в соцсетях вашего проекта и других источниках. Если ответ не поступает, дублируем сообщения и ищем новые контакты для связи.

Понимаем, что от наших действий зависит многое, и делаем максимум. Но только от вас зависит все. Пожалуйста, проверяйте почту не только в папке «Входящие», но и в спаме. Рекомендуем скачать приложение почты, которой вы пользуетесь, и включить оповещения о новых письмах. Если нет интернета, то не игнорируйте входящие звонки.

Если вы не отвечаете, то закон нас вынуждает закрывать доступ к спорному контенту. Мы заботимся о вашем бизнесе, поэтому страницы сайта или товары из претензии не удаляем, а лишь блокируем.

По всем вопросам обращайтесь в техподдержку. С радостью поможем в любой ситуации!

P. S. Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны.

77
72 комментария

Прежде чем предпринимать какие-то действия с сайтом вашего  клиента вы должны выполнить три вещи.

1. Проверить что полученный вами документ подписан тем, за кого он себя выдает и является юридически значимым. Для этого вы должны получить либо бумажное письмо с подписью, либо электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной ЭП, или же электронный документ подписанный простой ЭП или усиленной неквалифицированной ЭП, в случае если у вас есть корректно подписанный договор о признании ЭДО с отправителем.

2. Проверить что у отправителя есть полномочия представлять правообладателя. Для этого вы должны увидеть оригинал доверенности, а не ее скан или ксерокопию. Электронная доверенность должна быть подписана усиленной квалифицированный ЭП нотариуса.

3. Если первые две проверки прошли, вы должны проверить, что лицо подписавшее к вам обращение имеет право действовать в соответствии с доверенностью. Если доверенность выдана на юрлицо, а обращение подписало физлицо, вы должны проверить что подписант действительно работает в этом юрлице, и написание таких писем соответствует его должностным инструкциям. Для этого вы должны изучить надлежащим образом заверенные копии приказа о приеме на работу подписанта и его должностных инструкций. Только если же обращение подписано руководителем юрлица, можно обойтись без должностных инструкций, достаточно приказа о его назначении.

Не выполнив этих трех пунктов, вы ставите под риск свой хостинговый бизнес, т.к. владелец заблокированного сайта будет вправе требовать от вас полной компенсации убытков за время простоя сайта. Это может оказаться неподъемная для вас сумма.

6
Ответить

Serge, спасибо за комментарий. Как раз в статье описали алгоритм действий по получению досудебных претензий, который диктует законодательство РФ. Хостинг-провайдер - третья сторона, которая не должна урегулировать конфликт, но обязана принять все доступные меры для его прекращения. 

Конфликт в таких ситуациях - между владельцем сайта и правообладателем. 

Если хостинг-провайдер не реагирует на подобные жалобы, то автоматически становится участником разбирательств. А должен ли он им быть? Хостинг-провайдер - не защитник от нелегального бизнеса. Нельзя прикрыться щитом от закона. Для этого есть юристы, которые быстро и профессионально решают проблему.

В статье рассказали, как реагировать владельцам бизнеса, у которых есть необходимые документы для осуществления законной деятельности. Нужно лишь связаться с правообладателем и подтвердить наличие таких документов. Претензия будет отозвана.

Также отметим, что мы предпринимаем максимальные усилия для сохранения доступа к контенту. Каждый клиент нам важен. Считаем, что такую важную тему стоит поднимать, потому что большинство об этом молчат.

Ответить

Тут необходимо менять хостера, конечно же

Молча заблокировать часть сайта клиента по не пойми какой бумажке от ООО "Хрен с горы", это нужно сильно не ценить клиентов

4
Ответить

Согласен. А еще я узнал новое слово "брендревизор", я то думал это просто полулегальные мошенники, которые доят малый и средний бизнес, пользуясь лазейками 4 главы ГК и сложностью ее понимания для рядового предпринимателя.

Ответить

Станислав, согласны, доступ к сайту самое важное.

Если хостер молча блокирует сайт, то это плохой знак. Нужно искать нового провайдера, который ответственно подходит к таким проблемам. Но мы в статье рассказываем о документах, которые имеют силу и при электронной отправке. 

Отметим, что мы всегда пишем, звоним и находим другие способы связи, если ответ от клиента не поступает. Стараемся решить проблему оперативно.

Ответить

Такие письма пачками приходят. Адекватный хостинг на это не реагирует - они еще официально ни разу не прислали ничего. Только по электронной почте какую то филькину грамоту шлют. 

3
Ответить

Антон, спасибо за участие. Такие письма действительно приходят в большом количестве - и по электронной почте, и по обычной. Хостинг-провайдер должен реагировать на официальные претензии и принимать меры для прекращения нарушений. 

Мы получаем разные претензии. Например, на днях пришла претензия с просроченной доверенностью. Проверили ее на актуальность, она недействительна с осени 2019 года. Не стали дополнительно сообщать владельцу сайта о ней.
Другой пример - ссылаются на общеупотребимое слово. Сообщили клиенту и ждем решения конфликта между клиентом и правообладателем, сайт доступен. 

Ответить