Про сервис электронных заказных писем
АО «Почта России» 4 года назад внедрило для широкой публики сервис отправки электронных заказных писем (ЭЗП): https://zakaznoe. pochta. ru/, после этого наш мир больше не будет прежним.
Как адвокат, я активно использую ЭЗП при отправке судебных документов. Вместе с этим сервис будет одинаково удобен для прочих рабочих и личных рассылок.
Ниже я разберу:
Статью подготовила:
Суть сервиса
ЭЗП позволяет отправлять официальную корреспонденцию со статусом «заказное» в виде электронного документа в форматах word, excel, pdf, jpeg, png. При этом юридически такое письмо равно бумажному варианту, отправленному через отделение Почты России.
Преимущества ЭЗП:
- Не надо тратить время на походы в отделение почты и ожидание;
- Не надо ничего распечатывать;
- Это дешевле, чем классическая отправка в конверте;
- Можно отправить необходимые файлы сразу нескольким адресатам.
Как работает ЭЗП:
- В сервисе нужно авторизоваться через госуслуги;
- Прикрепить файл (можно как подготовить документ заранее, так и создать прямо внутри ЭЗП);
- Выбрать адресата;
- Оплатить;
- По трек-номеру отслеживать, когда оно будет доставлено.
Если адресат пользуется опцией получения писем через ЭЗП, то он увидит ваше письмо также в онлайн-режиме внутри сервиса. (Например, мне так приходят извещения о штрафах ГИБДД).
Однако, если такая возможность не подключена, то почта распечатает ваше письмо и доставит его получателю в бумажном варианте.
Про подписание отправляемых в ЭЗП документов
Если внутри сервиса вы авторизованы через госуслуги, то абсолютно все отправляемые документы будут считаться подписанными простой электронной подписью. Это прямо следует из ст. 5, 6 ФЗ «Об электронной подписи» и п. 31-32 Пользовательского соглашения сервиса ЭЗС. Поэтому в письмо можно просто прикрепить word-файл, и он будет считаться подписанным вами даже в том случае, если ваш адресат не использует ЭЗП, и Почта России распечатает для него ваш файл без «живой» подписи в привычном понимании.
Вместе с этим отмечу, что при отправке судебных документов я по-прежнему перестраховываюсь и сначала создаю pdf-документ, в котором есть изображение моей подписи, и уже его отправляю в суд или участникам дела.
Как заполнять форму ЭЗП
Форма для заполнения письма очень понятная. Необходимо выбрать тип письма, куда оно направляется, добавить получателя, его адрес (который можно автоматически подтянуть по ИНН) и выбрать, необходимо ли вам электронное уведомление о вручении письма.
По ИНН можно автоматически подтянуть адрес получателя.
Также есть опция указать сразу нескольких получателей через кнопку внизу страницы.
Как подтверждать такую отправку для суда
Для подтверждения факта направления заказного письма в суд сторонам необходимо представить почтовую квитанцию и/или уведомление. Для этого при отправке письма через ЭЗП нужно выбрать раздел «отчет о доставке» и выгрузить из него соответствующее уведомление. В нем будет указан трек-номер, адресат и весь путь почтового отправления.
Основные нормативные документы, которые регулируют этот вопрос:
- Пользовательское соглашение сервиса ЭЗП;
- Раздел VI Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 17.04.2023 № 382;
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» — ст. 6;
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»;
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Вывод:
Каждый раз, отправляя документы через ЭЗП, я радуюсь быстроте и простоте сервиса. Раньше мне пришлось бы распечатывать документы (иногда в 10 экземплярах), идти на почту, стоять там в очереди, потом сканировать или копировать почтовые квитанции и только после этого отправлять документы в суд. Теперь же на это уходит не более 15 минут.
При этом в отличие от отправки email я могу быть уверена в легитимном статусе моего письма.
Надеюсь, эта статья поможет добавить эффективный инструмент в вашу работу.