Синдром самозванца: Что делать, если конкуренты маскируются под вас?

Иногда конкуренты действуют недобросовестно, но их нарушения неочевидны. Они могут не копировать ваш дизайн полностью, но имитировать его, делая упаковку своего продукта очень похожей.

Вы продаете свой продукт в определенной упаковке. Ее дизайн известен потребителю, он ассоциирует упаковку с продуктом и его качествами. Поэтому его рука тянется именно к вашему товару на полке магазина.

Конкурент может воспользоваться ситуацией и попытаться перехватить внимание потребителя, имитируя ваш дизайн. Тогда потребитель может перепутать ваши товары в суете бытового шоппинга.

Рассмотрением дел, связанных с недобросовестной конкуренцией занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Мы выбрали несколько интересных кейсов из практики органа за 2023. Ознакомьтесь с ними, чтобы понять, как действовать в ситуации, когда конкуренты мимикрируют под вас.

#1 Семейный запас vs бюджет

Компания начала выпускать консервы, упаковка которых отдаленно напоминала упаковку товаров, представленных рынке ранее:

Синдром самозванца: Что делать, если конкуренты маскируются под вас?

Совпадающие элементы:

  • Одинаковое композиционное построение этикеток;
  • Наличие белого фона и красных графических элементов;
  • Изображение коровы в центре и надписи «говядина»;
  • Наличие близких по смыслу обозначений «Семейный бюджет» и «Семейный запас».

Здесь в оформлении товара использовались обозначения, не обладающие различительной способностью (изображение коровы, надпись «говядина»). Если упаковка преимущественно состоит из неохраняемых элементов, с защитой могут возникнуть сложности. Что можно сделать в такой ситуации?

  • Если конкруент уже использует похожую упаковку, то целесообразно выделить ключевые элементы оформления так, чтобы подчеркнуть, что именно скопировано. Совпадений может оказаться достаточно для обращения в ФАС.

В данном кейсе: полоски разного оттенка красного с примерно похожим расположением, изображение коровы, расположение, шрифт и размер словесных элементов.

  • Можно действовать на опережение и регистрировать в качестве товарных знаков или промышленных образцов ключевые паттерны оформления упаковок. Тогда спор вряд ли дойдет до суда, если вообще возникнет.

Дело: Решение № 08/01/14.6-26/2023 от 16.08.2023 о нарушении антимонопольного законодательства

#2 Traumeel vs Traminel

Конкурент начал выпускать косметическое средство со сходным названием и с похожей упаковкой:

Синдром самозванца: Что делать, если конкуренты маскируются под вас?

Совпадающие элементы:

  • Сходное словесное обозначение;
  • Шрифт голубого цвета в наименовании продукции;
  • Изображение бегущего человека

Название «Траумель» было зарегистрировано как товарный знак. Поэтому в этой ситуации правообладатель мог начать спор о запрете использования и взыскать компенсацию — скорее всего, ему бы удалось доказать фонетическое сходство обозначений «Траумель» и «Троминель» в суде.

В то же время, здесь очевидно намерение конкурентов создать смешение за счет комбинации элементов: цветов, логотипа, названия. Такое явное нарушение можно пресечь быстрее — через ФАС, чем и воспользовался правообладатель.

Дело: Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 06.07.2023

#3 Умка

Компания «Симбат» ввела в оборот товары серии «Умка», упаковка которых сходна с товарами компании «Белая мануфактура»:

Синдром самозванца: Что делать, если конкуренты маскируются под вас?

Совпадающие элементы:

  • Использование одинаковых цветов: оранжевого, белого, синего. При этом цвета разделены на 4 блока;
  • Пометка 0+ в сходном дизайне в правом верхнем углу;
  • Фраза «с первых дней жизни»;
  • Оранжевая крышка;
  • Разделение цветовых блоков дугой.

Обе компании заключили договоры с Союзмультфильм на использование товарных знаков. Более того, нарушитель («Симбат») согласовал упаковку своих товаров с компанией Союзмультфильм. То есть сами товарные знаки с изображением мишки и слова «Умка» использовались правомерно.

ФАС сравнивала именно дизайн остальной части упаковки. По отдельности совпадения не выглядят значительными, отдельные элементы (например, оранжевая крышка) сами по себе не являются охраняемыми. Но сочетание элементов в целом приводит к тому, что упаковки можно перепутать.

Производитель товара, который первым появился в обороте, не мог защитить слово и изображение, которые ярче всего его выделяют, так как это товарные знаки третьего лица (Союзмультфильма). В этой ситуации ему бы сильно помогло зарегистрировать как товарный знак внешний вид своей упаковки.

Решение от 25 апреля 2023 г. по делу № 077/01/14.6-17813/2022

Как защитить упаковку?

Если конкуренты уже копируют вас

Вы можете обратиться в ФАС с заявлением о недобросовестной конкуренции. Чтобы орган принял ваши доводы важно показать, что именно скопировано.

Для этого нужно подготовить качественное описание упаковки продукта, выделить максимальное число ключевых элементов. Делать это нужно схематично, учитывая их возможное изменение при копировании.

Если конкуренты пока не копируют вас, но вам дорога упаковка

Можно защитить упаковку с помощью промышленного образца или товарного знака. Когда у вас зарегистрировано исключительное право — борьба с нарушителями проходит быстрее и проще. Кроме того, вы сможете получить компенсацию.

Как видно, в подобных конфликтах может быть несколько вариантов действий. Наиболее оптимальная стратегия защиты будет зависеть от конкретных обстоятельств. Найти ее помогают специалисты по интеллектуальной собственности. Вы всегда можете обратиться за консультацией в Versus.Legal.

Наш сайт: https://versuslegal.ru/

Telegram-канал практики интеллектуальной собственности: https://t.me/ip_universus

11
Начать дискуссию